Суровый моряцкий затяг

В содружестве трубок рождается дружба сердец.
Герман Мелвилл. «Билли Бадд, фор-марсовый матрос»

Эта статья - не пропаганда курения, но истинно морской рассказ об истории трубки, и что она есть в жизни моряка

Морской волк Моряк и капер Жан Бар не смог расстаться с трубкой даже на аудиенции у короля Людовика XIV. Картина Жан-Леона Жерома. Собрание ЛувраВину за появление табака в Европе некоторые возлагают на путешественника Уолтера Рейли. Легенда гласит, что, когда, вернувшись в Англию, он закурил трубку, один из слуг бросился к нему с кувшином воды, чтобы потушить пожар

Продолжение. Начало в YR №4 (73), 2015 г.

Текст Сергея Борисова

Сан Саныч, капитан «Фагота» и наш капитан, как-то спросил «подрульных»:

- А теперь ответьте, молодые люди, почему моряки курят трубку?

- Потому что брызг не боится. И ветра. Так?

- Оно, конечно, верно. Да не совсем.

После этого Сан Саныч взял паузу и принялся сосредоточенно посасывать свою заслуженную трубку. Уж мы сигареты до фильтра добили, минут десять прошло, лишь тогда кэп взглянул многозначительно и сказал:

- Теперь понятно?

Сан Саныч был настоящий моряк и настоящий яхтсмен. Молодым – повоевал, после войны – в паруса влюбился. А мы, вчерашние студенты, были его экипажем. И как настоящий моряк, сигаретам и папиросам Сан Саныч предпочитал трубку. А еще Сан Саныч был большим любителем разных историй и любопытных фактов, коими и потчевал нас от случая к случаю. Рассказчик он был замечательный.

- Вот, говорят, что во всем виноват Колумб, что это он в Европу табак привез и трубку к нему. А еще виноваты моряки – они первыми пристрастились. А я так скажу: про моряков – это правильно, а вот с Колумбом – тут ошибочка…

Из рассказа капитана «Фагота» следовало, что с Колумбом нынешние борцы с курением явно промахнулись. Действительно, пристав к одному из островов в «дальнем синем море», он был озадачен туземным обычаем вдыхать дым тлеющих «благовонных злаков». Иногда островитяне скатывали в трубочку листья, которые они величали «пектум», высушивали их и курили (как мы это сейчас называем). Кроме того, туземцы нюхали размолотые в пыль какие-то растения через Y-образные трубки, всовывая их раздвоенный конец в ноздри. Эта трубка называлась «тобаго» или «тобака». Так испанцы стали называть и само растение, дым которого так ценился туземцами. Из большого уважения к бледнолицему гостю, островитяне поднесли Колумбу связку листьев и показали, как их следует пускать в дело. Колумб рискнул – и ему не понравилось: горько, гадко и кашляешь. Тем бы все и закончилось, если бы однажды Колумб не обнаружил половину своей команды в совершенно «разобранном» состоянии. Оказалось, матросы решили попробовать покурить, и не рассчитали свои силы. Но больше удивило капитана другое: очухавшись, матросы вновь взялись за самокрутки, только на сей раз курили с «толком и расстановкой», явно получая удовольствие и от процесса, и от вдыхаемого дыма. В тот день Колумб записал в дневнике: «Что за прибыль имеют они от этого, не понимаю».

В Европу табак попал с последним кораблем второй экспедиции Колумба. Семена таинственной травы привез монах Роман Пано. И хотя служитель Господа поведал все, что знал, об обычае туземцев «пить дым», в Испании табак стал всего лишь декоративным садовым растением.

Прошло полвека, и во Францию из далекой Бразилии привез табак францисканский монах Анрэ Тивэ. Он полагал табак чудодейственным лекарственным снадобьем. К табакe стали осторожно присматриваться, однако настоящий прорыв произошел в 1560 году, когда французский посол при португальском дворе Жан Нико преподнес королеве Екатерине Медичи листья табака, заверив, что они избавят ее от мигреней. Листья растолкли в порошок, стали нюхать – и пришло облегчение! В благодарность королева назвала «лекарство» именем посланника — nicotina tabacum. Мода на «порошок травы королевы» тут же захватила Париж, а потом и всю Францию.

Что касается Испании, то ее «соблазнил» табаком Фернандес де Оливио, губернатор Эспаньолы. А Британию – «королевский пират» сэр Фрэнсис Дрейк. Именно ему мы обязаны появлением в Старом Свете трубки. Ее Дрейк «позаимствовал» у индейцев Виргинии, которые пускали «трубку мира» по кругу при заключении договоров.

Тут уж закурили все – от аристократов до преступников. Так, в 1616 году путешественник, писатель и корсар Уолтер Рейли, приговоренный к казни, в ответ на предложение высказать последнюю просьбу, сказал, что хотел бы выкурить «добрую трубочку».
Ему не отказали: выкурил - а уж потом казнили.

