ИСАФ с человеческим лицом

«Чем они там думают в своей ИСАФе? Что за придурки там собрались? Неужели не ясно, как нужно решать проблемы? Это же так просто!» - приходилось такое слышать? Кто только не высказывался по поводу Международной Федерации парусного спорта (ИСАФ) и плодов ее деятельности.

«Чем они там думают в своей ИСАФе? Что за придурки там собрались? Неужели не ясно, как нужно решать проблемы? Это же так просто!» - приходилось такое слышать? Кто только не высказывался по поводу Международной Федерации парусного спорта (ИСАФ) и плодов ее деятельности. Между прочим, за рубежом о федерации часто говорят в таком же ключе. Прошу слова и я, скажем, от лица представителей ВФПС в этой самой международной федерации. Хочу обратить свои слова к тем, кто нас услышит, с кем вместе мы попытаемся разобраться в хитрых механизмах принятия решений в ИСАФ. Тем же, кто свое собственное мнение ставит превыше всего, не озаботясь вникнуть в суть предмета, кто заранее знает, кто прав, а это он сам! – таким хочу посоветовать: не тратье время. Не читайте эту статью, мы не договоримся.

Для начала соглашусь: часто решения ИСАФ носят непредсказуемый, неожиданный и даже странный характер. Почему так происходит? Если бы я хотел подобрать эпиграф к своим заметкам, я бы вспомнил знаменитый постулат древнего философа: «Один хотел одного, другой другого; оба вступают во взаимодействие, и получается результат, которого никто не ожидал!»

Приступая к своим обязанностям, члены ведущих комитетов ИСАФ подписывают специальную декларацию «Конфликт интересов», чем гарантируют, что не имеют личной выгоды от решений ИСАФ, стремятся направить свою деятельность на пользу мирового парусного спорта, отказываются от претензий на плоды своего интеллектального труда в рамках международной федерации. Хорошее дело, но только… Может ли организация или отдельный человек существовать без собственных интересов? Нет конечно. И вот тут-то собака и зарыта! Да, коллеги, возмущаясь общим решением, мы как-то забываем о том, что у национальных федераций, у классов яхт, у Исполкома ИСАФ – у каждого из этих органов, принимающих решения, собственные интересы. Одних только федераций – членов ИСАФ сейчас более ста тридцати, прибавьте к этому полсотни международных ассоциаций классов, континентальные федерации (например, ЕвроСАФ). И каждый хочет своего, кровного. Почему же мы уверены, что скажем, интересы федераций Норвегии, Арегентины или Въетнама должны обязательно совпадать с нашими интересами?

Мы можем как угодно расценивать ИСАФ, но одно является фактом – это организация демократическая. Самые главные решения принимаются исключительно голсованием. И если большинство членов Совета голосует в пользу, скажем, швертбота, а не килевой яхты, то это и будет окончательное решение, пересмотреть которое практически невозможно. Но, как говорится, хватит соловья баснями кормить. Попробуем разобраться в текущей ситуации.

К ноябрю прошлого года Олимпийская программа была в основном сформирована, за исключением четырех номеров (медалей) – женского скифа-двойки, многокорпусного парусного судна-двойки в смешанном разряде, парусной доски И/ИЛИ кайта, как в мужском, так и женском разряде.

На ежегодном заседании ИСАФ (Пуэрто Рико, ноябрь 2011г.) члены Совета уже подготовили свои яркие выступления, чтобы убедить остальных голосовать за их позиции (интересы), как вдруг Президент ИСАФ Горан Петерссон ударом своего президентского молотка поставил точку в неначавшихся дискуссиях. Так не будет, сказал Президент, нельзя доверять решение этих важнейших вопросов призывам фирм-производителей и искуству записных ораторов из числа членов Совета. Чтобы решить вопрос справедливо и в то же время с максимально возможным учетом интересов федераций и классов, создадим Оценочную Комиссию. Пусть группы специалистов вместе с гонщиками опробуют все предложенные варианты и скажут свое слово. Только после этого обсудим итоги и примем решение. Так и сделали. В конце марта этого года в Сантандере (Испания) собрались около полусотни молодых яхтсменов из 23 стран. На регате были представлены проекты и классы, претендующие на олимпийский статус. Наверное, не все прошло гладко, и в адрес Оценочной Комиссии было высказано немало критики: и ветер не всегда дул нужный, и участники в большинстве своем были далеко не чемпионы мира. Но не поленитесь, загляните в отчеты Оценочной Комисссии. Вы убедитесь, что проделана огромная и высокопрофессиональная работа. Это факт, который не просто обойти. Отчеты Оценочной комиссии были представлены Среднегодовому Заседанию ИСАФ (Стреса, Италия; 3-6 мая с.г.) для принятия окончательного решения по Олимпийской программе 2016. Это означало, что любое обсуждение начиналось с кардинального вопроса: доверяем итогам работы Оценочной Космиссии, или нет? Если да, то до обсуждения и выбора остаются только классы, рекомендуемые этой Комиссией. 29-erXX в этих рекомендациях, увы, не было.

