Два дня до Олимпиады - интервью с президентом Олимпийского Комитета

Совсем немного осталось до старта Олимпиады в Лондоне. Президент Олимпийского комитета России Александр Жуков рассказал о степени готовности российской команды и перспективах на ОИ.

Совсем немного осталось до старта Олимпиады в Лондоне. Президент Олимпийского комитета России Александр Жуков рассказал о степени готовности российской команды и перспективах на ОИ. Онлайн-интервью прошло в редакции «Газета.Ru».

Какие у вас предчувствия накануне одного из важнейших спортивных событий?

Предчувствие – увидеть грандиозный спортивный праздник, как перед любой олимпиадой. На мой взгляд, Олимпийские игры – самое значительное событие, вообще не только в мире спорта, но и мировой жизни. Во время проведения этих соревнований, мне кажется, к ним приковано внимание всего мира. Поэтому, прежде всего, Олимпиада – это спортивный праздник. А второе, конечно, будем болеть за наших спортсменов. У нас отличная команда. Ребята очень хорошо готовы. Поэтому ждем побед наших ребят, ярких выступлений.

Расскажите, когда вы отправляетесь в Лондон? Что вы там будете делать как президент ОКР? Какая программа мероприятий? Вы устраиваете "русские дома", какие-то площадки?

Я лечу в Лондон 25 июля. Уже в этот день в Олимпийской деревне мы будем поднимать знамя России, это будет официальное открытие нашего дома. Это всегда очень важный момент, мне кажется, для настроя наших спортсменов. Сейчас, буквально два дня назад, мы их проводили, в очень торжественной обстановке, в Кремле. Ну, правда, не все были из нашей команды, потому что многие уже находятся в Англии. Кое-кто готовится на заграничных базах. Где-то треть команды, наверное, была в Кремле. У всех очень хорошее боевое настроение.

А 26-го мы будем открывать "русские дома". Их будет два официальных. Обычно город, который следующим принимает Олимпийские игры, создает свой "дом" в столице Олимпиады, для того чтобы показать, как идет подготовка. Вот и у нас будет "дом Сочи", где можно будет посмотреть все сочинские олимпийские объекты. Там будет каток, где будут выступать наши лучшие фигуристы. На наш взгляд, это такой "маленький Сочи" будет в Лондоне, это очень интересно. Ну и "Русский дом" для наших болельщиков в Гайд-парке. Он будет расположен недалеко от "дома Сочи", в «Русском доме» можно будет смотреть соревнования Олимпиады на больших экранах – ведь не все могут достать билеты на все соревнования. Я думаю, что это будет очень хорошая площадка для болельщиков. Там будут проводиться различные общественные мероприятия каждый день. Состоится презентация Российского международного олимпийского университета, проведут свои мероприятия Сочи, Краснодарский край, Сбербанк и так далее. Там будут выступать наши артисты, будет несколько спортивных площадок, где можно будет поиграть в стритбол, мини-футбол. То есть такая интересная площадка для наших болельщиков, в основном. Ну и, конечно же, мы хотели бы, чтобы спортсмены, которые закончили свои выступления, могли прийти пообщаться с болельщиками, оставить автографы на память. Ну и, конечно же, открытие Олимпиады, которое уже 27 июля будет.

Дмитрий Медведев заявил, что во время Олимпиады спортсмены не должны "болтаться по Русским домам". Если все же они будут в этом замечены, не боитесь ли вы гнева со стороны премьер-министра? И как вы восприняли его слова: как совет или как приказ?

У нас достаточно жесткое правило, что спортсмена можно пригласить для общения с болельщиками только после того, как он закончил выступления на соревнованиях. Я думаю, что это правильно, потому что до выступления его (спортсмена) не нужно отвлекать ни на что. По сути, он должен готовиться к соревнованиям. Это очень жесткое правило. У нас будет составлен график общения спортсменов именно таким образом – с болельщиками, с журналистами, со всеми.

Планируется ли как-то следить за соблюдением режима спортсменами?

Режим достаточно жесткий. Ведь все будут жить в Олимпийской деревне.

Кажется, не все.

Мы для некоторых наших команд создали условия, чтобы они жили как можно ближе к спортивным объектам, где они будут соревноваться. Например, парусный спорт, спортсмены будут жить прямо в тех местах, где будут проходить соревнования. Но все-таки бОльшая часть команды, основная, будет жить в Олимпийской деревне. Там дисциплина очень строгая. Хотя условия, на мой взгляд, созданы очень хорошие. Я был сам, правда, где-то с полгода назад, в тех зданиях Олимпийской деревни, где будет располагаться наша команда. Очень удобные комнаты, с интернетом, с телевизорами. Плюс к этому, мы постарались создать свои дополнительные штабные помещения. Там же будет располагаться наш медицинский центр. Если кому-то захочется дополнительное питание, это мы сможем обеспечить.

