«Добиваться максимальных успехов»

Монолог патриарха российского виндсерфинг-движения, тренера Академии парусного спорта Яхт-клуба Санкт-Петербурга Петра Воногова - об истории, проблемах и перспективах этого класса

Петр Воногов

Первым делом – представим нашего сегодняшнего героя. Петр Воногов - один из лидеров отечественного движения виндсерфинга, мастер спорта СССР, многократный призёр всесоюзных соревнований, член первой официальной сборной СССР по виндсерфингу, тренер с многолетним стажем. А еще - основатель компании, производившей отечественные доски для виндсерфинга - SST, создатель взрослого и детского национальных классов виндсерфинга, бессменный председатель гоночных комитетов многих традиционных виндсерфинг-регат. И, наконец, сегодня - куратор отделения «Виндсерфинг» в Академии парусного спорта Яхт-клуба Санкт-Петербурга.

Ну а теперь – слово самому Петру Воногову:


- Виндсерфинг в мире существует с 1974 года, практически сразу он начал развиваться и в Советском союзе (примерно с 1975-го). Про историю виндсерфинга уже написано и сказано достаточно много. На мой взгляд, особенно интересно взглянуть на нее с позиции «от массового спорта к большому».

Мне повезло включиться в процесс в 1977 году, и практически вся история развития этого удивительного вида спорта происходит перед глазами: я учился еще у самого первого поколения советских виндсерфингистов. За это время много всего происходило - прогресс, развитие, иногда скачки, перестройки, смены подходов. В свой первый период виндсерфинг был исключительно хобби энтузиастов. Он развивался вне спортивных школ, без профессиональных тренеров, использовался самодельный инвентарь, зато возникали многочисленные секции на предприятиях и в учебных заведениях. Начал проводиться Кубок СССР из пяти этапов в разных регионах. Люди соревновались в одном гоночном классе, но на старте из раза в раз было не менее двухсот человек. Вся эта накопившаяся энергия привела к всплеску массовости в 1980 году.

1980-й – год, когда было принято решение о включении виндсерфинга в программу Олимпийских игр-1984. С этого момента виндсерфинг попал в поле зрения государственной спортивной политики, сразу стал фигурировать в сборной СССР по парусному спорту.  Мне удалось оказаться в рядах сборников, погрузиться в спорт как в работу. В сборной я поработал недолго, полноценных два2 сезона. Наш вид спорта начал становиться более профессиональным, и на первые роли, естественно, стали выдвигаться более молодые и перспективные…

Отметившись рядом призовых мест на общесоюзном уровне, параллельно получив техническое образование в корабелке (ЛКИ), с дипломом инженера в кармане я в 1983 году вместо научной карьеры насовсем остался в спорте, выбрав тренерскую профессию, став официальным тренером в спортивной школе. Мы начали усердно «делать спортсменов» - начиная с юношей и заканчивая сборной.

Тем временем «любительский» виндсерфинг пошел на спад – на официальных стартах всесоюзных регат к концу 80-х флот уменьшился до полутора десятков досок. Вместе с тем кадровый состав людей, глубоко погруженных в спортивную деятельность, сильно вырос. А официальное «поле реализации» для них уходило из-под ног, ведь уходила прежняя страна. На завершающем этапе советского периода и в «лихие 90-е» для всего спорта в стране наступили не самые простые времена - спортивные структуры рушились, закрывались спортивные школы…

Тем временем в мире к концу 80-х виндсерфинг стал очень популярен, перестав быть экзотикой: независимо от олимпизма появились новые виды досок и дисциплины - доски без шверта, глиссирующие, слаломные, фристайл, вейв: все это очень активно развивалось. Новые веяния привели к тому, что и у нас любительский спорт естественным образом пошел на подъем. Именно тогда без государственной поддержки появилась система мероприятий разного формата - как фестивальных, так и чисто спортивных, появились свои бренды мероприятий: RFA (Russian Funboarding Association)-Казантип, Балтийский Кубок, Ейский Кубок, Свежий ветер, BlackSea Cup, Русская волна, Кубок Плещеева озера, Должанский марафон…

