С 5 по 9 сентября 2012 года московская команда MMRT (Moscow Match Race Team) приняла участие в матч-рейсе II грейда ISAF - Oakcliff International Match Race, на базе Нью-Йоркского яхт-клуба Oak Cliff в Oyster bay.
С 5 по 9 сентября 2012 года московская команда MMRT (Moscow Match Race Team) приняла участие в матч-рейсе II грейда ISAF - Oakcliff International Match Race, на базе Нью-Йоркского яхт-клуба Oak Cliff в Oyster bay. Экипаж составили: Александр Екимов, Владимир Липавский (шкипер), Геннадий Полетаев, Егор Ларионов и Николай Корнев. Всего в регате участвовало 12 команд со всего мира.
Флот
Регата проводилась на яхтах класса SM-40, широко используемых во всем мире для проведения матч-рейсов. Создатель лодки сохранил в ней «характер» IACC (класс яхт America’s Cup) – узкий корпус, мощное парусное вооружение и высокая маневренность.
Несмотря на отличный выбор организаторами класса лодок, гонщикам мешала неравномерность флота: шесть лодок были практически новыми, а еще шесть – купленными более четырех лет назад и уже довольно сильно «ушатанными»; на некоторых из них ванты «звенели», на некоторых были достаточно свободными. Конечно, при распределении яхт по жребию это не имеет большого значения, но об определенной халатности организаторов свидетельствовать может.
Roundrobins
MMRT достаточно удачно провела серию раунд-робинов, несмотря на ряд мелких инцидентов. В одном из них судьи сочли, что наш экипаж был на фальстарте, и дали сигнал отзыва. Несмотря на это, россияне смогли победить своего противника в этом флайте Тэйлора Кэнфилда (парусного директора Чикагского центра матчевых гонок, занимающего 11-е место в рейтинг-листе ISAF), хотя потом некоторые обозреватели обвинили судейскую бригаду в том, что она слишком рано сняла желтый флаг – мол, «русские недооправдались». Сложно говорить о том, так оно было или нет, но важно одно – судейское решение является в любом случае окончательным – как говорится, «после драки кулаками не машут». Еще одним неприятным моментом стало столкновение на старте последней гонки с Дэйвом Перри.
Так этот эпизод выглядел в изложении российских спортсменов: «После входа в зону на правых галсах (наша яхта входила справа) обе лодки встали на «dialup» (в левентик), и в течение 30-40 секунд удерживали эту позицию. Условия в Оклифе в тот день были тяжелые: скорость ветра была от 3 до 5 узлов, с заходами на 20-30°. После того, как яхты полностью потеряли скорость, ветер резко повернул, и обе лодки оказались уже на левых галсах. Американца стало сносить на российскую яхту, он «включил задний ход», вынеся грот на ветер, Владимир Липавский попытался развернуться вправо, добирая стаксель и грот. Двигаясь задним ходом, Дэйв коснулся левого края кормы нашей яхты. Оба соперника подали протест друг на друга, но судьи приняли решение о вине российского экипажа».
Наши гонщики увидели ситуацию таким образом, что Дейв нарушил правило 11, судьи же пришли к выводу, что это россияне нарушили правило 16.
Тем не менее, по итогам раунд-робина MMRT заняла четвертое место, выиграв шесть флайтов из 11, опередив американского гуру матч-рейсов Дэйва Перри, победителя множества матчевых регат во всем мире и одновременно – тренера женской сборной США по матчевым гонкам! Дэйв является одним из сильнейших мировых гонщиков, автором трех книг по тактике матчевым гонок и организатором множества гоночных семинаров. Даже победа по раунд-робинам над ним – уже большое достижение. А лидерам по итогам раунд-робина с девятью победами стал новозеландский экипаж Уильяма Тиллера, знакомый россиянам по многим гонкам, в том числе по удачному выступлению на «Парусах Белых ночей» в этом году.
Четверть-финал
Заняв четвертое место, наша команда вышла в четвертьфинал, где ее соперником оказался польский экипаж под командой опытного Кшиштофа Росинского, занимающего 25-ю позицию в мировом рейтинг-листе ISAF. Этот гонщик широко известен не только как успешный спортсмен, но и как выдающийся организатор парусных соревнований – только в прошлом году он организовал больше 30 регат (из них 12 – имеющих грэйд ISAF).