Все ли федерации выполнили в полном объеме подготовку к Играм? Есть ли у вас информация, что у какой-то из федераций могли быть проблемы, поскольку в России есть как богатые, так и бедные федерации?

Я, еще работая в правительстве, курировал спорт и к нескольким Олимпиадам возглавлял оргкомитеты по подготовке. В частности, к туринской Олимпиаде, потом к Пекину, к Ванкуверу. Пожалуй, впервые за все это время ни одна из федераций ни во время встреч, ни во время последнего заседания исполкома в Олимпийском комитете, где мы подводили итоги подготовки и формировали команду, ни одна из федераций не высказала никаких замечаний по поводу подготовки. То есть фактически мы удовлетворили пожелания всех федераций. Финансирование шло по линии Министерства спорта, Центра подготовки спортсменов, который, собственно говоря, весь план утверждает, расписанный буквально по дням для каждого спортсмена, где, на какой базе он должен тренироваться, в каких подготовительных соревнованиях участвовать, и так далее. Плюс был реализован ряд программ, которые дополнительно финансировал Олимпийский комитет. Мы, по-моему, по 18 летним федерациям дополнительно за счет средств Олимпийского комитете закупили оборудование. Лодки, например, для гребцов, самые новые, для байдарочников, для академической гребли тоже. Различные тренажеры, различные аппараты, которые помогают снять усталость. Ковры для борцов, для художественной гимнастики, и так далее. То есть все потребности федераций на 100 процентов удовлетворены. И это никак не связано с их собственными финансовыми возможностями. Конечно, есть три источника финансирования. Всегда это собственные деньги федерации. Действительно, у нас не все такие богатые, как Федерация футбола. Но при этом существует государственное финансирование, по линии Министерства спорта, и программа подготовки к Олимпиаде полностью профинансирована. Плюс Олимпийский комитет, который вместе с Министерством спорта финансирует все дополнительные мероприятия, которые необходимы для наших федераций. Поэтому, на мой взгляд, государство и Олимпийский комитет создали все условия, которые только можно, полностью обеспечили всё для оптимального выступления наших спортсменов.

Каково ваше мнение по поводу политики нынешнего руководства ВАЛОВС относительно того, что деньги ассоциации будут направляться только тем федерациям, чьи спортсмены выиграли на Олимпиаде медали? Ранее ВАЛОВС выдавал стабильные гранты, но после прихода на пост президента организации Владимира Лисина стало ясно, что такого больше не будет. Справедлива ли такая политика ВАЛОВС, и обсуждали вы этот вопрос с Лисиным?

Еще раз хочу сказать, что все бюджеты федераций, в том числе связанные с подготовкой к Олимпиаде, или просто их функционирование, обеспечиваются финансированием и за счет федерального бюджета, и за счет средств Олимпийского комитета. Дополнительные гранты, которые предоставляет Федерация летних олимпийских видов спорта, насколько мне известно, построены на поощрении тех, кто наиболее успешно выступает. Ну, в принципе, мне кажется, что это достаточно разумный подход: в большей степени поощрять тех, кто добивается результатов. Вы знаете, у нас еще есть Фонд поддержки олимпийцев. Это организация, которая поддерживает непосредственно членов трех сборных олимпийских команд – первой, второй и молодежной. И там точно так же гранты предусматриваются для чемпионов мира, Европы, юниорских и так далее. В зависимости от успешности их выступлений. Мне кажется, что существуют подобные мировые программы, которые дали очень хороший результат. В частности, канадская команда, которая завоевала пьедестал в Ванкувере. Там стимулировалось движение спортсмена к высшим достижениям. Они взяли достаточно большой круг спортсменов, которые потенциально имели возможность успешно выступить в Ванкувере. Условно – попадали в десятки на кубках мира. Разработали для них индивидуальные программы и отслеживали, насколько эти спортсмены успешно продвигаются вверх. Ну, скажем, в прошлом году десятое место, в следующем пятое, и так далее. И насколько они могут претендовать на медали уже в конкретном соревновании. И в зависимости от этого поощряли их в финансовом плане. Эта программа дала хороший результат.

Олимпийский комитет Канады перед Играми в Ванкувере создал программу под названием «Own The Podium» ("Завоюй пьедестал"). Ее суть заключалась во всесторонней поддержке каждого спортсмена, который мог проявить себя на Олимпиаде. На сайте этой программы можно было увидеть, сколько средств (до цента) было выделено на подготовку КАЖДОГО спортсмена и кем были предоставлены эти средства. Результат не заставил себя долго ждать: в 1988 году на Играх в Калгари канадцы не выиграли ни одной золотой медали, в 2010-м – 14.

