Удачный перегон

опубликовано в Yacht Russia #85 [Май 2016]

Самый лучший подарок для яхтсмена – дальнее плавание. Августовским вечером мобильный телефон напомнил о себе звонком от неизвестного абонента: «Здравствуйте, вы смогли бы перегнать яхту через Индийский океан?» - « Да, думаю это возможно. А откуда и куда?» - «С Сейшел на Филиппины…» - «Прекрасный маршрут», – сказал я и мечтательно вздохнул.

Текст Дениса Тоскина

Океан – это как наркотик. Попробовав его однажды, ты всегда хочешь еще и еще. У меня за спиной уже было пересечение Атлантики, и это предложение оказалось не чем иным, как откровенным подарком судьбы.

Будущий владелец (ибо яхта еще не перешла в его собственность) покупал лодку (Beneteau Cyclades 43.4) на Сейшельских островах. Это было вполне резонно, ибо стоимость судна с учетом перегона до места назначения получалась ощутимо ниже, чем при покупке точно такой же яхты на Средиземном море. Немаловажную роль при покупке сыграло имя продавца – Sun Sail. Отзывы по их яхтам были практически все положительные.

И подготовка началась.

Во-первых, нужно было определиться с составом экипажа. И здесь я воспользовался советом именитого французского яхтсмена Оливье де Керсасона, который он дал мне много лет назад: «В команде должны быть всего два человека, полностью понимающих смысл происходящего. Остальные нужны лишь для того, чтобы крутить лебедки». В качестве последних я взял в экипаж двух моих друзей, которые на яхтах почти не ходили.

Во-вторых, на начальном этапе хотелось учесть если не все, то почти все, что могло облегчить нам подготовку к длительному переходу. Надо отдать должное моим знакомым как в реальной жизни, так и в соцсетях – советов был дан огромный список. Экипажем был изучен и сравнен порядок цен в России и на Сейшелах, после чего было принято решение, что с собой мы повезем: бензогенератор, маленький тузик, набор спиннингов, а также запасы гречки и тушенки. Ибо на Сейшелах всего этого в продаже либо нет, либо все стоит гораздо дороже.

Три недели подготовки пролетели, как три дня, и вот мы на острове Маэ. Сейшелы встретили теплой погодой с дождем. Из аэропорта мы помчались отсыпаться в заранее забронированный мини-отель, так как на следующий день ребята из SunSail готовились поднять лодку на берег для замены необрастайки.

Сейшелы – Мальдивы

Маэ знаменит своим пляжем Beau Vallon и летучими лисицами, которые там в изобилии. Вся активная жизнь сконцентрирована в городке Виктория, это, пожалуй, самая маленькая столица в мире с колоритным рынком и всего двумя главными улицами, на пересечении которых стоит миниатюрная копия лондонского Биг-Бэна. Главные достопримечательности здесь знаменитый собор Непорочного Зачатия и Музей естественной истории. Там же, в Виктории, находятся и почти все яхтенные марины. А на некотором отдалении находится, пожалуй, самая большая – Eden Island Marina, где, собственно, и базируется компания Sun Sail.

Работа ее специалистов меня очень порадовала. Любое замечание устранялось достаточно быстро и качественно. Впрочем, работало правило: «Если покупатель не заметил, то продавец не подсказал». Поэтому лодку по кругу перепроверяли несколько раз. Последние два дня были посвящены закупке провизии, питьевой воды и дополнительного запаса топлива. Питьевую воду мы покупали из расчета три литра на человека в сутки. Солярки дополнительно к танкам взяли 200 литров в канистрах.

Что касается оформления лодки на выход, то и тут всю суету на себя взяла Sun Sail. Я лишь ездил с агентом и ставил подписи-печати. На все ушло около часа.

Первого ноября мы двинулись в путь. Следующим портом захода был остров Улиган на Мальдивах, до которого нам предстояло пройти 1400 морских миль. Прогноз обещал сплошные бакштаги и галфвинды с силой ветра до 20 узлов.

...Сложно описывать плавание в океане. Я бы сказал, что подобные плавания событийные. То есть от события к событию. Все остальные дни – обычная рутина из вахт, подвахт и сна. Так получилось, что на этом этапе у нас было всего несколько событий.

Первое: был пойман тунец, который был моментально разделан на сашими и стейки, и еще несколько дней, поедая вкуснейшую рыку, мы обсуждали процесс рыбалки.