Таким образом, несмотря на все лихолетье перестройки и формирования новой России, 1990-е - 2000-е оказались плодотворным периодом для отечественного виндсерфинга: была массовость, появился большой рынок всего необходимого оборудования, работали многочисленные серф-станции с прокатом, там же проходило и обучение всех желающих. Масштабы были такие, что русские серф-станции открывались и у нас в стране, и за рубежом. Люди за свои деньги покупали инвентарь, все свободное время тратили на любимое занятие. Это был тот самый массовый спорт и одновременно развлечение в лучших проявлениях.

Государственного спорта практически не было, но потребность людей в активном отдыхе на воде привела к формированию определенного стиля жизни, в обиход вошло понятие «фан» - «кататься для удовольствия». Практически все выросшие спортсмены советского периода нашли здесь свое место и с энтузиазмом бросились открывать для себя новые горизонты. Начались массовые поездки по всему миру, люди видели, что виндсерфинг - один из наиболее распространенных видов активностей.

Когда есть фитнесс и физкультура, то появляются и соревнования, а как только люди начинают соревноваться, то рождается спорт. Вообще любой человек, даже любитель, прогрессирует именно на соревнованиях, во время гонок, и, конечно, общение с близкими по духу – тоже естественная потребность.  И, если в 90-е формат массовых мероприятий в большей степени тяготел к фестивальному, то в 2000-е акцент стал смещаться в сторону спорта. В это время были запущены и национальные классы виндсерфинга, сначала взрослый, а следом и детский. Активное развитие детской составляющей – это уже явный признак зрелости сообщества и развитости вида спорта. Не заставили себя долго ждать и спортивные результаты,- сначала в международном юношеском классе «Техно», а затем, по мере взросления, и в молодежном RS:X, и дальше, вплоть до первой олимпийской бронзы. Мы снова стали интересны официальному спорту, спортивным функционерам.

И снова начал раскручиваться маховик опрофессионаливания спортивного процесса -, к сожалению, опять в узком смысле нацеленный исключительно на спортивный результат. Но ведь профессиональный спортсмен в мире не ограничен соревнованиями, это рыночный продукт, он обязан быть в поле зрения масс-медиа, уметь работать со средой. Профессионал должен быть звездой, вызывать интерес у публики, которую мы приобщаем к нашему любимому виду спорта, только тогда он может в полной мере считаться профессионалом. Если он работает только над своим спортивным результатом, то публике, а, значит, и рынку он становится не нужен. В этом смысле у нас очень мало профессионального спорта до сих пор.

Любая профессиональная команда создается для решения определенных целей и задач. В случае сборной страны на кону стоит престиж страны, соответственно, заказчиком выступает государство, речь идет об Олимпиаде. У нас до сих пор существует перекос в сторону олимпизма, при том что это всего лишь одна из возможных профессиональных задач. Для развития вида спорта это скорее микроэлемент. И виндсерфинг не может развиваться только на этих началах. Большой спорт только для государства и за счет государства всегда рискует превратиться в иждивенца.

Например, какая часть профессионального тенниса относится к сегменту Олимпийских игр? Минимальная. Многие интересные и успешные виды спорта вообще не являются олимпийскими…

Надежный фундамент любого вида спорта - это массовость, любительский спорт на частном интересе. Да, массовость не всегда автоматически выливается в спортивные результаты. Человеческий профессиональный фактор никто не отменял. Но достижение высокого спортивного результата без опоры на широкую здоровую конкурентную среду - чудесное исключение.

Вся жизнь движется по спирали: и в спорте в какие-то периоды развивается естественная массовость, в другие - больше официально-профессионального. Сейчас в нашем виндсерфинге продолжается спад массовости, но зато формируется новое поколение мотивированных спортсменов, будущих специалистов. Я к этому отношусь спокойно и осознанно.

