Volvo Ocean Race: долгожданная интрига

Тихоокеанский этап – от китайского города Санья до новозеландского Окленда ожидался болельщиками гонки Volvo Race с особым вниманием. Во-первых, с завершением этого этапа гонка формально переходила через свой экватор – больше половины кругосветной дистанции оставалось за кормой и можно уже было делать выводы о тактике, стратегии и перспективах команд. Во-вторых, в ходе этого перехода гонщики должны были столкнуться с серьезными ветрами, что могло поколебать уверенную поступь китайской (правильнее, конечно, называть ее французско-китайской) команды, демонстрирующей исключительно хорошие скорости в слабые ветра.

Победа испанской команды на этапе стала неожиданностью Яхтсмену без компьютера сейчас никакЖенская аскеза и......женский отдых

Текст Артура Гроховского

У надежд на поражение китайцев на этом отрезке гонки были и другие основания…

Еще год назад капитан команды китайской Dongfeng Шарль Кодрелье решил устроить своим подопечным тренировочный «марш-бросок с полной выкладкой», а именно безостановочный переход по маршруту Санья–Окленд с целью определить их выносливость и физические кондиции. Однако переход сорвался, едва начавшись: китайская часть экипажа жаловалась на усталость и страдала от морской болезни, причем в такой степени, что яхте пришлось бесславно вернуться назад спустя неделю с небольшим после старта.

«Китайцы - не яхтсмены». Такой вывод после этого сделали почти все обозреватели крейсерских регат. И к такому выводу, собственно, все были готовы, ведь сама история Китая (за исключением одного эпизода шестивековой давности) не содержит сведений о мореплавательских способностях и устремлениях населяющего Срединное царство народа. Нелишне будет сказать, что и сам Кодрелье после такого афронта пребывал в расстроенных чувствах, имея самые грустные взгляды на перспективы возглавляемой им команды.

Год назад Кодрелье ни за что бы не поверил, что Dongfeng способна не только благополучно преодолеть тихоокеанский этап, но и подняться на подиум.

Однако тренировка на то и тренировка, чтобы… «Тяжело в ученье, легко в бою», – любил повторять один прославленный русский полководец. Год жесточайших тренировок (и «дружеских» напутствий от партийных руководителей Китая) не прошел для китайских яхтсменов впустую. Хотя с формальной точки зрения четвертый этап оказался худшим для китайской команды за все время регаты – всего лишь третье место. Зато это обострило борьбу в общем зачете – китайцы ушли с общего первого места: сейчас при равенстве очков за океанские этапы команда AbuDhabi опережает их за счет превосходства в портовых гонках.

«Мне, конечно, немного грустно, потому что мы могли выиграть этот этап. Но буквально любое встреченное нами облако, под которым мы надеялись найти ветер, было против нас. Плюс ошибки. Так, мы могли обогнать Mapfre за ночь до финиша, но задержались у берега, когда надо было повернуть в море. Однако этот этап еще раз показал нашу сильную сторону – это наша команда. Она совершенно неутомима, ее характерная черта – никогда не опускать руки, не уставать и не сдаваться. Поэтому я с оптимизмом смотрю на следующий этап», – сказал Шарль Кодрелье после финиша.

В целом же этап оказался и самым интересным, и…
самым скучным, став своего рода квинтэссенцией сегодняшнего океанского паруса.

Конечно, ситуация, когда лидеры финишируют с разрывом в несколько минут, очень эффектна, однако этого нельзя сказать о рисунке гонки как таковой, когда лодки через весь океан идут едва ли не в пределах прямой видимости, опасаясь лишний раз сделать маневр в поисках «своего» ветра.

Трудно не согласиться с Хуаном Куюмджаном, что приход в регату монотипа убил ее прежний дух, дух рискованности и авантюризма. Располагая одинаковыми лодками, яхтсмены все чаще предпочитают выбирать и одинаковые тактические решения, глядя на лидера и пытаясь повторять его шаги, надеясь опередить его за счет искусства настраивать лодку или воспользовавшись чужой ошибкой.