Вторым событием было пересечение экватора. В каждом из нас сидит маленький мальчишка-сорванец, мечта которого – пересечь экватор и обойти мыс Горн. И наверное, каждый из нас где-то в глубине души ожидал встретить на воде некую «разделительную линию». Линии, конечно же, не было, но экватор встретил нас штилевой погодой и очень теплой водой. Вдоволь накупавшись, мы написали письмо на память об этом событии, запечатали его в бутылку и отправили в плавание в надежде, что когда-нибудь ее найдут и пришлют нам ответ.

Почти сразу после экватора мы попали в полосу южных и юго-западных ветров и, почти не меняя галса, дошли до Мальдив, потратив на переход 14 дней. Вообще-то, именно к этим островам у меня было самое большое количество вопросов в процессе подготовки к перегону. Самым удивительным оказалось, что в цепочке атоллов и островов, растянувшихся на целых 470 миль, есть всего три (!) места, где можно пройти миграционный и таможенный контроль, если вы захотите постоять 48 часов и более. На севере архипелага это остров Улиган (Haa Alifu Atoll), в центральной части – Мале (столица государства), на юге – город Ган (Addu Atoll).

Изучив кучу ресурсов, я решил действовать проверенным способом. Я предпочитаю, чтобы бумажной подготовкой к заходу и вопросами соблюдения местного таможенного и миграционного законодательства занимался специально обученный человек, дабы не взрывать свой собственный мозг всякими «приятными неожиданностями».

Я написал заявку на агентские услуги и разослал ее в дюжину компаний. Надо заметить, что народ на Мальдивах весьма нетороплив. Видимо, поэтому уровень сервиса для яхт находится на зачаточном уровне, включая агентирование: как и предсказывалось, ответы я получил всего из трех фирм, но только одна из них предложила приемлемые условия. Это была именно та, которую рекомендовали коллеги на просторах Интернета, – Real Seahawks Maldives Pvt Ltd.

Выбор с местом захода был тоже сделан заранее: мы шли на остров Улиган. Нас не останавливало, что там в наличии только якорная стоянка. Шли мы туда исключительно из расчета на то, как и в каком направлении будет дуть на выходе.

Этот заход нам обошелся ровно в 300 долл. США. В эту сумму входили: таможня (вход и выход), пограничники (вход и выход), санитарный сертификат, портовый сбор и агентское вознаграждение.

Агент наш хорошо говорил по-английски и достаточно быстро исполнил все наши «хотелки», включая SIM-карты для Интернета. Вообще создавалось впечатление, что он спит с включенным почтовым клиентом на телефоне, так как ответ на любой вопрос приходил в течение 15–20 минут. Он организовал снабжение водой, топливом и продуктами, а также предоставил тузик для поездок на берег, потому что свой у нас был без мотора. Единственное, с чем он не смог помочь, так это с алкоголем. Ну что тут сделаешь – мусульманское государство. Алкоголь есть, но только в отелях на соседних островах: литр виски стоит порядка 200 долл. США.

Сразу поясню, Улиган – это всего полтысячи жителей, для которых наш приезд был событием из серии «по улицам слонов водили». В целом это богом забытый остров, ничего интересного на нем нет. Кроме тишины и приветливых лиц. Есть три магазина, которые больше напоминают сельпо советского образца. Зато в отличие от Сейшел здесь прямо тотальная MOBILE-зация: работают сразу два GSM-оператора, а мобильный телефон есть почти у каждого ребенка. Интернет – повсеместно.

Полицейского участка на острове тоже нет. От слова «совсем». Нет и преступности как таковой. Можно оставить яхту без присмотра, и никто на нее не залезет. Так что настроение подпортила лишь погода: день выхода с Улигана начался с проливного дождя со шквалами. К нашей радости оформлением лодки на выход мы не занимались: агент приехал, забрал паспорта, пару судовых ролей и официальных бумажек с моей подписью и судовой печатью. А через пару часов мы уже вышли в море – нас ждали 1600 миль и Пхукет.

Мальдивы – Таиланд

Погодные условия второго этапа разительно отличались от первого. Добежав с галфвиндом до Шри-Ланки, мы вопреки всем прогнозам получили левентик. Ветер с нами играл, то отходя на северо-восток и позволяя идти полным бейдевиндом, то заходя на чистый восток, вынуждая запускать двигатель. Хорошо, предупрежденные заранее, мы всегда имели запас топлива на борту. Топлива, но не нервов. А они к приходу на Пхукет оказались изрядно потрепаны и нуждались в восстановительных процедурах.