***

В 90-е и 2000-е я занимался организацией и обслуживанием мероприятий и производством. Но тренерская философия оставалась всегда - все-таки это основное дело моей жизни, поэтому вернуться в тренерскую деятельность не составило труда. Когда в Санкт-Петербурге появилась серьезная спортивная организация - Яхт-клуб Санкт-Петербурга, с правильной идеологией и энергичным руководством, я естественным образом вернулся к тому, что меня всегда привлекало. Образование Академии парусного спорта стало для меня новым профессиональным вызовом.

Мне всегда нравилось участвовать в систематизации процесса - у меня есть опыт, техническое образование, и где, как ни здесь, применять его в любимом деле?!

Как целое направление виндсерфинг появился в Академии в 2014 году. В нашем направлении ставка сразу была сделана именно на системный подход - мы формируем все уровни, от детей до взрослых, от начинающих до профессионалов. Разумеется, мы больше акцентируемся на спортивной составляющей, но и про любительское направление не забываем - прямо в яхт-клубе действует серф-станция.

У нас уникальное расположение, с точки зрения ветровых условий: большинство марин врезаны в сушу, и они не открыты ветру. Наша же марина открыта ветрам, точнее, ее внешняя часть,  внутри - спокойная гавань.

Название, включающее в себя слово «Академия», амбициозно. И мы много делаем для того, чтобы ему соответствовать.

С одной стороны, можно смотреть на Академию, как на спортивную школу, с точки зрения организации процесса спортивной подготовки. Если мерить советскими мерками, то у нас серьезная спортивная школа на хорошем уровне, с широким охватом классов и дисциплин, и виндсерфинг здесь не исключение.

С другой стороны, назвавшись Академией, мы должны быть и своего рода «методическим локомотивом» всей среды и влиять на развитие вида спорта, в первую очередь, в регионе, а по возможности и в стране, должны взаимодействовать и с иногородними ребятами, налаживать  взаимодействие с образовательными организациями. Мы должны формировать полноценную среду, подразумевающую, что люди осознанно участвуют во всех процессах развития: организуют мероприятия, взаимодействуют с поставщиками инвентаря, обеспечивают информационное обеспечение происходящего…

Процесс сложный: мы должны формировать новое поколение профессионалов, которые были бы открыты и внешнему миру. Многих подводит профсоюзная психология. «Я тренер, я тренирую, и больше меня ничего не интересует» - с таким подходом развитие останавливается. Успех зависит от того, насколько ты популярен, от того, как ты взаимодействуешь с публичным информационным пространством. От этого зависит и финансовая составляющая - нам нужны спонсоры, а они готовы вкладываться лишь во что-то действительно массовое, иначе это превращается в меценатство. Зацикленные тренеры делают зацикленных спортсменов - кому интересны такие ограниченные личности?!

Для решения высоких задач в Академии и нужен системный подход. Бывают победы периодические, а нам надо обеспечивать надежный неслучайный постоянный результат.

***

Принципиально виндсерфинг - тоже парусный спорт. Универсальность развития - с точки зрения техники, физики, головы - нужна и там, и там. Но в виндсерфинге необходимость физического развития проявляется сразу - без минимальной физической подготовки ты не сможешь управлять доской. В начальный момент этот барьер выше, поэтому приходится фильтровать детей - не все дети берут этот барьер, прежде чем у них начинает получаться. Кого-то это отпугивает, кого-то, наоборот, заводит.

Когда лучше начинать, ориентируясь на спортивное будущее? Виндсерфингом лучше начинать заниматься в 7-12 лет - это оптимальный возраст для того, чтобы в дальнейшем стать чемпионом. До 7 лет это игра, после 12… Все возможно, разные случаи бывают.

Сейчас виндсерфинг и в мире, и у нас достаточно удачно структурирован и по возрастным категориям, и по форматам классов. Когда пропускаешь ступеньку, то потом довольно сложно догнать.