Повсеместно табаку приписывали различные целебные свойства, его считали чуть не панацеей от всех болезней – от бессонницы до проказы. Однако все это мало волновало самых рьяных приверженцев трубки с табаком – моряков. Болезней они не боялись, у них были другие заботы. Трубка позволяла скоротать вахту, легче переносить голод и жажду, она отгоняла сон и позволяла расслабиться.

Все, что нужно для курения, каждый моряк держал при себе. Обычно пользовались глиняными трубками, но встречались и каменные. Из последних особенно ценились те, что были сделаны из красного мела, добываемого в близ городка Пайптаун в Миннесоте. Камни из этих каменоломен считали «даром богов» все индейские племена Северной Америки. Особенно ценились известняковые трубки, однако их полуметровый чубук был хрупок, да и в карман такую трубку не положишь, так что известняковые трубки были «привилегией» офицеров. И как тут не вспомнить «короля пиратов» Генри Моргана, чья трубка была украшена бриллиантами, и носогрейку капитана Кидда, с которой он не расставался даже во сне!

Конечно, случалось, что во время плавания трубки ломались. Тогда их мастерили из дерева. А если на камбузе обнаруживалась кукуруза, трубки делали из початка.

Тут уместно заметить, что нынешние деревянные трубки и их форма сравнительно молоды: например, данхилловские трубки появились в начале XX века. До того потребности курильщиков в трубках из вереска удовлетворяла главным образом Франция, а в пенковых трубках – Вена. Но вернемся в море…

Курили моряки прессованный табак, поскольку он лучше сохранялся. Обычно из табачных листьев вили веревки, которые потом по надобности нарезали на кружки.

Так как табак входил в корабельное довольствие, то для нужд команды, ясное дело, закупались самые дешевые сорта. И если большинство трубочных табаков для «сухопутного использования» представляли собой смесь из сортов «Кентукки», «Вирджинии», «Мериленд», «Варинас» и других, то морякам приходилось обходиться каким-нибудь одним сортом. А бывало, когда курево кончалось, в ход шел чай, а то и морская трава из матросских тюфяков.

Вместе с тем, именно морякам поклонники трубок обязаны появлением ныне знаменитых сортов…

Однажды некий капитан Кавендиш в погоне за экономией места решил утрамбовать табачные листья в бочки из-под рома. По прибытию в Англию бочки вскрыли и обнаружили, что пропитавшийся запахом рома, многократно нагревавшийся в жарких тропиках и охлаждавшийся во время штормов спресованный табак стал и лучше, и ароматнее. Так появился табак Cavendish, который со временем «разветвился» на кавендиши американского типа (с большим количеством патоки и ароматизаторов, с обработкой паром высокого давления); голландские кавендиши (табачные смеси, созревающие в ферментационных камерах под воздействием каталитических добавок); пряные датские кавендиши (из табака сортов Virginia и Burley) и так далее.

Курили на кораблях - по крайней мере, «рядовой состав», - в строго отведенных местах: на баке, а еще чаще – у камбуза. Это правило нарушали лишь юнги. Они выбирали укромные уголки, потому что взрослые моряки частенько отбирали у них табак, руководствуясь принципом: «Можешь делать сплесни и узлы вязать – можешь курить трубку и табак жевать».

Курить матросам дозволялось не всегда. На военных кораблях после захода солнца за поимкой матроса
с зажженной трубкой следовало серьезное наказание.
Так проявлялась забота о пожарной безопасности.

- Когда американцы выясняли с англичанами, кому из них в Америке править, - рассказывал Сан Саныч, - и довыяснялись до войны, один фрегат взлетел на воздух из-за того, что его комендор был заядлым курильщиком. В бою его тяжело ранило, и последним желанием моряка было сделать несколько затяжек из трубки. Никто не заметил, как он умер. Трубка выпала из руки. Угольки засыпали перевязочную вату. Потом огонь переметнулся на пороховой картуз, затем юркнул в крюйт-камеру. Ба-бах! И нет фрегата. Вот и вы, недоросли, глядите: чтобы в кокпите – и нигде больше!

Нет правила, которое никогда не нарушалось бы, как нет и безвыходных ситуаций. Когда запрещалось курить, матросы жевали табак. Жевали они его и при подъеме на мачту, при выбирании тросов, выхаживании якоря, короче, всегда, когда руки были заняты, а покурить хотелось. Кстати, изжеванный табак обычно не выбрасывался: его сушили, а затем набивали им трубки.

Безусловно, если есть поклонники, всегда найдутся и противники. Если одни доктора говорили, что курить трубку полезно, то другие заявляли, что вредно. Если прусские короли Фридрих I и Фридрих-Вильгельм I устраивали при дворе курительные торжества, то английский король Яков I приказал резать курильщикам уши, а Папа Урбан VIII своей буллой постановил отлучать от церкви за курение в стенах храма.

