Стальная девушка с золотыми волосами

Факт присуждения почетного титула «Яхтсменка года-2015» британской гонщице Саре Айтон не остался незамеченным среди специалистов и обозревателей. Все дело в том, что данная награда ознаменовала собой определенное качественное изменение в позиции ISAF. Изменение, в каком-то смысле касающееся самой сути парусного спорта.

Блондинка на борту!
«Сара олицетворяет собой все то, в чем нуждается индустрия паруса. Она исключительно талантлива и страстно влюблена в парус, чем вдохновляет других людей»
Марк Тернер, директор агентства OCSport

«Когда на церемонии присуждения титула «Яхтсменка года» прозвучало мое имя, я нервничала сильнее, чем перед финальной гонкой Олимпиады»
Сара Айтон

Текст Павла Игнатьева

Чтобы понять, в чем тут дело, давайте посмотрим на послужной список самой Сары, а также на то, за что именно ей был присвоен самый почетный титул в мировом парусе. Но начать нам придется с того, что в течение долгого времени организаторы парусных регат сопротивлялись любым возможным проявлениям коммерциализации паруса.

Парусный спорт и деньги
Как бы кто ни относился к Британии и ее жителям (а на эту тему можно сказать многое), нельзя не признать одно – Британская империя и ее обитатели привнесли в нашу жизнь немало интересных вещей, без которых мы уже не мыслим себе жизнь. Как раз именно британцы создали многие привычные нам сегодня виды спорта (более того, именно они возродили само понятие спортивных соревнований, почти забытыхв Европе со времен античной Греции). В частности – спорт парусный. Именно британцы же и установили множество правил и принципов парусного спорта, некоторые из которых действовали вплоть до сравнительно недавнего времени.
Одним из этих принципов был следующий: «Джентльмены гоняются не ради денег». Получать за победы призы – достойно, призовые деньги – нет. Сама мысль о том, что без денег (причем – немалых) этот спорт невозможен, была табу и в приличном обществе не обсуждалась. Из духа этого положения вытекало многое другое: например, запреты на наличие титульных спонсоров, действовавший в мире самых серьезных океанских гонок вплоть до середины 70-х годов прошлого века.
Вернее, спонсоры-то, скрепя сердце, разрешались, но вот называть гоночные яхты именами спонсирующих яхтсмена фирм запрещалось категорически, в силу чего многим известным гонщикам приходилось изловчаться. Например, утверждать перед мандатной комиссией регаты, что их яхта носит не название марки сигарет, а имя любимого исторического героя капитана (а то, что это имя написано на борту ровно тем же шрифтом, что и на пачке сигарет – нелепое совпадение). Еще одна спортсменка поступила гораздо проще – получив перед трансатлантической гонкой от спонсора (компании IBM) для навигационных целей культовый в те времена компьютер IBM 5100 (который на описываемый момент стоил как два приличных автомобиля), гонщица нанесла на борт яхты ее название, которое выглядело просто: 5100. Все все понимали, но ничего поделать не могли.
Именно с этих эпизодов (а речь в данном случае идет о гонках серииOSTAR 1972 и 1976 годов) надуманность запретов на упоминание спонсоров в парусном спорте стала очевидной. Но долго еще парусные гонки и регаты не считались коммерческим мероприятием, на котором организаторам можно (и нужно!) зарабатывать. Спонсировать – да, зарабатывать – нет.

Сама же Сара Айтон – безусловно, одна из выдающихся яхтсменок мира. Две подряд золотые медали Олимпийских игр (2004 и 2008 годов) сами по себе с неба в руки не падают. В те времена она была частью единой девичьей команды под названием ThreeBlondesinaBoat («Трое блондинок в лодке») – первую олимпийскую медаль завоевала в качестве шкотовой, вторую – уже как рулевая в классе Yngling. Тогда, в 2008 году на Олимпийских играх в Китае она соперничала с нашей гонщицей Екатериной Скудиной, занявшей там шестое место.

За эти заслуги гонщица вначале стала членом Ордена Почетного Легиона Британской империи, затем (в 2009 году) – офицером Ордена. На некоторое время после своей второй олимпийской победы Сара бросила большой спорт, чтобы заняться семьей: гонщица вышла замуж за «коллегу» – виндсерфингиста Ника Демпси и родила двоих сыновей (на настоящий момент, правда, спортсменка уже в разводе).

Важно отметить, что свою высокую награду Сара Айтон получила не только за спортивные достижения, но и за – в соответствии со статутом Ордена – общественную деятельность. Она является патронессой британского общества MeningitisNow, ставящего своей задачей борьбу с менингитом (сама спортсменка перенесла эту тяжелую болезнь в возрасте 14 лет).