Младший международный класс («Техно») - до 15 лет, с парусом  6,8 (квадратных метров),  дальше дети переходят на парус 7,8. Если, например, начать в 14 лет, то за год очень трудно успеть полноценно освоить класс 6.8. Прийти с нуля сразу в 7.8  очень непросто, это должен быть суперталант или это очень хорошо замотивированный человек. Для всех остальных любительский виндсерфинг не закрыт никогда. Но в Академию мы все-таки берем именно младших школьников - и ведем их по ступенькам результативного, можно даже сказать, профессионального спорта. Кстати, такие серьезные занятия спортом ничуть не опасны до окончания общеобразовательной школы, скорее, наоборот.

В 90-е представители питерской школы виндсерфинга были везде и активно развивали виндсерфинг в стране, в том числе и детский. При этом на свои процессы в Питере внимание не акцентировалось. Сейчас мы работаем над тем, чтобы это исправить.

Повторюсь, наше отделение виндсерфинга в духе Академии сразу стало выстраивать работу системно на всех возрастных и спортивных уровнях. Естественно, изначально у нас в обойме не было относительно взрослых спортсменов высокого уровня, поэтому мы привлекали спортсменов из других регионов - молодой спортсмен должен видеть, куда расти, к чему стремиться. Надо, чтобы дети видели перед собой успешных спортсменов, на которых можно равняться.

Теперь у нас во всех возрастных категориях есть лидеры, есть и воспитанные с нуля, есть и иногородние дети, которым мы даем дополнительные возможности для спортивного роста. Они должны добиваться результатов, а мы им в этом помогаем. У нас уже сейчас есть и перспективные ребята; по понятным причинам не буду называть их поименно - чтобы не зазвездились. Планка в Академии высокая. Надо энергично, амбициозно работать, и в какой-то момент намоется «золотой песок».

***

Признаюсь, мне всегда нравилось тренировать. С годами, кажется, выработалось даже неплохое «тренерское зрение». Но в силу масштабности задач в Академии мне, к сожалению, в основном приходится координировать работу тренерской бригады виндсерфинга и кайтинга.

Мне очень нравится моя тренерская бригада - молодые, энергичные ребята: Денис Закриев, Ваня Петров, Дима Родионов. Это удача - собрать такую команду. Надеюсь, их ждет много хорошего впереди. Работы у нас много, и чем дальше - тем больше. Когда мы поднимаем детей всех возрастов на новую, более высокую планку, - увеличивается и трудоемкость. Но это интересно и почетно.

Наша тренерская бригада занимается спортивной подготовкой на разных уровнях. Одному человеку тяжело доводить каждого спортсмена от начального до высшего спортивного уровня – вырастил спортсмена, завершил цикл, а что дальше? В теории бригадной работы каждый отвечает за свой временной отрезок: один тренер занимается начальной подготовкой, второй - результативными юношами, третий - взрослыми спортсменами. В реальности каждому тренеру трудно бороться с искушением дойти со своим воспитанником до самой вершины. И это тоже системная задача – искать компромисс личных амбиций в совместной работе.

***

Какие реальные шаги мы предпринимаем для популяризации виндсерфинга у нас в городе, регионе, стране? Наши спортсмены достаточно успешны на российских соревнованиях, это если говорить о результативном спорте; на базе серф-станции мы проводим любительские гонки, прежде всего, слаломного формата, в которых принимают участие все желающие; наши спортсмены также участвуют в различных городских публичных мероприятиях. Но я считаю, что в этой работе наш молодой коллектив только в начале пути. Живой пример для нас - неформальные лидеры нашего виндсерфинга 90-х. 

Главная задача Академии - формирование среды во всех смыслах: и по массовости, по взаимодействию с широкими массами, и профессиональной, и спортивной. Мы в любом случае должны добиваться максимальных успехов на всех фронтах.

Монолог записал Евгений Китаев,

Санкт-Петербург