Франк Камма: «В Кубке «Америки» мы пойдем до конца»

До старта самого старого и самого уважаемого спортивного соревнования мира – до розыгрыша очередного Кубка «Америки» – еще есть время. Мы решили дать слово французскому гонщику Франку Камма, возглавившему Groupama Team France. Наш выбор не случаен: французская команда последней вступила в борьбу за Кубок, а еще Франк получил тяжелую травму на тренировке…

GroupamaTeam France GroupamaTeam FranceGroupamaTeam France

Беседовали Екатерина Жилина и Артур Гроховский

Главная парусная регата пройдет в июле 2017 года на Бермудских островах. На сегодня бороться за Кубок собираются шесть команд: Artemis Racing, Emirates Team New Zealand, Groupama Team France, Land Rover BAR, Oracle Team USA и Soft Bank Team Japan.

Yacht Russia: Франк, как ваше здоровье, смогли ли вы полностью восстановиться после операции?

Франк Камма: Я начал тренироваться в конце февраля и уже могу нормально перемещаться по сетке катамарана. Но безусловно, я еще не до конца восстановился, потому и гонки в Омане наблюдал с берега в качестве тренера. Думаю, мне надо еще месяца два, чтобы добрать форму до ста процентов. И да, теперь у меня в ноге шурупы и пластинки, но в аэропортах я «пищать» не буду - пластинки немагнитные, титановые, все на высшем уровне, как и положено в нашем виде спорта.

Yacht Russia: Получается, предостережения, что крылатые катамараны – довольно опасная вещь, оказались не пустыми словами?

Франк Камма: Профессиональный спорт редко бывает полностью безопасным. Но разумеется, чем выше скорость, тем больше риск, тем выше вероятность травмы, тем тяжелее сами травмы. Собственно, это везде и всегда так. Но это не значит, что мы должны отказаться от крылатых яхт.

Yacht Russia: Тогда насколько верна точка обратная точка зрения, что крылатые катамараны вскоре полностью вытеснят обычные парусные яхты?

Франк Камма: Я думаю, что катамараны и однокорпусники – это два разных мира. Многие любят ходить на однокорпусниках, это очень красиво и тоже динамично. Но! Кубок «Америки» – это соревнование, которое указывает направление развития для всего парусного мира. Если организаторы Кубка «Америки» решат вернуться к однокорпусным судам, это послужит сигналом и для остальных. Но сейчас лодки Кубка «Америки» – это самые быстрые яхты в мире! А ведь раньше было по-другому. Скажем, в 2007 году яхты класса АС были не такими уж быстрыми, причем как на полных курсах, так и на острых. И на них нельзя было делать то же самое, что, к примеру, на тримаранах класса ORMA 60 во Франции. Теперь все поменялось, и, я думаю, это круто – иметь в Кубке «Америки» самую быструю и самую сложную лодку, поскольку эта регата – самое престижное состязание в парусном спорте. Оно само по себе ассоциируется с высокими технологиями. Многие молодые яхтсмены мечтают попасть на эти гонки, потому что уже попробовали ходить на крылатых яхтах, на тех же швертботах класса Moth, и поняли, что хотя это намного труднее, зато ощущения от полетов над водой просто невероятные! Вместе с тем я не думаю, что крылья и катамараны полностью вытеснят обычные однокорпусные суда.

Yacht Russia: Как вы сами относитесь к крылатым катамаранам, насколько сложно ими управлять, каких новых навыков они требуют от команды и рулевого?

Франк Камма: В предварительных гонках Кубка «Америки» мы гоняемся в новом формате – каждая гонка очень короткая, всего 20 минут, и с ограниченной гоночной зоной. Рулевому необходимо быть непрерывно включенным в работу и мгновенно принимать решения. Недопустимо даже на долю секунды отвлечься от происходящего, поскольку на этих лодках все происходит очень быстро, даже, пожалуй, чересчур быстро. Команда, в свою очередь, должна столь же стремительно действовать при выполнении любого маневра, что опять же совсем не просто, так как снасти очень нагруженные, новые катамараны вообще требуют очень хорошей физической подготовки. К тому же, рулевому нужно быть в постоянном контакте с командой. Во время гонки всегда что-нибудь происходит, места на воде мало, лодок вокруг тебя много, и ты не можешь все заранее планировать. Гонки в таком формате вынуждают рулевого работать «на максимуме».

Yacht Russia: Не помешает ли здоровье вашему участию в столь напряженных состязаниях и в самом Кубке «Америки»?

Франк Камма: Я потерял три месяца из-за травмы, но это жизнь, и теперь мне нужно много работать, чтобы вернуть прежнюю форму. Поэтому я не знаю, буду ли участвовать в этапе AC Series в Нью-Йорке (следующий после Омана этап. – Прим. YR). Пока у меня запланированы тренировки во Франции, по их результатам – в конце марта - я приму решение. Хотелось бы, конечно, пораньше начать гоняться в полную силу, ведь это именно то, что я умею делать лучше других.

