Quant 23: адреналин для каждого

опубликовано в Yacht Russia #85 [Май 2016]

Это первая килевая яхта, способная целиком выходить из воды: особым образом сконструированные подводные крылья делают это возможным. Впечатления от первого полета

Quant 23 Quant 23Quant 23Quant 23Quant 23Quant 23

Текст Михаэля Гуда

Михаэль Аэппли вместо приветствия многозначительно показывает пальцем вверх, в ясное небо, и говорит: "Сегодня у нас летная погода». В сочетании с типично летней температурой уже с самого утра здесь, на небольшом озере Урнен в Центральной Швейцарии, это означает только одно – будет ветер. А значит, пора вооружать яхту. Впрочем, назвать яхтой то, что лежит на набережной в марине, язык как-то не поворачивается – немного людей способны распознать в этом чуде быстроходное парусное судно.

Больше всего оно похоже на вытащенную на берег камбалу с оторванной головой, вдобавок покрашенную в оранжевый цвет. На носу огромными буквами написано Q 23 – это сокращение от Quant 23, проектного имени необычнойлодки. Ее еще можно принять за крайне своеобразную смесь спасательного плота и гоночного скутера, к которой зачем-то прикрепили мачту. Дополнительное недоумение вызывают два крыльевых профиля, торчащих из палубы.

Довольно сомнительная штуковина. Невольно задаешься вопросом – может ли это чучело понравиться хоть кому-то? Ответ прост: это первая «летающая» килевая яхта.

Хотя прибывший на испытания из Англии конструктор Хью Вэлборн с типично британской скромностью отвергает эту категоричность: «Мы не летаем – мы идем на крыле». Он, Вэлборн, главный персонаж сегодняшней сцены и считается на ней папой – но не римским, а принципаDSS, что в переводе означает «система динамической стабилизации». Принцип прост: асимметричный гидродинамический профиль (крыло), находящийся с подветренной стороны яхты, создает подъемную силу на высокой скорости. Все как и у обычного авиационного крыла, только под водой.

Возникающая на длинном плече подводного крыла подъемная сила создает восстанавливающий момент. Он компенсирует нехватку массы балласта в фальшкиле или недостаток матросов на борту для откренивания. Проект экспериментальной лодки Quant 28, использующей эту схему, был представлен Михаэлем Аэппли и Хью Вэлборном в 2011 году, и сейчас конструкторы ведут речь о том, чтобы начать строить серийно более крупную лодку, основанную на этом принципе – Quant 30.

Но Хью Вэлборн не ограничился только этими работами. Он создал новую схему DSS, которая создает не просто восстанавливающий момент, но продуцирует вертикальную силу, поднимающую корпус из воды. Причем настолько заметную, что она способна вытащить небольшой и легкий спортивный снаряд с балластным килем и экипажем на борту уже при умеренном ветре.

Представить это себе, конечно, трудно. Но мы проверили и убедились: Quant 23 – это и вправду первая килевая яхта, которая может летать. Или, правильнее, может выходить на крыло.И при этом с поразительной легкостью. С тремя членами экипажа на борту в ходе нашего теста 12 узлов ветра хватило, чтобы яхта «пошла на взлет». Захватывающее дух ускорение и душераздирающий гул продирающихся сквозь воду крыльев отмечают переход лодки в фазу «полета». Кроме этого все остальное выглядит как обычно: управление рулем по давлению на пере, настройка шкотов – по вымпельному ветру. Последний становится тем острее, чем выше скорость яхты.

Примерно на восьми узлах скорости корпус Quant 23 начинает приподниматься из воды, параллельно с этим начинают быстро расти показатели лага.

Нам удалось разогнаться быстрее 20 узлов, но все еще под геннакером. При дальнейшем росте скорости и все усиливающемся ветре стало невозможным выдерживать необходимый курс – лавировка стала чересчур острой. Дальнейший прирост скорости возможен уже только с автоматическим стакселем. При этом не только движение яхты будет более быстрым, но и управление ею – более простым и расслабленным.

По достижении скорости 23,8 узла наш тест закончился. Не потому, что потенциал Quant 23 был исчерпан (или что-то поломалось на борту), а потому что озеро Урнен оказалось маловато – до берегов мы доезжали чересчур быстро, несмотря на то что для смены галса (неважно, поворотом ли оверштаг или через фордевинд) лодка должна почти полностью останавливаться. Промежуточная посадка, так сказать.

Но для экипажа смена галса означает не только работу на шкотах, но и на крыльях. Смена рабочих крыльев осуществляется талями. Работа с ними возможна только тогда, когда лодка стоит.

Подветренное крыло в работе должно быть должным образом зафиксировано. За это отвечают стопора в проводке талей, которые выдерживают рабочую нагрузку свыше 500 килограммов: 270 весит сама лодка, еще примерно столько же добавила наша команда в составе трех человек.

До невероятности удивительно, насколько легко оказалось на практике работать с подводными крыльями Quant 23. Собственно, кроме смены крыльев в момент поворота ничего другого делать с ними не требуется, все управление лодкой идет как обычно. Никакого сравнения с практически неуправляемым для новичка крылатым швертботом класса Moth. Его глубокие Т-образные крылья требуют от пилотов (правильнее назвать их так) не только большого умения, но и немалой толики удачи. При этом же Quant 23 делает доступной возможность испытать ощущение полета даже для совершеннейших «чечако». Без всяких сомнений его можно обозначить как «Сверхскоростная яхта для новичков».

