Родион Лука о российской сборной класса 49er

В мае мне предоставилась возможность участвовать в качестве тренера-консультанта сборной Росcии на чемпионате мира в классе 49er. Это предложение сделал главный тренер сборной России Сергей Джиенбаев, который самостоятельно финансировал этот проект.

В мае мне предоставилась возможность участвовать в качестве тренера-консультанта сборной Росcии на чемпионате мира в классе 49er. Это предложение сделал главный тренер сборной России Сергей Джиенбаев, который самостоятельно финансировал этот проект. Честно говоря, выезжая на чемпионат, все знали что шансы завоевать лицензии есть, но это дело случая. Проработав с ребятами десять дней в Испании, у меня была уверенность, что хороший результат возможен только при определенных ветровых условиях. При этом нам нужны были не только определенная сила ветра, в которой они имели конкурентную скорость, но и характер его, при котором категория стратегии гонок попадала больше под речные условия. Либо под регулярные, я бы сказал, продолжительностью до 10 минут, осцилляции ветра. Такой узкий диапазон был вызван в первую очередь из-за сравнительно позднего начала совместной подготовки наших экипажей по сравнению с зарубежными соперниками.

Не важно, хотим ли мы выиграть олимпийскую медаль, получить научную степень или просто познакомиться с девушкой, практически любой процесс достижения цели можно разделить на три составляющих: цель, план, и исполнение. Поставить себе цель – сравнительно не сложно, выстроить верный план - может уже не каждый, но большинство из нас спотыкаются на исполнении.

На мой взгляд именно отсутствие возможности выполнить план подготовки и подойти к регате на профессиональном уровне, помешало нашим ребятам добиться олимпийских лицензий. Оба основных экипажа сборной России, имели опыт гонок в существующем составе менее сезона, что является очень незначительным сроком для скифа. Имея двенадцатилетний опыт на 49er, я часто имел возможность наблюдать как комбинировались сильные рулевые и шкотовые в других сборных, у них уходило не менее сезона чтоб дойти до уровня на которым они были до того.

Многие считают советскую систему подготовки оптимальной, вспоминая успехи советских яхтсменов, но не стоит забывать что четверть века назад в западных странах не было таких социальных программ как сейчас, советские спортсмены имели преимущество так как имели возможность профессионально заниматься спортом, в то время как в международном олимпизме была запрещена какая либо реклама, практически олимпийский парусный спорт был только для богатых и не был массовым. Профессионально имели возможность тренироваться яхтсмены, которые имели бизнес в области паруса, производители парусов, одежды, яхтостроители. Они в основном составляли конкуренцию нашим яхтсменам.

В наше время ситуация кординально изменилась. Парус стал доступным видом спорта на западе, сборные команды способны аккумулировать бюджеты, поддерживающие профессиональный уровень олимпийцев. В то время как наши спортсмены и тренеры находятся в состоянии поиска спонсоров и вечного решения проблем оформления документов, логистики и преодоления трудностей, наши соперники фокусируются на увеличении КПД каждого часа проведенного на воде. Даже при одинаковых объемах тренировок, нашим спортсменам тяжело провести время с большей эффективностью, чем их соперникам. С каждым олимпийским циклом они сохраняют и передают опыт новым поколениям. Например, в сборной Великобритании не только тренера, метеорологи, физиотерапевты имеют авторитет у своих спортсменов, но даже ремонтировщик сборной - Саймон Хискок (чемпион мира, бронзовый призер Олимпиады 2004 в классе 49er) ответственный за то чтоб каждая лодка была в состоянии тип-топ.

На сегодняшний день в Российской сборной такой уровень наблюдается только у Екатирины Скудиной, и мы видим высокие результаты и хорошие шансы на медаль.

Для сравнения, хотелось бы отметить, что годовой бюджет у одного из проигравшего олимпийский отбор канадского экипажа в классе 49er составлял 300 тысяч долларов (канадских правда, но, по моему разница там небольшая). Именно с такими бюджетами придется конкурировать командам в следующем олимпийском цикле. Как правильно использовать его, и в какой пропорции между тренерскими услугами, материальной частью, логистикой и т.д.? Тут можно брать пример с лучших гонщиков. Одна тренировка с хорошим тренером может быть эффективней, чем новый комплект парусов, либо покупка новой лодки…. Конечно, нужно работать во всех направлениях и выжимать максимум от материальной части, но, в конце концов, профессиональный уровень яхтсмена имеет ключевое значение.

Парусный спорт это своего рода марафон, в котором опыт имеет главный приоритет. Даже если вы очень талантливы и прилагаете большие усилия, для некоторых результатов требуется время. Было бы очень просто поставить крест на спортсменах, не взявших лицензии. Но ребята получили колоссальный, дорогостоящий опыт, и его важно сохранить и использовать в следующем олимпийском цикле.

Родион Лука

ДЛЯ СПРАВКИ: Родион Лука – заслуженный мастер спорта, серебряный призер Олимпийских игр 2004 г., чемпион мира 2005 г. в олимпийском классе яхт «49er», многократный призер чемпионатов мира и Европы, лидер мирового рейтинга в олимпийском классе яхт «49er», участник кругосветной парусной гонки Volvo Ocean Race 2008-2009.