Однако ничто не могло заставить истинного курильщика расстаться со своей трубкой. Особенно моряков. Тем более, что случалось и наоборот, когда знак «-» менялся на «+». И лучшие пример тому – Россия. Если при царе Алексее Михайловиче Тишайшем любителей «дымного зелья» ссылали в Сибирь, а протопоп Аввакум предрекал, что из табачного дыма выйдет на землю вавилонская блудница, чтобы жечь добрых христиан огнем адовым, то при Петре I курение трубки стало делом чуть ли не обязательным для знати, а уж на кораблях российского флота – без всяких «чуть ли».

- А вот я читал, что никотин – чистый яд, - заметил кто-то из «подрульных», неосторожно перебивая капитана.

- Некоторые так много читали о вреде табака, что покончили с чтением, - отрезал Сан Саныч. – В общем, так: моряк с трубкой – это символ профессионализма и уверенности в себе, это зримый образ мужского начала! Потому что женщины курят сигаретки-пахитоски, у них трубка во рту не держится. Ясно?

* * *

С тех пор, как капитан «Фагота» развлекал нас своими историями, прошло больше 20 лет. И теперь я знаю, что кое в чем Сан Саныч ошибался. Об этом мне и миру поведал Игорь-Гарик Сукачев-Горыныч. Помните?

Моя бабушка курит трубку,
Черный-пречерный табак,
Моя бабушка курит трубку,
В суровый моряцкий затяг.

Так что, перефразируя одного писателя, скажем о женщинах так: все они равны между собой, но некоторые равны особенно. Но сути это не меняет. Я лично курил трубку. И был всегда готов, в духе древнего ритуала трубки мира и согласно пиратскому обычаю, протянуть ее новому члену экипажа, которому тоже хочется стать настоящим морским волком. Я бы и сейчас протянул, да не могу, не курю больше, возраст, бросил.

Индейский подарок
Табак – растение из семейства пасленовых, стебель у табака достигает двух метров высоты, слаборазветвленный, с большими листьями, собранными в метелку воронковидными, карминно-красными цветками. И надземная, и корневая часть табака содержит ядовитые вещества – никотин и многочисленные близкие к нему алкалоиды, дубильные вещества, смолы, ферменты. Таким образом, курение не может не вредить здоровью человека. Вместе с тем, известны и лечебные свойства табака. В народной медицине им лечат ушные болезни, снимают боли, применяют при эпилепсии...

Товар премиум класса
Все люди разные, и поклонники трубочного табака – не исключение. Некоторые из них ни за что не откажутся от любимой трубки, но в то же время сознают, что курение приносит не только удовольствие, но и вред. Этим людям совместное англо-японско-черногорское предприятие намерено предложить новейший табак премиум класса, который к собственно табаку ни малейшего отношения иметь не будет. Исследования, проведенные японскими и британскими учеными, показали, что растение, заполнившее поверхность черногорских соленых озер и часть глубоководных бухт, так называемый «морской» табак, при определенной обработке приобретает качества высокосортного трубочного табака. «Морской табак» почти не содержит никотина, но при этом богат йодом, калием, кальцием, магнием, марганцем, цинком и бромом. Что любопытно, при сгорании «морского табака» в трубке, эти вещества не только не исчезают, но даже приобретают повышенною стойкость и даже проходят своеобразную дезинфекцию. Тем самым «курение» дает определенный лечебный эффект, сравнимый с лечением морской водой, только в несколько раз больший. Японцы-британцы-черногорцы не сомневаются, что товарная ниша для их продукта огромна. Перспективы рисуются радужные. Посему уже начаты работы по созданию сигаретного табака. Учитывая, что запасы «морского табака» в Черногории огромны, то хватит на всех – и на поклонников трубок, и на любителей сигарет.

Опубликовано в Yacht Russia №9 (78), 2015 г.

Популярное
Мотылек с острова Дьявола
Он был преступником. Арестантом. Заключенным. И бежал снова и снова. Его ловили, а он опять бежал. Потому что... Жить, жить, жить! Каждый раз, находясь на грани отчаяния, Анри Шарьер повторял: «Пока есть жизнь, есть надежда».
Очень опасный кораблик
Что такое физалия, и почему ее надо бояться
Снежные паруса. Секреты зимнего виндсерфинга

Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...

Борода - краса и гордость моряка

Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.

Мурены: потенциально опасны
Предрассудки, связанные с ложными представлениями о муренах, стали причиной повсеместного истребления их в Средиземноморье. Но так ли уж они опасны?
Навигация на пальцах
Звездные ночи в море не только невероятно красивы – яхтсмены могут (и должны) использовать ночное небо для навигации. Чтобы точно знать свое положение, порой можно обойтись без компаса или секстанта
Мотосейлер. Нестареющая концепция

Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?

Мыс Горн. 400 лет испытаний

«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк

Блуждающие огни

Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.

Питер Блейк. Легенда на все времена

Питер Блейк… Он вошел в историю не только как талантливый яхтсмен, но и как признанный лидер, ставший «лицом» целой страны Новой Зеландии, показавший, что значит истинная забота и настоящая ответственность: на самом пике спортивной он оставил гонки и поднял парус во имя защиты Мирового океана – того океана, который он так сильно любил