Всякое решение, прежде чем обрести силу закона, проходит в ИСАФ много ступеней. Комитеты и подкомитеты специалистов обсуждают свои проблемы, делают выводы и двигают свои рекомендации в ведущие Комитеты, такие как Комитет Спортпрограмм и Комитет Оборудования. Эти комитеты в свою очередь вырабатывают рекомендации для законодательного органа – Совета ИСАФ. Поначалу в Комитете Спортпрограмм все складывалось в пользу 29-erXX. Так по крайней мере угадывалось в выступлениях представителей Аргентины, Польши, Индии, Венгрии, Японии, ну и, разумеется, в нашем выступлении. Но, как это часто случается в ИСАФ, голосование показало совершенно иной расклад интересов: 12 членов Комитетеа, вдвое больше, чем число защитников 29-го, проглосовали за утверждение рекомендаций Оценочной Комиссии, т.е. в пользу выбора между классами «Mackay FX» и «RS 900».

В целом лодки близки друг к другу. У каждой есть свои преимущества и слабые стороны. Так, «29-er XX»- это перегруженный вариант классическойго 29-er. Здесь две трапеции, а откренивание производится с широкого привального бруса, а не с крыльев, как положено скифам. Почему-то участники оценочной регаты дружно отвергли этот класс. Он получил только один первый выбор из всех возможных.

«Mackay FX» и «RS 900» еще более близкие проекты по заложенным в них идеям, параметрам, ходовым харакетристикам. Но у Маккея есть серьезное преимущество – это тот же 49-er, с тем же корпусом, но с меньшей мачтой и меньшей площадью парусов. Использование этой лодки позволяет нам выстроить вполне логичную цепь многолетней подготовки: «29-er» - «49-er Mackay FX» - «49-er»

Добавьте к этому, что семейство «Er» имеет хорошо структурированные, мощные и далеко не бедные ассоциации, обладают развитым календарем на всех пяти континентах, тогда как RS 900 класс специально спроектирован и экспериментально построен для отборов в Олимпийскую программу. В частности, по этой причине заявленная строителями значительно меньшая цена – не больше чем рекламный трюк. Как можно определить реальную стоимость проекта, пока не отлажено поточное производство? Ну и наконец, доступность. Семейство «RS» - молодая, динамично развивающаяся парусная верфь, расположенная на юге Англии, недалеко от штаб-квартиры знаменитой английской парусной федерации. Ее производственные возможности велики, но вспомним, это совсем свежий класс. По сути дела еще только предстоит развернуть производство «RS 900».

