Бот-шоу в Питере - взгляд изнутри

В Санкт-Петербурге в выставочном комплексе ЛенЭкспо с 31 мая по 3 июня прошла традиционная питерская яхтенная выставка, которая теперь носит название Балтийский морской фестиваль

В Санкт-Петербурге в выставочном комплексе ЛенЭкспо с 31 мая по 3 июня прошла традиционная питерская яхтенная выставка, которая теперь носит название Балтийский морской фестиваль — впрочем, подавляющее большинство людей называют ее по-прежнему: «питерская бот-шоу» (почему слово «шоу» в сочетании со словом «бот» вдруг стало женского рода, вопрос к прежнему менеджменту мероприятия — он долго уговаривал журналистов писать именно в женском роде). Нынешняя выставка обещала один интересный момент — на ней должен был появиться объединенный стенд польских яхтостроителей, ожидалось присутствие руководителей ведущих польских фирм, присутствие многочисленных «живых» яхт, напутственное слово консула Польши и другие, как модно нынче говорить, «печеньки».

На деле же все фанфары пустили крупного петуха. Выставка в очередной раз показала, что взятый несколько лет назад ее руководством курс на деградацию экспозиции остается твердым и неизменным. Во-первых, в городе практически не было никакой рекламы (это уж как водится). Если, прилетая на hanseboot или Dusseldorf Boatshow, встречаешь рекламу выставок прямо в аэропорту, после чего она ненавязчиво (а порой и навязчиво) сопровождает тебя по всему городу, то об этом в нашем случае не было и речи. И хотя организаторы отбояривались привычными словами «столько-то секунд рекламы на таком-то канале», «столько-то показов на городских экранах», факт остается грустным фактом: реклама в городе если и была, то гражданам о существовании таковой доложить забыли.

Ничуть не меньше, чем отношение к гражданам, удивительно отношение к экспонентам. Титанические усилия руководства выставки привели к тому, что собственно тематическая часть экспозиции (то есть, сами лодки, моторы и сопутствующие товары — моторы, дельные вещи, навигация и пр.) занимала немногим более трети зала и без того невеликого пятого павильона выставочного комплекса. Другую же треть занимала великолепная, надо признать, экспозиция судомоделистов, собиравшая немало зрителей. Там же рядом продавались какие-то платки и тряпки, вообще непонятно, что здесь делающие. Наконец, следующая треть зала состояла из пустого пространства, отгороженного щитами, и стендов СМИ (к счастью, по большей части специализированных).

Регулярно бывая на питерской бот-шоу последние 10 лет корреспонденты itBoat были просто шокированы: то есть, видели всякое, но такого безобразия — пожалуй, все-таки еще нет. Куда больше нашего шокированными выглядели сами польские коллеги, вообще не понявшие, куда они попали. Вся их презентация была проведена на пустом пятачке пространства в павильоне, куда поставили пару десятков стульев для тех, кто пожелает посмотреть. Многие из польских товарищей по старой памяти неплохо владеют русским языком, поэтому вечером за кружкой пива они очень образно описали как саму выставку, так и ее организаторов. И в дупе они видели такую экспозицию! Не желая умирать от скромности, скажем так: организованная itBoat встреча польских представителей всего с двумя «яхтенными людьми» (Златой Бредовой и Алексеем Ушаковым) оказалась, по словам самих поляков, важнее, чем все их пребывание на выставке.

А чему удивляться — в общей сложности на Фестивале было лишь немногим больше сотни экспонентов (всех — и тематических, и нетематических), которых не очень-то радовали цены — порядка 6000 рублей за один квадратный метр оборудованного стенда, то есть 150 евро за метр. Для сравнения: на польской выставке Wiatr i Woda в Варшаве в марте этого года одни метр стоил 115 евро — но зато там участвовали более 300 экспонентов. Итоги же таковы: организаторы Балтийского морского фестиваля ожидали (точных цифр на данный момент еще нет) визит порядка 10 000 посетителей, в то время как на варшавскую экспозицию их пришло более 50 000.