Но я, пожалуй, не буду писать о Таиланде, наши соотечественники традиционно любят Пхукет, и о нем уже написано много и многими, но дам пару советов. Если у вас проблемы с парусами, то вам прямая дорога в парусную мастерскую Rolly Tasker. По факту, это огромное помещение, где можно не только произвести ремонт парусов, но и прикупить дельных вещей по лояльным ценам

Еще совет: если вы идете дальше, неважно куда, не заправляйтесь на Пхукете, дойдите до острова Лангкави, что в Малайзии. Топливо там намного дешевле. Вам нужно дойти до Telaga Harbour Marina, на входе есть причал, принадлежащий АЗС Petronas. Старайтесь прийти туда засветло, причал может быть занят другими желающими недорого заправиться. Если есть возможность встать на якорь и сгонять на динги проверить наличие мест – это хорошо; если нет, то внутри гавани достаточно места для того, чтобы развернуть лодку длиной до 55 футов. Вроде бы все просто, но могут быть нюансы. По местным законам можно залить в бак хоть тонну, а вот в канистру – не больше 20 литров. АЗС государственная, все под прицелом камер. Решение проблемы таково: километрах в 4–5 есть деревенька Кампун. На заправке надо взять такси-минивен, который туда-обратно стоит 100 ринггитов (~20 долл. США): в деревеньке простенькая заправка и никаких камер. Но что самое главное, можно расплатиться американскими деньгами: за 330 литров мы заплатили 160 долларов. И это хозяин заправки еще слегка накрутил курс в свою пользу.

Таиланд – Сингапур

Начало темнеть, когда мы устремились в пролив Малакка.

Не верьте тем, кто кричит, что там сложно ходить. Ходить можно! Днем даже можно расслабиться, а вот ночью придется усиленно крутить головой на 360 градусов, аки совы.

Во-первых, здесь очень много плавающего мусора. От пластиковых бутылок и до приличных по размерам топляков. Во-вторых, движение тут достаточно плотное, к тому же у местных с соблюдением МППСС все плохо. Особенно с огнями. У рыбаков в порядке вещей нести либо дохленький проблесковый огонь, либо светодиодный фонарик, либо вообще ничего. Увидел – хорошо...

Но самый ужас мы встретили ночью на TSS аккурат на подходе к Сингапуру. Плотность движения там была как в час пик в Фемарн-Бельте. Шли себе и шли, прижимаясь к кромке, пропуская «слонов», и вдруг навстречу буксир с баржой! На нашей полосе движения. У меня отвалилась челюсть. И ладно он бы шел по кромке, но нет, он уверенно ломился «против шерсти». Помните, какие огни по МППСС должен нести буксирно-баржевый состав? Вот и я думал, что помню… Но буксир-то еще ничего, почти все огни включил, а вот на барже скромно мигал темно-зеленый фонарик, аккумуляторы к которому, видно, давно не заряжали. Хорошо, молния блеснула – вовремя заметили.

Сам же Сингапур увидели задолго до подхода. Было интересно наблюдать все стадии рассвета. От темноты, залитой электрическим светом, до яркого солнечного утра. Город впечатляет своими габаритами, но жить бы я там не стал. Хотя пролив стоило пройти ночью уже только ради того, чтоб посмотреть рассвет в Сингапуре.

Сингапур – Филиппины

Так получилось, что почти все Южно-Китайское море мы проскочили на одном дыхании. И ясное дело, что без сюрпризов море нас отпускать не хотело. Через спутник от ребят с Филиппин пришло SMS, что там хозяйничает тайфун «Мелор», что он, гад, усиливается и идет в нашу сторону. Ага, тайфун... Третьей категории и усиливается.

Обычно если что-то «прилетает», то прилетает в темное время суток. Ночью погода преподнесла нам сюрприз в виде резко зашедшего на «мордотык» ветра с весьма мерзкой встречной волной. Волны мы, конечно, пытались объезжать, и это даже получалось, когда свет молний помогал. Но в основном шли на «ощупь».

Справа была Малайзия, куда заходить почему-то не хотелось, слева – море. Лавировка не получалась, погода портилась все больше, и я уже с сожалением поглядывал на марину в городке Кудат.

Самое забавное, что в тот момент расстояние от нас до этой марины и до ближайшего филиппинского острова было примерно одинаково. Вообще-то я человек рисковый, но есть у меня одно правило: «Экстрим должен заканчиваться там же, где заканчиваются здравый смысл и математика». Поэтому, прикинув «за» и «против», решил подвернуть до острого бейдвинда в сторону берега, чтобы идти с потерей скорости, но в сторону Филиппин.