Сенсации продолжаются

Но вернемся на заседание Комитета Спортпрограмм. Может быть это наше субъективное ощущение, но нам показалось, что англичане тяготеют к RS-ам. Именно этот проект был назван первым в рекомендациях Оценочной Комиссии. И вот голосование – и снова сенсация: 14 голосов за «FX» и только … 2 за «RS 900». Почему так получилось? Кто эту ИСАФу разберет?! Решение Комитета Спортпрограмм, ведущего специального и политического органа ИСАФ – это очень серьезно. Без весомых оснований Совет ИСАФ не станет отвергать, а скорее всего примет предложения Комитета. Но не тут-то было! На заседании Совета наши английские коллеги, поддержанные представителями англоговорящих стран, выступали один за другим, настаивали на RS 900. Серьезно звучала их ссылка на твердые рекомендации Оценочной Комиссии. Пришлось выступить, чтобы для начала вернуть 29-erXX в круг обсуждаемых проектов. В ходе последующих выступлений показалось, что 29-erXX возвращается на твердые позиции. В пользу этого класса высказалось полтора десятка членов Совета (считай, стран!). Но вот голосование 35 бюллетеней признаны действительными. И... 29-й набирает свои 14 голосов, тогда как проект «Mackay FX» - 19. А «RS 900»? Все те же два голоса. Что же, решение принято, так тому и быть – Олимпийским женским скифом назван «Mackay FX» на базе корпуса 49-er. Добавим неткоторые детали, чтобы составить более полное представление о новороженном- или новорожденной?

Лодки, деньги, люди, перспективы

Что же такое «Mackay FX»? На корпусе 49-er установлена мачта на метр короче, что по мнению автора проекта заметно облегчает постановку лодки на ровный киль в случае опрокидывания. Паруса (без геннакера) на 2,7 кв. м. меньше, что составляет 12,4% от площади парусов 49-го. Нас уверяют, что лодка рассчитана на широкий весовой диапазон экипажа – от 120 до 155 кг. И при этом легким экипажам трудно справляться с управлением только в маргинальных условиях. Что касается цены, то гонщикам предлагается для начала использовать существующие корпуса 49-er, приобретая только «верхушку» за 5.500 Евро. К слову, говоря о затратах, специалисты убедительно доказывают, что в соверменной олимпийской кампании стоимость материальной части отдвинулась на задний план. Куда дороже стоят перевозки матчасти, перелеты и содержание экипажей на сборах, и особенно услуги квалифицированных тренеров и специалистов. При обсуждении конкурирующих проектов доступность, скорость изготовления и поставки комплектов лодок – один из главных оценочных факторов. С этим и правда, туговато. Пока суд да дело, общирная очередь выстроилась к дверям фирм «Маккей» (Новая Зеландия) и «Овингтон» (Англия). Первые пятьдесят комплектов вооружения для FX будут готовы в течение ближайших 10 недель. С фирмой есть твердая договоренность, что каждый экипаж, заявивший свое намерение участвовать в Олимпиаде-2016, войдет в это число первых 50-ти.

Не все концы печальны

Вот и последний вечер пребывания в курортном местечке Стреса, где проходило заседание ИСАФ. Тучи сползли с окрестных гор и поливают нас холодным дождем. Отшумели все дебаты и скандалы, когда, хочешь – не хочешь, все решения приняты, и надо с этим жить. В микроскопическом итальянском ресторанчике у нас состоялась деловая, но одновременно и дружеская встреча с семейством «Еров». 49-й представлял Исполнительный директор Маркус Спилайн (Ирландия), 29-й- Президент класса Чарльз Гловер (Англия), фирму «Mackay» - сам Дэйв Маккей собственной персоной.

Наши коллеги прежде всего выразили большое удовалетворение по случаю открытия в России проекта «29-er». Нас заверили, что для росийских гонщиков, для нашей сборной будет сделано все, что можно. Коллеги из Сборной команды по резерву! Клиника в ваших руках – выбирайте место и время, делиться опытом приедут лучшие специалисты в 29-er. Отдельный разговор состоялся с производителем. Дэйв оказался по виду типичным яхтсменом, очень легким в общении, с хорошим чувством юмора. По его рассказу, в фирме работает всего 12 человек, при этом выпускается 150 лодок в год – это три лодки в неделю! Сам Дэйв не гнушается работы руками, и когда нужно включается в процесс непосредственного производства. К нашим начинаниям Дэйв также отнесся с большим интресом. Сказал, что если только будет нужда в нем, как в специалисте по настройке или технике управления, он готов приехать в Россию, или организовать клинику в другом месте.

Так закончилась эпопея с женским скифом. Тем временем продолжались баталии по поводу катамаранов, парусных досок и, как сказано, И/ИЛИ, кайтов. 
Но об этом читайте в следующем материале.


Олег Ильин
Генеральный секретарь ВФПС
Член Комитета Спортпрограмм ИСАФ