К сожалению, в финальных гонках успех нам не сопутствовал. Проиграв первую гонку, экипаж MMRT был полон решимости отыграться во второй и сумел завоевать там значительный отрыв, идя на финиш (до которого оставалось рукой подать) в гордом одиночестве. В тот день буквально в ста милях от дистанции бушевал ураган со скоростью ветра около сотни узлов. Как следствие, на дистанции было около 30-40 узлов. Наша яхта столкнулась с яхтой Дэйва Перри (гонявшегося совсем в другом флайте), и «сложила» мачту. На этом участие команды MMRT в борьбе за призовые места было завершено.
Александр Екимов, тактик российского экипажа: «Мы шли на левом галсе по ветру и, видя опасность, все время уступали дорогу встречной яхте. Дэйв же шел на правом галсе в лавировку и в самый последний момент тоже увалился. Никто из нас столкновения не ожидал, оба экипажа думали, что разошлись, поскольку корпуса находились далеко друг от друга, и опасности не было. Но пришел порыв, топы мачт коснулись и зацепились - при 30 узлах ветра и высокой скорости яхт это неудивительно. Кто виноват? Виноват тот порыв, который во время расхождения бросил нас на ветер. Оба участника «недосмотрели». Мы лидировали в своем матче и могли выйти в полуфинал, но...
Решение судей тоже было не на нашей стороне - они наказали лишь нас: полностью вычли депозит и не дали возможности устроить «перегонку». Хотя, на мой взгляд, они должны были наказать оба экипажа. Кстати, непонятно, почему ампайры, обвинив нас, не дали возможности устроить перегонку Дэйву, ведь он (по их мнению) стал пострадавшим - тем самым видимо, они косвенно наказали и его за столкновение с нами».
Здесь надо отметить – и об этом говорили многие участники регаты - судьи организовали слишком «тесную» гоночную акваторию: устанавливая дистанцию длиной всего 0.4 мили, они давали на ней сразу пять матчей подряд. Таким образом, на отрезке всего в четыре кабельтова одновременно оказывалось 10 гоняющихся лодок. Откровенно говоря, вряд ли такое решение можно отнести к удачным для, в целом хорошо организованной, регаты. Особенно если учесть, что при усилении ветра до 30 узлов не произошло удлинения дистанции (не говоря уже об отмене/переносе гонок, с учетом разразившегося неподалеку урагана) – как следствие, яхты проходили ее за время, заметно меньшее, чем рекомендовано ISAF.
Впрочем, это опять же относится к ситуации «махания кулаками после драки».
Александр Екимов: «Некоторые претензии к ампайрам у нас остались, поскольку на регате у нас было слишком много пенальти, но я бы не сказал, что нас как-то сознательно засуживали. Да, я и сам реагировал не совсем положительно на судейство, когда шли гонки, но после, прокручивая уже на берегу в голове ситуации, не могу сказать, что не вижу наши ошибки. Ведь ампайры не могут видеть всего! Матчевые гонки - это как театр, игра правилами на воде, и все зависит от того, как ты сыграешь и как представишь ту или иную ситуацию. И всегда нужно понимать: если ты играешь на чужом поле, значит тебе не простят ошибок, и ты должен действовать лучше, чем соперник. Ты должен стараться не попадать в ситуации «скользкие» и неоднозначные. Матчевые гонки - это как бокс, это ближний бой лицом к лицу».
Итоги регаты
По итогу регаты места распределились следующим образом:
1 William TILLER Новая Зеландия
2 Krzysztof ROSINSKI Польша
3 Nicolai SEHESTED Дания
4 Taylor CANFIELD Виргинские о-ва
5 Jordan REECE Австралия
6 Vladimir LIPAVSKY Россия
7 Dave PERRY США
8 Mike QUAGLIO США
9 Peter NICHOLAS Австралия
10 Magnus SANDBERG Швеция
11 Christopher POOLE США
12 Peter HOLZ США
Александр Екимов: «Все мы получили в Оклифе колоссальный опыт матчевых гонок на больших яхтах - думаю, мы стали сильнее во всех отношениях. Еще хочу сказать, что при всех недостатках проведения запомнились очень хорошие моменты. Первое – это сами яхты. Далее – условия проведения, яхт-клуб, водоем, волонтеры. Ну, и гостеприимство американцев, которые смогли собрать очень сильный состав на регату».
Артур Гроховский