Вряд ли такую стратегию можно назвать разумной, ведь теория игр гласит, что тот, кто копирует шаги соперника, обязательно проигрывает, однако у нее есть как минимум одно оправдание. Мы уже не раз говорили, что сегодняшний спорт стал медийным и плотно завязан на электронные СМИ, приносящие ему зрителей и спонсоров. При этом гонка Volvo Ocean Race занимает особое положение, являясь одним из крупнейших событий в мире (не только спортивных) по телевизионному охвату. А что нужно телевидению в первую очередь? Понятный и предсказуемый (это особенно важно) график событий, укладывающийся в телевизионные схемы вещания, плюс яркая динамичная картинка острого соперничества. В эти требования прекрасно укладывается «плотный» финиш сразу нескольких яхт с минимальными интервалами. Согласитесь, это гораздо интереснее, чем несколько часов наблюдать на телеэкране скучную картинку с одинокой лодкой, идущей к финишу. Не возьмусь утверждать, что команды яхт специально «стимулируются» руководством регаты вести гонку так, чтобы подходить к финишу плотной группой, но такие соображения на практике все же возможны.

Так это или нет, но радикальные тактические решения наподобие поворота почти под 90° по отношению к генеральному курсу и ухода в сторону на две сотни миль ради того, чтобы поймать попутный циклон и на нем, как на кривой кобыле, объехать весь флот (что мы наблюдали еще несколько лет назад), похоже, навсегда ушли в прошлое. Вместо этого мы получили очень плотную тактическую борьбу в голове флота на фоне пары-тройки безнадежно отстающих аутсайдеров. Хорошо это или плохо? Да, наверное, спортсмены (а вместе с ними и мы) потеряли еще одну степень свободы.

Большой спорт – это еще и большой бизнес, а он никакой свободы (кроме своей собственной) не терпит…

Какие еще выводы можно сделать, анализируя прошедший этап? Самый главный из них: четыре этапа принесли нам четырех разных победителей, и весьма вероятно, что именно эти четыре команды (AbuDhabi, Brunel, Dongfeng и Mapfre) будут спорить за звание победителя регаты.

Да, Mapfre, которую чуть не списали со счетов после фантастического проигрыша первого этапа. Mapfre выиграла этот этап, заронив надежду в сердца поклонников испанской команды. И эта победа тем более ценна, что была одержана в трудных условиях: на борту яхты возникли серьезные проблемы со связью, лодка трое суток не получала прогнозы погоды и практически ушла со связи со штаб-квартирой гонки. Кроме того, тяжелую травму руки получил один из членов экипажа, который практически весь остаток пути провел в бездействии (и гипсе), будучи неспособным помогать своим товарищам в работе.

Так за счет чего испанцам удалось в такой сложной ситуации прийти первыми в Окленд? Возможная (и наиболее вероятная) причина проста: изначальный капитан команды Икер Мартинес больше не принимает участия в регате, вместо него вот уже второй этап яхту ведет его лучший друг Габи Фернандес. Официальная версия замены капитана перед третьим этапом была такова: Икеру надо готовиться к Олимпийским играм 2016 года (как будто это не было известно до старта. Неофициальная же причина отставки звучит совершенно по-другому: это расплата за возникший на борту личностный конфликт, который и привел к поражению на начальном этапе гонки (см. YR № 69). Во всяком случае, слова Габи Фернандеса «Правда заключается в том, что последнее слово на борту всегда оставалось за Икером, но теперь все изменится, и над принятием решений мы начнем работать всем коллективом» звучат как косвенное подтверждение обвинений прежнего капитана в деспотизме. Вот уж действительно кадры решают все… Как бы то ни было, но реабилитация испанцев придает второй части регаты желанную остроту, однако пока Mapfre имеет равное с Alvimedica количество очков, уступая последней в портовых гонках.

В очередной раз разочаровала Team Brunel. Поначалу она уверенно занимала лидирующую позицию, но всего лишь одно неверное решение – попытка «поискать ветер» с востока от основного флота – привело к провалу, который так и не удалось отыграть, что сделало команду на финише лишь пятой. В этом отношении Brunel практически повторила предыдущий этап, что, возможно, свидетельствует о такой психологической проблеме, как неспособность удержать завоеванное лидерство. Это явление достаточно распространено в парусном мире, но лишь сравнительно недавно этот вопрос стал всерьез и глубоко изучаться спортивными психологами. Вот и нынешняя регата VOR даст немало пищи для размышлений на эту тему. «Мы с моим штурманом допустили всего лишь одну маленькую ошибку, одну жуткую ошибку, после которой гонка для нас кончилась», – вот и все, что смог выдавить из себя Буве Беккинг после прихода в Окленд.