Yacht Russia: Кто заменяет вас в команде, пока вы восстанавливаетесь?

Франк Камма: Адам Миноприо. Он отличный яхтсмен и, бесспорно, справляется со своей задачей. Мы вместе тренируемся и гоняемся в спарринг-режиме на лодках GC 32 (у нашей команды есть несколько крылатых катамаранов этого типа). Он достойный соперник, у него большой опыт матч-рейсовых гонок, и не только: он участвовал и в гонках Volvo Ocean Race, и в Extreme 40. Адам планировал выступать в Кубке за команду Luna Rossa, но они отказались от борьбы, и он освободился. Вообще, в Team France много людей из команды Luna Rossa, одних только конструкторов восемь человек. И я, и Адам поедем в Нью-Йорк на второй этап ACWS, но кто именно выйдет на воду, пока сказать не могу.

Yacht Russia: Что вы думаете про класс GC 32, планируете ли участвовать в регатах Extreme Sailing Series?

Франк Камма: Катамаран GC 32 – хорошая «тренировочная лошадка» перед гонками в классе AC45 Turbo. Моя команда Team Frank Cammas участвует в европейской регате GC32 Racing Tour, хотя опять же без меня. А вот в Extreme Sailing Series мы гоняться не планируем, поскольку у нас есть более важная задача: мы строим новый катамаран AC 45 Turbo, он будет готов к середине июня. Это уже будет полноценный участник предварительных соревнований Кубка «Америки».

Yacht Russia: А что вы скажете о том, что сам Кубок «Америки» и предварительные гонки ACWS опять проводятся на разных типах яхт?

Франк Камма: Это сравнительно новая инициатива, но я считаю ее удачной. В серии будут лодки почти такого же типа, как в финале Кубка «Америки», а это значит, что зрители по всему миру смогут увидеть их и понять, что такое Кубок «Америки» сегодня, и это хорошо для парусного спорта в целом. Мы же, гонщики, сможем на основании опыта предварительных гонок в классе АС 45 выработать верные идеи для постройки финальной боевой лодки класса АС 50. Нет, это определенно не самая плохая идея.

Yacht Russia: Но она требует лишних затрат. Как с финансами у вашей команды, сможет ли она пройти весь путь до конца?

Франк Камма: Конечно, мы дойдем до конца, в этом у меня нет сомнений. У нашей команды все куда скромнее, чем у соперников, – у нас людей в два раза меньше, чем в команде Оracle, например. Еще мы пришли в Кубок «Америки» на два года позже остальных, так что и тут экономия. Но правда и то, что у нас нет средств на постройку нескольких разных лодок для того, чтобы выбрать из них лучшую. Наша цель: хорошо выступить на этом, тридцать пятом Кубке «Америки» и выйти на тридцать шестой розыгрыш Кубка, сохранив состав команды и накопив необходимый опыт.

Yacht Russia: Кого из своих соперников вы считаете самыми опасными, и, наоборот, есть ли, на ваш взгляд, явные аутсайдеры?

Франк Камма: На этих соревнованиях все соперники сильные, именно поэтому гонки такие захватывающие! Но безусловно, команда Oracle подготовлена лучше всех. У них уже есть три (!) разных лодки класса AC45 Turbo, они много тренируются, отрабатывают тактику и маневры, работают над техническим совершенствованием катамарана. Команда BAR – тоже достойный претендент. У нее есть деньги и настоящие профессионалы с большим опытом. На третье место поставлю экипаж Новой Зеландии – уверен, что он даст бой соперникам, хотя сегодня это не такая сильная команда, как раньше.

Yacht Russia: А ваше место в ряду соперников?

Франк Камма: Надеюсь, нам удастся удивить Францию. У нас не такой уж большой бюджет и не самый большой экипаж, но зато у нас много идей!

Yacht Russia: Как вы подбирали людей?

Франк Камма: Мы стараемся подготовить сильную французскую команду, именно французскую – с национальным уклоном. Для меня это важно. В нашей стране не так уж много парней с опытом участия в таких гонках, как Extreme 40 или GC 32, мы их всех знаем, их мы и пригласили, чтобы спросить, кто хочет присоединиться к нашей команде. Еще за нас выступают такие парни, как Тьерри Фуше и Эрве Каннингхэм, у которых есть опыт выступлений в Кубке. Вообще, наша команда - это микст опыта и молодости. В ее составе есть молодежь в возрасте 25–26 лет, это многообещающие французские яхтсмены, специалисты по многокорпусникам, такие как Арно Ярлеган и Матью Вандам, а наш тактик Томас ле Бретон – опытный одиночник, начинавший еще с «Финна», крутой профессионал.

Yacht Russia: Сколько времени вы проводите на воде?