С рассветом волна чуть стихла, ветер отошел до полного бейдвинда, но усилился. Под вторым рифом и со скрученной до половины генуей полетели 7–8 узлов. На горизонте появился остров Балабак, и настроение поползло вверх. Честно говоря, к тому моменту мы несколько подустали, и хотелось просто постоять в тишине, поэтому быстро стали изучать сей дивный остров на предмет удобных бухт. Выбор был небогат – всего три. И все с восточной стороны. Прямо так, как нам надо! И мы двинулись в третью, самую дальнюю на север острова бухту, где находится городок Балабак, столица острова.

Столица, на карте казавшаяся большим городом, по факту оказалась малюсенькой рыбацкой деревенькой. Все сосредоточено в одном месте. Есть продуктовый магазин, можно заправиться топливом в канистры (дорого). Если повезет, то в офисе будет сидеть местный «имигрейшен офицер» и можно будет открыть границу. Однако для прохождения таможни все равно придется идти дальше, на остров Палаван. GSM работает хорошо, в местном магазине можно купить SIM-карту для Интернета. Но смотреть на острове толком нечего. Туда стоит заходить, только чтобы передохнуть.

С рассветом мы покинули гостеприимную бухту и рванули на остров Палаван, в местную столицу Пуэрто-Принцеса. Ничего интересного по пути нет. Просто идем с юга на север, вдоль берега. А вот перед входом в столичную бухту весьма рекомендую отойти «в море» миль на пять, поскольку притаилась там у берега отмель с рифом, которую плохо видно. И еще, если будете заходить с большой волной, как это было в нашем случае, то сразу, как зайдете в бухту, надо прижаться поближе к правому берегу – глубины там позволяют идти комфортно, а вот волна почти сразу сойдет на нет.

Пуэрто-Принцеса город большой, «цивилизация». Даже международный аэропорт есть. Наша цель – Abanico Yacht Club & Marina. Звучит запредельно круто, но на деле это просто большая якорная стоянка для яхт. При проходе мимо контейнерного терминала надо вызвать марину на 72-м канале, тогда вас встретит сервис-бот, проведет мимо мели, которая не отмечена ни на одной карте, и укажет место стоянки. Вроде мелочь, но приятно.

Тот же сервис-бот отвезет вас на берег и обратно, заберет мусор и сделает еще массу приятного. Рабочие часы этого сервис-бота с 08.00 до 18.00, поэтому поездку к властям планируйте на утро. И раз уж вы здесь, сгоняйте на сервис-боте в ресторанчик марины. Попейте пива и договоритесь о трицикле. Эта адская колесница вам очень поможет на следующий день, а марина предоставит своего «погонщика».

О пограничном оформлении на Филиппинах
Пограничное и таможенное оформление (Clearance) здесь – это натуральный квест, пройти который непросто. Сначала надо попасть в Immigrationoffice, имея на руках копии следующих документов: Clearance (из предыдущего порта), Certificate of registry на лодку и всех загранпаспортов. Если копии сделать заранее не смогли, не переживайте – сделают в любом месте за пару песо за один лист. Так же нужна судовая роль (2–3 шт.), желательно с судовой печатью. Судовая печать – это важная опция, которая увеличивает ваш вес в мире местных властей. Если вам очень повезет, то в Immigration бумаги отштампуют сразу. Нам, конечно же, не повезло: «Приезжайте через два часа. Офицер с печатью сейчас в аэропорту», – сказали нам с обезоруживающей улыбкой.
И послали проходить таможню. Но… документы в таможне не примут без копии судовой роли с печатью иммиграционного инспектора. А чтобы попасть в офис таможни, ехать надо в другой конец города – тут сразу стали понятны преимущества «своего» водителя. Если повезет, опять же, то местный Custom Clearance получите сразу. У нас оформление заняло порядка пяти часов, включая переезды из конторы в контору.
Расходы оказались таковы: мы заплатили официальный платеж за Custom Clearance в размере 110 песо. Сутки стоянки на якоре обошлись в 100 песо. Заправились топливом по 28 песо (~ 0,58 долл. США), а водой по 30 песо за 20-литровую канистру. Процесс заправки весьма прост. Мальчик на сервис-боте без вашего участия отвезет канистры на лодку. Потом возьмет вас. Вы ему пальцем покажете, что куда лить. Вот, собственно, и все. Стандартный «чай» от 100 до 500 песо в зависимости от проделанной работы.
Сутки в Пуэрто-Принцеса пролетели незаметно, делать там больше было нечего, и мы двинулись дальше. Нас еще ждал остров Миндоро и чудесная марина в городке Пуэрто-Галера. Там и закончилось наше путешествие.