Фактически сейчас флот разделился на три группы. По-прежнему стабильно выступает AbuDhabi, пришедшая на этот раз второй, так что можно уверенно сказать: если не произойдет никакой несчастливой случайности, эта команда – явный претендент на победу наравне с франко-китайцами. Конечно, впереди еще пять этапов и всякое может произойти, но уж больно солидный задел у этих команд. К тому же, среди других команд не видно сильного лидера, способного посягнуть на первенство ведущей двойки.

Расклад у «середнячков» самый сложный. На третье место претендуют сразу три команды: Alvimedica, Brunel и Mapfre. До смены рулевого у испанцев шансы Brunel выглядели предпочтительнее, но сейчас они уравнялись с Mapfre. А вот Alvimedica наверняка постепенно откатится к аутсайдерам.

Ну и совсем грустно выглядит женский экипаж SCA.
Дамы стабильно идут и приходят последними.

И это при том, что женская команда собиралась не с бору по сосенке – девушки имеют мощного спонсора, бюджет выше среднего, они первыми получили свою лодку и приступили к тренировкам, они выбрали в экипаж лучших из почти 400 претенденток, они провели сотни часов в спортзалах, наращивая мышцы (цифра в миллион килограммов отягощений, суммарно поднятая барышнями из SCA за время подготовки, не раз гордо звучала в прессе), их на борту больше, чем мужчин (11 человек против восьми), наконец, они прекрасно показывают себя в портовых гонках. Так в чем же проблема? Ответ прост, и он отлично известен спортивным специалистам, далеким от мира политкорректности и феминизма: гендерный разрыв. В силу специфических особенностей физиологии женского организма спортивные результаты у тренированной женщины всегда будут в среднем на 10% (а то и больше) хуже, чем у равным образом натренированного мужчины. И это тот фактор, который нельзя компенсировать числом: ведь как лебедку ни крути, а больше двух человек одновременно делать это не смогут. Кстати, больше всего сил, как выяснилось, отнимает у девушек переброска парусов с борта на борт, ведь каждый из носовых парусов весит примерно 300 кг.

В самом деле, если сам Шарль Кодрелье, опытнейший одиночник, после того как Dongfeng, лавируя вдоль берега Вьетнама на третьем этапе, сделала 13 поворотов оверштаг за несколько часов, назвал эти часы «труднейшими за всю парусную карьеру», то что тут можно ожидать от женщин?

Команда     Очки за этапы (1, 2, 3, 4)     Итоговые очки
1. Abu Dhabi Ocean Racing    1 3 2 2    8
2.Dongfeng Race Team    2 2 1 3    8
3. Team Brunel     3 1 5 5     14
4. Alvimedica Team     5 4 3 4     16
5. MAPFRE     7 4 4 1     16
6. Team SCA     6 6 6 6     24
7. Team Vestas Wind     4 8 8 8     28

Опубликовано в Yacht Russia №4 (73), 2015 г.

Популярное
Мотылек с острова Дьявола
Он был преступником. Арестантом. Заключенным. И бежал снова и снова. Его ловили, а он опять бежал. Потому что... Жить, жить, жить! Каждый раз, находясь на грани отчаяния, Анри Шарьер повторял: «Пока есть жизнь, есть надежда».
Очень опасный кораблик
Что такое физалия, и почему ее надо бояться
Снежные паруса. Секреты зимнего виндсерфинга

Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...

Борода - краса и гордость моряка

Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.

Мурены: потенциально опасны
Предрассудки, связанные с ложными представлениями о муренах, стали причиной повсеместного истребления их в Средиземноморье. Но так ли уж они опасны?
Навигация на пальцах
Звездные ночи в море не только невероятно красивы – яхтсмены могут (и должны) использовать ночное небо для навигации. Чтобы точно знать свое положение, порой можно обойтись без компаса или секстанта
Мотосейлер. Нестареющая концепция

Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?

Мыс Горн. 400 лет испытаний

«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк

Блуждающие огни

Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.

Питер Блейк. Легенда на все времена

Питер Блейк… Он вошел в историю не только как талантливый яхтсмен, но и как признанный лидер, ставший «лицом» целой страны Новой Зеландии, показавший, что значит истинная забота и настоящая ответственность: на самом пике спортивной он оставил гонки и поднял парус во имя защиты Мирового океана – того океана, который он так сильно любил