У канадцев есть специальный сайт этой программы. И там вплоть до цента можно увидеть, какие средства кто тратил на каждого спортсмена. То есть прозрачность феноменальная. Будет ли у нас это?

У нас нет специального сайта. Но, в принципе, мы имеем отчетность Министерства спорта, Центра спортивной подготовки. Точно так же мы даем свою отчетность, Олимпийского комитета. У нас есть средства, выделенные «Газпромом» на подготовку к Олимпийским играм. И там можно посмотреть, сколько каждой федерации и на что выделено средств для подготовки к Олимпиаде. Возможно, стоит собрать это все воедино, чтобы можно было, так сказать, общую картинку увидеть.

Готовы ли вы в случае чего встать грудью за наших спортсменов и защитить их от несправедливой травли?

Безусловно. Я считаю, что для любого спортсмена Олимпиада – это вершина, к которой он идет всю жизнь. Начиная с пяти лет занимается спортом, потом отдает этому 10–15 лет жизни, чтобы наконец, может быть один раз, выступить на Олимпиаде. По восемь часов в сутки, без перерыва, тренируется, преодолевая травмы и так далее. Наконец, он приезжает на эту Олимпиаду и встречается с такими же, как он, спортсменами из других стран. Да, он может быть готов на все 100 процентов. Он может победить, он едет за победой, он отдает для этого все. Но он может и проиграть. Никто не гарантирует победы в спорте. И нужно это понимать. И как можно, даже если спортсмен проиграл, как можно после этого его в чем-то обвинять? Для него уже трагедия то, что он не выиграл золотую медаль, не попал на пьедестал. Может быть это трагедия всей его жизни, потому что он не смог достичь того, к чему он стремился. Поэтому нужно, наоборот, спортсмена поддерживать, и в неудачах прежде всего. А предполагать, что он не отдал все силы или специально проиграл, ну это просто наивно и, действительно, это дилетантский подход. Например, я сам играю в футбол и знаю, что, если ты не готов физически, ты, как ни старайся, как ни отдавай все силы и насмерть ни сражайся, все равно не выиграешь. Это вещь объективная. Я не помню, у Высоцкого, по-моему, были такие слова: "Воля волей, если сил невпроворот". Если нет сил – ты не выиграешь. Поэтому все зависит от конкретного состояния спортсмена, удалось ли подойти к этим соревнованиям на пике формы. Это очень сложная вещь. Поэтому нужно спортсменов защищать. Они стараются, они делают все что могут, что в их силах. Поэтому нужно болеть за них. Даже если спортсмен сегодня проиграл – завтра он выиграет. Но он должен чувствовать поддержку.

После Олимпийских игр в Ванкувере публично был распят ваш предшественник на посту главы ОКР Леонид Тягачев. Во многом потому, что заявленный медальный план не был выполнен и наполовину. Сейчас вы говорите об Играх в Лондоне с изрядной долей позитива, рассчитывая завоевать около 25 золотых медалей. Вы готовы к тому, что в случае провала сценарий двухлетней давности может повториться?

Я ко всему готов. Не в этом же дело. Понимаете, вот вы говорите "медальный план". Есть прогноз. Вот по итогам прошлого сезона наши спортсмены на чемпионатах мира по олимпийским видам завоевали 27 золотых медалей. На мой взгляд, достаточно успешно выступили. Потому что в Пекине у нас было 23 золотых медали. То есть в прошлом сезоне результаты были несколько лучше, чем в Пекине. Вот это объективно, на что мы, скорее всего, можем претендовать и в Лондоне. Может быть лучше, может быть хуже. Все это зависит от конкретной формы спортсменов, я об этом уже сказал. Никогда нельзя шарахаться все время влево, вправо, рубить головы. Если помните, в сталинские времена наша команда заняла второе место на чемпионате Европы по футболу. И после этого, когда они вернулись, их не чествовали. Да, а на Олимпиаде команда проиграла югославам. Тоже была потрясающая команда – и её расформировали. Ну, это же глупость, просто глупость. Это были великие спортсмены, футболисты, великие тренеры. Это просто бессмысленно – шарахаться из одной крайности в другую. Во всем нужна стабильность, и обязательно продуманный план подготовки. Нельзя по итогам какого-то одного соревнования делать далеко идущие выводы. Нужно подробно анализировать состояние дел, в каждом виде спорта. И понимать, в правильном направлении мы двигаемся или нет. Только в результате этого можно на долгосрочную перспективу добиться успеха.