Советы капитану

* Перелет на Сейшелы. Самое интересное предложение на тот момент было у авиакомпании Etihad Airways. Нас подкупило предложение: два места багажа (23 кг + 23 кг) без дополнительной платы. И все это по приемлемой цене, правда, с шестичасовым стыком в Абу-Даби.

* До отлета обязательно озадачьтесь комплектацией аптечки. Весьма рекомендую взять с собой набор от компании «Апполо», состоящий из двух комплектов – противоожогового и для заживления ран. В набор входит два тюбика с гелем и гелевая повязка. Работает очень хорошо и нас несколько раз выручал. Не забудьте взять Pantenol и солнцезащитный крем не меньше SFP50.

* Тем, кто будет уходить на яхте с Сейшел. Не спешите за продуктами в супермаркет Spar, который находится прямо на территории EdenIsland. Лучше возьмите в прокате машину и съездите в большой супермаркет, открытый компанией STC (Seychelles Trading Company). На дорогу уйдет минут пять, зато выбор куда больше, а цены куда меньше. А когда вернетесь с продуктами в марину, воспользуйтесь еще одним приятным бонусом. Остановите проезжающий мимо Club Car, и он все ваши покупки подвезет прямо к лодке. Из России с собой стоит везти только гречку и тушенку. все остальное есть. Не лишними будут рыболовные снасти – 2–3 «хлыста» и дюжина воблеров.

* Несколько советов по приемке яхты у SunSail. Первое и самое главное: договоритесь с местным руководством о порядке устранения ваших замечаний. Составьте собственный чек-лист. Не торопитесь, ибо как показала практика, вы вполне можете найти массу сюрпризов уже после того, как согласуете все работы. На яхтах, находившихся в чартере, обычно работает все то, чем клиенты пользуются постоянно. Поэтому поставьте себя на место обычного клиента и проверяйте как раз то, чем лично вы пользовались бы реже всего – именно тут могут быть «сюрпризы». Обязательно договоритесь о тестовом выходе, и во время такового проверьте работу УКВ-радиостанции и навигационных приборов, особенно ветроуказателя и автопилота. Обязательно проверьте работу всех помп без исключения. По возвращении с тестового плавания проверьте технологические лючки на топливных танках, они могут быть не обтянуты, так как яхты никогда не заправляют под завязку, а как только вы будете брать полный танк, то вполне можете десяток литров солярки упустить под пайолы. На радостях не забудьте попросить полный баллон с газом. Нам без всяких оговорок поставили 12-литровый вместо стандартного. И последнее, не бегите в магазин по каждому поводу. Сначала подойдите к бейс-менеджеру и спросите совета. В 9 случаях из 10 вам помогут, не выходя из офиса.

* Границу на Маэ вам будет закрывать пограничник из аэропорта, а он приедет только тогда, когда оформит все прилеты/отлеты в аэропорту или же когда сменится и заедет к вам по пути домой. Выходите из марины до полудня – если вы пойдете на север, то к вечеру окажетесь возле острова Праслин. Там можно будет остановиться в одной из бухт для ночевки.

* На Мальдивах тщательно проверяйте продукты питания. Особенно куриные яйца. Мы купили шесть десятков, внешне выглядящее просто идеально, но... все они оказались тухлыми...

Опубликовано в Yacht Russia №5 (85), 2016 г.

Популярное
Мотылек с острова Дьявола
Он был преступником. Арестантом. Заключенным. И бежал снова и снова. Его ловили, а он опять бежал. Потому что... Жить, жить, жить! Каждый раз, находясь на грани отчаяния, Анри Шарьер повторял: «Пока есть жизнь, есть надежда».
Снежные паруса. Секреты зимнего виндсерфинга

Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...

Очень опасный кораблик
Что такое физалия, и почему ее надо бояться
Борода - краса и гордость моряка

Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.

Мурены: потенциально опасны
Предрассудки, связанные с ложными представлениями о муренах, стали причиной повсеместного истребления их в Средиземноморье. Но так ли уж они опасны?
Навигация на пальцах
Звездные ночи в море не только невероятно красивы – яхтсмены могут (и должны) использовать ночное небо для навигации. Чтобы точно знать свое положение, порой можно обойтись без компаса или секстанта
Мотосейлер. Нестареющая концепция

Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?

Мыс Горн. 400 лет испытаний

«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк

Блуждающие огни

Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.

Питер Блейк. Легенда на все времена

Питер Блейк… Он вошел в историю не только как талантливый яхтсмен, но и как признанный лидер, ставший «лицом» целой страны Новой Зеландии, показавший, что значит истинная забота и настоящая ответственность: на самом пике спортивной он оставил гонки и поднял парус во имя защиты Мирового океана – того океана, который он так сильно любил