Заслужила!
Орден Почетного Легиона Британской империи (The Most Excellent Order of the British Empire) был учрежден королем Георгом Пятым 4 июня 1917 года. По статуту ордена он присуждается за «вклад в развитие искусства и наук, работу в некоммерческих и благотворительных организациях и общественной деятельности вне рамок государственной службы». Орден включает в себя пять классов или ступеней (для каждого из двух своих подразделений: гражданского и военного): член Ордена, офицер ордена, коммандер Ордена, Кавалер Ордена, Кавалер Большого Креста Ордена. Обладателям двух первых классов присваивается рыцарский титул «Кавалер» (для мужчин) или «Кавалерственная дама» (для женщин). Существует также Медаль Британской империи, обладатели которой аффилированы с Орденом, но не являются его членами.
Самой же знаменитой яхтсменкой, удостоенной рыцарского титула, является Кавалерственная Дама Эллен МакАртур, ставшая одновременно и самой юной его обладательницей (у нее – вторая ступень Ордена). Она в настоящий полностью забросила профессиональный парус, целиком сосредоточившись на работе в основанных ею фондах по борьбе с раком.

Рождение детей заставило Сару оставить парус лишь ненадолго – изначально она планировала вернуться в олимпийский парус сразу же после рождения первого сына. Томас-Флинн родился в конце июня 2009 года, а уже в ноябреупрямая девушка с золотыми волосами (за характер ее зовут «стальной») начала тренировки на воде в будущей олимпийской гавани Уэймута, на берегу которой у пары был собственный дом. Однако звезды не сложились, и мечту о третьей подряд золотой олимпийской медали пришлось забыть. Вместо нее за три месяца до Олимпиады 2012 года у Сары родился второй сын – Оскар-Флинн Джордж. Самой же спортсменке пришлось выступить в роли «береговой команды» для ее мужа, который, к слову сказать, завоевал на этих Играх серебро. Карьера гонщицы закончена?

Нет, уже в 2014 году Сара Айтон объявляет, что входит тактиком в команду TheVawe, Muscat, участвующую в гоночной серии Extreme 40, став всего лишьвторой – за всю историю серии Extreme 40 –женщиной, участвовавшей в этих трудных гонках. Сегодня Эйтон играет ключевую роль в экипаже под руководством Лея Макмиллана. На борту Эйтон участвует – как и любой член команды – в работе с парусами и снастями, но важнейшей является ее роль тактика: именно ее опыт помог команде выиграть в этом годупятьпобед из возможных семи и стать чемпионами серии.

«На воде моя роль такая же, как и у любого другогояхтсмена,– мы гоняемся всерьез, никто на борту
не делает скидки на то, что я женщина, - объясняет Сара. – Но когда я возвращаюсь с воды, я чувствую то уникальное положение, в котором я нахожусь. Множество женщин подходят ко мне буквально со слезами на глазах.

Гоняться в мужском экипаже – это интересный опыт. Все происходит гораздо жестче, откровеннее, искреннее, никто не скрывает ни своих пристрастий, ни эмоций. Но после гонки мальчики иногда несут мою сумку», - так комментирует Сара Эйтон свой опыт гонки на борту катамарана Extreme 40.

Именно за то, что она привела этот катамаран к победе, она и была признана «Яхтсменкой года». Тем самым ISAF, как уже сказано выше, сделала еще один шаг, отметив заслуги спортсменов, участвующих в очень сложной, динамичной и напряженной, но – «коммерческой» регате, ставшей сегодня одним из самых успешных в финансовом плане состязаний в мире паруса.

Volvo Ocean Race, America’s Cup и Extreme 40 Series (которая в будущем году переходит на крылатые катамараны GC 32) – вот сегодня три регаты, имеющие наибольшую медийную составляющую, наибольшее число зрителей и превратившиеся из «просто парусных гонок» в сложное хозяйство, зарабатывающее немалые деньги.

Но следует заметить, что на пути создания именно коммерческо-медийной составляющей, «монетизации» парусного спорта, как сейчас модно говорить, цикл гонок Extreme 40 Seriesбыл все-таки первым. Впрочем, об этом мы уже говорили. И приятно в очередной раз сказать, что в этой серии участвует не только отечественная команда Gazprom Sailing Team(причем на сегодняшний момент – уже без варягов-легионеров), но и наш Санкт-Петербург стал одним из постоянных мест проведения этапов серии – в 2016 году регата пройдет на Неве уже в третий раз.