Франк Камма: Четыре часа в день, это необходимый минимум. Катамаран АС 45 Turbo – это большая и сложная лодка, она требует идеального знания и понимания ее возможностей и особенностей. Однако при подготовке к соревнованиям мы тренируемся не только на воде. У нас очень интенсивная программа занятий в спортзале - минимум один час в день, но есть недели, когда мы проводим время только в зале или вообще на улице. Мы уже оттренировались подобным образом две недели в Шамони, бегали в горах – это нужно для кардионагрузки. В следующий раз поедем в другой горный поселок и будем тренироваться там. За эту часть подготовки отвечает наш тренер Бертран Пасси. Другой тренер – Нил Маккин - работал с Dongfeng Racing в Volvo Ocean Race. В целом программа подготовки очевидна: физическая подготовка, знание материальной части и нахоженность.

Yacht Russia: Как складывается взаимодействие внутри команды, какова в ней атмосфера?

Франк Камма: Над этим мы работаем ежедневно и все вместе. Нужно наладить контакт яхтсменов, конструкторов и береговой команды таким образом, чтобы они понимали – каждый из них делает свою часть общей работы. Чтобы они уважали работу друг друга и понимали, что для победы нужна полная самоотдача каждого. Тут какая проблема: все видят, что делают гонщики, они всегда на виду, их фотографируют, у них берут интервью, они звезды, но прогресс команды в целом – это заслуга многих людей, в том числе тех, кого никогда не показывают по телевизору. Понимание этого – важнейшая составляющая работы с коллективом. Например, только в конструкторском отделе у нас трудятся тридцать человек. Это большой отдел, ведь мы решили все конструкторские работы выполнять своими силами, не покупая отдельные детали или готовые решения, как сделала, например, японская команда Soft Bank, у которой будет такая же лодка, как у Oracle. Мы хотим создать свою, уникальную гоночную яхту. И для решения такой задачи необходимо не только наличие хороших специалистов, но и полное взаимопонимание внутри коллектива.

Yacht Russia: С конструкторами и действиями береговой команды было связано немало скандалов на прошлых регатах Кубка. Не считаете ли вы, что это уже неотъемлемая часть Кубка «Америки»?

Франк Камма: Лично для меня скандалы не важны. Важно другое: чтобы не так часто менялись правила, чтобы гонки и их трансляция всегда проходили вовремя, чтобы зрители были хорошо информированы - что такое Кубок «Америки», каковы особенности конструкции лодок и правила соревнований. В прошлый раз никто ничего не понял, поэтому зрители вяло следили за гонками, во всяком случае, у нас, во Франции.

Yacht Russia: Какова программа вашей подготовки к Кубку«Америки»?

Франк Камма: До июля мы будем сконцентрированы на гонках ACWS и европейской серии CG 32. Потом больше времени будем проводить на нашей АС 45 Turbo. В конце этого года поедем на Бермуды (там пройдет финальный розыгрыш Кубка «Америки». – Прим. YR), где будет наша база. К концу года планируем построить и боевой кубковый катамаран АС 50, его мы тоже привезем на Бермуды. По действующим правилам Кубка до 26 декабря 2016 года нельзя выходить на воду на катамаране класса АС 50, поэтому до этой даты мы должны полностью подготовить нашу базу, чтобы, не теряя времени, начать тренировки в первый же разрешенный правилами день.

Yacht Russia: Спасибо, Франк, за интервью. 

Опубликовано в Yacht Russia №4 (84), 2016 г.

Популярное
Мотылек с острова Дьявола
Он был преступником. Арестантом. Заключенным. И бежал снова и снова. Его ловили, а он опять бежал. Потому что... Жить, жить, жить! Каждый раз, находясь на грани отчаяния, Анри Шарьер повторял: «Пока есть жизнь, есть надежда».
Снежные паруса. Секреты зимнего виндсерфинга

Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...

Очень опасный кораблик
Что такое физалия, и почему ее надо бояться
Борода - краса и гордость моряка

Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.

Мурены: потенциально опасны
Предрассудки, связанные с ложными представлениями о муренах, стали причиной повсеместного истребления их в Средиземноморье. Но так ли уж они опасны?
Навигация на пальцах
Звездные ночи в море не только невероятно красивы – яхтсмены могут (и должны) использовать ночное небо для навигации. Чтобы точно знать свое положение, порой можно обойтись без компаса или секстанта
Мотосейлер. Нестареющая концепция

Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?

Мыс Горн. 400 лет испытаний

«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк

Блуждающие огни

Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.

Питер Блейк. Легенда на все времена

Питер Блейк… Он вошел в историю не только как талантливый яхтсмен, но и как признанный лидер, ставший «лицом» целой страны Новой Зеландии, показавший, что значит истинная забота и настоящая ответственность: на самом пике спортивной он оставил гонки и поднял парус во имя защиты Мирового океана – того океана, который он так сильно любил