Иными словами, отдача с каждой вложенной в участие на выставке копейки для участников варшавской экспозиции больше в шесть с лишним раз. Как говорится, почувствуйте разницу!

Да и зрители в Польше тратили на билет 25 злотых (250 рублей), за которые могли осмотреть в три раза больше стендов, чем питерцы, для которых билет стоил 200 рублей. Как следствие всего вышесказанного, сами экспоненты происходящему (особенно в первый день работы) не сильно радовались: народу было, прямо скажем, маловато. Впрочем, вы вполне можете увидеть все это на снимках. Как выразился дилер яхт Salona Михаил Мищенко, «по стендам друг к другу ходят такие же соседи-стендисты». И больше почти никого. Во всяком случае, в достойных внимания количествах. Времена, когда люди на форумах договаривались, объединялись и приезжали на выставку в Питер из других городов целыми командами, похоже, канули в Лету. Ровно то же можно сказать и про отечественных (да и не только) изготовителей: истории о том, как в Петербург на экспозицию привозили катера аж из Комсомольска-на Амуре (не говоря уж про куда более близкие места), сегодня кажутся бессовестным вымыслом чистейшей воды. 

Центральную часть пятого павильона занимали три стенда: удивительно небольшая (три швертбота и два манекена) экспозиция компании «Фордевинд-Регата», стенд известной мультибрендовой компании «Nord Boat» (занимающейся экспортом в Россию катеров и моторных яхт), на котором стояли две модели норвежской фирмы Askeladden, да парусная яхта из Волгодонска класса микро «Электра 18». Это, пожалуй, были главные точки притяжения закрытой части экспозиции (если не считать моделистов). Парусная яхта «Электра 18» имеет довольно сложную судьбу — ее создатели позиционировали лодку как продукт очень высокого качества, в силу чего она имеет весьма изощрённую конструкцию. Например, число необходимых для ее изготовления матриц составляет 24 штуки, что влечет за собой довольно высокую себестоимость. Качество, конечно, превосходное — на выставке демонстрировалась лодка трехлетней давности, прошедшая два чемпионата мира, но выглядела она как новая. Впрочем, возможно, что о ней мы еще расскажем дополнительно.

Швертботы, представлявшиеся «Фордевинд-Регаты», нас удивили. Мы ожидали привычный ассортимент известных «Лазеров», но… «Отгрузка этих швертботов в Россию приостановлена до осени», — сообщила нам улыбчивая стендистка. Причинами были названы внутренние организационные сложности фирмы-производителя. Так что по крайней мере на текущий сезон «Лазеры» сменились швертботами марки RS — тоже весьма динамичными, легкими и простыми в обращении лодками. Удивило, что в отличие от прошлых лет стенд «Фордевинд-Регаты» был весьма скромным, и на нем не был представлен широкий ассортимент одежды и оборудования, обычно всегда демонстрирующийся на выставочных стендах компании.

Из «парусных стендов» интерес представляли еще два: и оба наших давних знакомых — компании «Interyachts» (представляющей парусные бренды Hanse и Contest, а также стальных моторных голландцев Moonen), да Михаила Мищенко, недавно ставшего дилером хорватских яхт Salona (это, пожалуй, самый «молодой» наш дилер). Дела у Лео Ноймайера («Interyachts») в целом шли отлично: с начала года подписано уже шесть контрактов на поставку яхт Hanse различных моделей вплоть до флагманской 630-й. По-прежнему в процессе обсуждения находится вопрос поставки 50-футовой Contest одному известному российскому рок-исполнителю.

Михаил Мищенко был менее оптимистичен — бизнес его только начался, бренд в России пока малоизвестен, посетителей почти нет. По имеющимся сведениям, ни одного контракта на поставку яхт на выставке заключено не было. Зато вот чартерное предложение Михаила (а он создает большой и однотипный чартерный флот, состоящий из яхт Salona) вызвало большой интерес среди компетентной публики.

Артур Гроховский
www.itboat.ru