А что же сама Сара Айтон, о чем мечтает она сейчас, получив высшую для яхтсмена награду?

«Возможность участия в Олимпиаде 2016 мной упущена, но я могу пойти на Игры-2020, я ощущаю себя очень уверенно: я до сих пор достаточно крепка, достаточно сильна, я все еще могу участвовать.

К сожалению, на Кубке «Америки» женщинам места нет – там нужно весить не менее 80 килограммов и быть исключительно сильным. Но смотреть Кубок сегодня мне так же интересно, как 20 лет назад – Олимпиаду. Я все-таки хочу быть там!»

Предназначение
Саре было всего шесть лет, когда она и ее 10-летний брат, Даниил, открыли для себя парусный спорт.
 «Мои родители хотели, чтобы мой брат и я имели какое-то хобби, и мы старались попробовать различные виды спорта. Наш другсемьи Фил Хаббард предложил нампопытатьсяпопробовать парусный спорт в Queen Mary’s Sailing Club, который был неподалеку. После того, как мы обнаружили его, нам так всем там понравилось, что вся семья стала заниматься парусом – яхт-клубстал для нас вторым домом. Там можно было нанять лодку – «Оптимист» – всего за 50 пенсов в час. Я думаю, нам очень повезло с яхт-клубом, потому что они знали: отдав мне лодку на час, они не получат ее назад до конца дня.Мы смело полагались на щедрость клуба – да, его персонал был немного гибким в этих вопросах.
Я довольно быстро стала очень самостоятельной на своей лодке, после этого я десять лет жизни провела на чужих яхтах матросом. Научиться быть сначала самостоятельной, а потом научиться работать в чужой команде – это были для меня очень важные уроки жизни.
Перелом в моей жизни произошел, когда я смотрела Олимпиаду 1992 года, когда бегунья Салли Ганнел выиграла золото в беге на 400 метров с препятствиями. Мне было тогда 12 лет – и именно тогда у меня появилась цель: попасть на Олимпиаду. Я поняла, как мне повезло, что я занимаюсь как раз тем видом спорта, который представлен на Олимпиаде. Ведь в школе я пробовала многие другие его виды, но результаты показывала весьма средние, к тому же обладала избыточным весом.
Но это оказалось очень недешево: моим родителям пришлось немало поработать сверхурочно над тем, чтобы у меня были хорошая лодка и снаряжение. Парусный спорт высшего уровня – это технически сложно и очень дорого. Но если не ставить перед собой самые высокие цели, то занятия им оказываются необременительными для бюджета, к тому же ходить под парусом можно везде, не только на море – на реке, на озере. Поверьте, вы получите немало полезного опыта, начав заниматься им в любом возрасте», - сказала спортсменка в кратком интервью YR.

Фактически в лице Сары Айтони была премирована вся гоночная серия ExtremeSailing. Награждена за создание уникальной «стадионной» регаты, приблизившей парус прямо к зрителю, за динамику этого соревнования, за его удобный для телетрансляции формат, и … за коммерческие результаты тоже.

Опубликовано в Yacht Russia № 1-2 (82), 2016 г.

Популярное
Мотылек с острова Дьявола
Он был преступником. Арестантом. Заключенным. И бежал снова и снова. Его ловили, а он опять бежал. Потому что... Жить, жить, жить! Каждый раз, находясь на грани отчаяния, Анри Шарьер повторял: «Пока есть жизнь, есть надежда».
Снежные паруса. Секреты зимнего виндсерфинга

Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...

Очень опасный кораблик
Что такое физалия, и почему ее надо бояться
Борода - краса и гордость моряка

Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.

Мурены: потенциально опасны
Предрассудки, связанные с ложными представлениями о муренах, стали причиной повсеместного истребления их в Средиземноморье. Но так ли уж они опасны?
Навигация на пальцах
Звездные ночи в море не только невероятно красивы – яхтсмены могут (и должны) использовать ночное небо для навигации. Чтобы точно знать свое положение, порой можно обойтись без компаса или секстанта
Мотосейлер. Нестареющая концепция

Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?

Мыс Горн. 400 лет испытаний

«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк

Блуждающие огни

Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.

Питер Блейк. Легенда на все времена

Питер Блейк… Он вошел в историю не только как талантливый яхтсмен, но и как признанный лидер, ставший «лицом» целой страны Новой Зеландии, показавший, что значит истинная забота и настоящая ответственность: на самом пике спортивной он оставил гонки и поднял парус во имя защиты Мирового океана – того океана, который он так сильно любил