Да, похоже, что Хью Вэлборн создал настоящий хит. Плоская прямоугольная форма корпуса яхты напоминает американские швертботы класса «скоу», подводная часть немного выпуклая. Такие очертания имеют свои преимущества для крылатой яхты: если ее поведение при шквалистом ветре станет нестабильным, то плоский и широкий нос не будет зарываться в воду – максимум станет хлопать о волны. Поэтому «переворот через нос» –  постоянный кошмар рулевых в классе Moth – здесь полностью исключен. Кроме того, такая форма корпуса обеспечивает дополнительную остойчивость.

В отличие от «мотыльков» на Quant 23 совершенно не обязательно ходить именно на крыльях, чтобы получить удовольствие – можно использовать эту лодку и «по-нормальному». Для этого можно просто поднять оба крыла или даже целиком убрать их, оставив на берегу. Например, если ожидается тихая погода без явных признаков усиления ветра. Отверстия для крыльев в этом случае закрываются специальными заглушками. Так легким движением руки необычная крылатая яхта превращается… в обычный спортбот с геннакером и выдвижным бушпритом.

Помимо этого данный уникальный концепт может быть подвергнут и иным трансформациям. Например, можно снять крылья, заменив их швертами, а фальшкиль убрать вовсе. Таким образом яхта превратится в классическую «скоу». Или самый залихватский вариант: фанатики скорости могут снять 60-килограммовый балластный бульб, заменив его двойной трапецией. Бульб привинчен болтами, снять его – детская забава.

Киль, кстати говоря, подъемный. Его подъем и опускание осуществляются теми же талями, которыми управляются крылья. Перо руля с Т-образным крылом, стабилизирующим движение, –  навесное и может быть с легкостью снято на берегу. Тогда легкий как перышко Quant 23 можно без малейших проблем погрузить на трейлер, а для спуска на воду ему достаточно слипа – кран не нужен.

Пока что построен один демонстрационный прототип – этим занималась небольшая верфь в Каусе, специализирующаяся на спортботах. Остроскулый корпус (шарпи) собран из заранее отформованных пластиковых сэндвичевых панелей с пенопластовым наполнителем – за счет этого удалось отказаться от изготовления дорогой матрицы. Кроме того, корпус типа шарпи имеет бОльшую жесткость, чем круглоскулый корпус тех же размеров. Поэтому его сечения могут быть тоньше, а значит, он сам – легче. В случае использования подводных крыльев каждый килограмм имеет большое значение.

Но, несмотря на это, от строительства корпуса целиком из углеткани конструкторы отказались, они сочли, что в случае Quant 23 весовой выигрыш будет уж совсем незначительным. Вместо этого корпус усилен углеволокном в наиболее нагруженных местах.

Не последний вопрос – цена яхты. Михаэль Аэппли хочет, чтобы Quant 23 даже в небольшой серии предлагался по самым доступным ценам. Пока он еще только ведет переговоры с несколькими потенциальными производителями, так что нет пока никаких предварительных оценок, не говоря уж об окончательных прайс-листах – есть лишь грубые прикидки. Конструктор надеется, что его яхта будет стоить, как хорошо укомплектованный современный восьмиметровый спортбот. Реклама лодки уже появилась. Пока – в форме победы на конкурсе «Европейская яхта года»: Quant 23 был признан в этот году победителем в номинации «Особенная яхта». Вряд ли любая новая лодка может получить лучшую путевку в жизнь, чем эта. Очень многообещающее начало.

Слова поддержки пришли также и из далекого Сиднея. Сам Ян Уорд, отец крылатых мотыльков, написал конструкторам: «Мне очень интересно, почему никто ранее не додумался до столь простой и логичной системы.

Похоже, что в области создания крылатых яхт конструкторы с самого начала все делали неправильно». И далее: «Я уверен, что Quant 23 станет поворотным пунктом, вехой в истории развития крылатых парусных судов».

Будет ли это на самом деле так и сможет ли Quant оказаться той самой революционной идеей, которая изменит весь сегодняшний мир «летающих парусников», нам еще предстоит увидеть. Однако в любом случае начало положено, причем весьма впечатляющим образом. Но вот только не стоит делать будущую яхту оранжевой…

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №5 (85), 2016 г.

Популярное
Мотылек с острова Дьявола
Он был преступником. Арестантом. Заключенным. И бежал снова и снова. Его ловили, а он опять бежал. Потому что... Жить, жить, жить! Каждый раз, находясь на грани отчаяния, Анри Шарьер повторял: «Пока есть жизнь, есть надежда».
Снежные паруса. Секреты зимнего виндсерфинга

Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...

Очень опасный кораблик
Что такое физалия, и почему ее надо бояться
Борода - краса и гордость моряка

Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.

Мурены: потенциально опасны
Предрассудки, связанные с ложными представлениями о муренах, стали причиной повсеместного истребления их в Средиземноморье. Но так ли уж они опасны?
Навигация на пальцах
Звездные ночи в море не только невероятно красивы – яхтсмены могут (и должны) использовать ночное небо для навигации. Чтобы точно знать свое положение, порой можно обойтись без компаса или секстанта
Мотосейлер. Нестареющая концепция

Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?

Мыс Горн. 400 лет испытаний

«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк

Блуждающие огни

Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.

Питер Блейк. Легенда на все времена

Питер Блейк… Он вошел в историю не только как талантливый яхтсмен, но и как признанный лидер, ставший «лицом» целой страны Новой Зеландии, показавший, что значит истинная забота и настоящая ответственность: на самом пике спортивной он оставил гонки и поднял парус во имя защиты Мирового океана – того океана, который он так сильно любил