Наиль Хабибуллин - менеджер проекта «Бангладеш» в Отделе по управлению активами Gazprom International. В этом году он оказался в команде Финансово-экономического управления (лодка «Salone 38», 38 футов). Благодаря слаженной деятельности шкипера Виталия Елагина и всех членов команды удалось достичь заветного первого места в классе «Salone 38» и победы в Gazprom International Regatta 2015.

- Наиль, скажи пожалуйста, что для тебя значила эта регата? Давно ли ты участвуешь в регатах Gazprom International?
— В этом году участвовал в корпоративной регате в третий раз. Каждый раз жду это событие с нетерпением, и ожидания, как правило, оправдываются. Для меня корпоративная регата — это уникальное сочетание спорта, предполагающего серьезную физическую нагрузку, командной работы, взаимодействия на эмоциональном уровне и применение знаний и навыков работы с парусами. Всё это протекает параллельно, в очень короткий промежуток времени, и поэтому, каждый раз очень интересно. С каждым годом получаю всё больше навыков и знаний хождения под парусом, и оттого, становятся понятными многие маневры, и, соответственно, больше удовольствия и пользы.
- Повезло ли тебе с экипажем и шкипером?
— С экипажем и шкипером, считаю, повезло. В этом году шкипером был Виталий Елагин, команда опытная: Андрей Мухортов, Сергей Рындин и я. Только Сергей участвовал в регате в первый раз, но и он очень быстро вник в суть дела. Удивительно, но мне все три года участия в регате очень везло и с экипажами и со шкиперами, хотя каждый раз они были разные.
- Наиль, какая у тебя была роль на борту? Кто был лидером? Удавалось ли слушать друг друга?
— В этом году я был шкотовым, работал со стаксель-шкотами на лавировке в бейдевинд и при хождении в галфвинд и, иногда, работал с настройками грота. В фордевинд и на лавировке бакштагами уходил к мачте и работал со спинакером. По утрам был коком, по словам команды, – неплохим. Всем приходилось в определенные моменты быть лидерами. В этом, я считаю, и есть суть лидерства, когда каждый, в зависимости от ситуации выступает лидером а другие доверяют и подчиняются ему. Допустим, баковый цепляет спинакер фал и командует подъемом спинакера. Или, например, при работе со спинакером полностью форму паруса видит только шкотовый, находящийся возле мачты, и он отдает команды по настройке паруса. Другие члены команды следуют его указаниям. Стратегию и тактику участия в гонках вырабатывали всей командой, бывало подолгу, выслушивали и обсуждали все предложения, даже самые смелые. В процессе гонок, конечно, нельзя позволить себе такую «демократию», работает простой принцип command and control (командуй и контролируй), который доказал свою эффективность и в менеджменте в определенных ситуациях. Вообще, в ходе регаты очень ярко проявляются все принципы и теоретическое основы менеджмента и лидерства. По результатам участия в регате, можно написать полноценную курсовую работу.
- Были ли специфические фишки по подготовке к гонкам и каков секрет победы?
— Секретов успеха нашей команды достаточно много. Эффект получился не от одного фактора, а от сочетания факторов.
Во-первых, как уже было отмечено, это слаженная команда. Важно умение слышать друг друга, эффективно взаимодействовать и умение выступать как в роли лидера, так и в роли последователя, причем нужно переключаться от одной роли к другой довольно быстро.
Во-вторых, — многое зависит от опыта, знаний и навыков шкипера. Некоторые отмечают, что от шкипера зависит всё, но, как показывает опыт предыдущих регат, уникальные шкиперы не всегда занимают призовые места, если команда у них посредственная.
В-третьих, — большую роль играет багаж знаний и навыков членов команды. Я понял, что работать на шкотах получается намного эффективнее, если знаешь, как должен быть выставлен парус при разных направлениях и силе ветра, а не просто четко выполняешь команды «трави» и «набивай». И еще, команда работает намного эффективнее, если она знает заранее стратегию прохождения дистанции – каждый в голове прокручивает необходимые повороты и готовится к ним.
В-четвертых, — немаловажна предварительная подготовка к каждой гонке. Мелочей тут не может быть: проверить все шкоты, карабины, лебедки, кипы (погоны). Даже ныряли через день осмотреть киль и дно яхты. Также до регаты скачали и распечатали полярную диаграмму для нашей яхты Salone 38. И еще одна фишка – перед каждой гонкой мы «записывали» ветер на протяжении одного часа (иногда получалось полчаса): ставили паруса и фиксировали точное направление и силу ветра каждые пять минут. Потом пытались найти закономерность в поведении ветра: постоянный, заходящий или осциллирующий. Эту «шпаргалку» потом шкипер использовал в ходе гонки.
В-пятых, — после каждой гонки или серии гонок, мы садились со шкипером и разбирали ошибки и положительные моменты чтобы извлечь уроки. К сожалению, для нас неразгаданной осталась одна загадка: мы плохо ходили в фордевинд и бакштагами. Практически все яхты нас обходили. Есть над чем подумать весь год.
- Наиль, а какие у тебя любимые воспоминания от гонок?
— Ничто не сравнится с теми моментами, когда яхты на заглушенных двигателях рассекают волны, ветер давит на правильно настроенные и тугие паруса и прилично кренит яхту, а команда сидит на откренке, готовая в любой момент сорваться для резкого поворота, и вслушивается в невнятное бормотание шкипера на руле.
Был еще забавный случай. Когда ветер усиливался и приближалась гроза, я спросил шкипера: «А ты ходил в шторм?». Он отвечает «Я в шторм тонул…». Молчание прервали не скоро.
- Скажи пожалуйста, есть ли пожелания у тебя по совершенствованию соревнований?
— Участники должны заранее подготовиться, почитав соответствующую литературу. Может даже какой-то экзамен провести? Технику безопасности очень важно освоить.
Нужно после каждой гонки или после серии гонок проводить разбор ошибок и положительных моментов, чтобы извлечь уроки. Можно это делать внутри каждой команды, а можно — на общем собрании с рассмотрением правил.
И еще — борьба острее и интереснее, когда все яхты в одном классе.
Беседовал Евгений Ядрышников, http://www.gisports.ru/