Yacht Russia продолжает публикацию серии интервью с тренерами и ведущими спортсменами сборной России по парусному спорту. Наш очередной собеседник – шкотовый лучшего экипажа национальной команды Денис Грибанов/Павел Созыкин в классе 470, в котором у России уже есть олимпийская лицензия.





В середине октября Грибанов и Созыкин завоевали бронзу на чемпионате мира в израильской Хайфе. Российские яхтсмены уже давно не получали награды в олимпийских классах на регатах такого уровня. YR пообщался со шкотовым экипажа по телефону почти сразу после чемпионата, когда он был проездом в родном Геленджике. На этой неделе у него новый старт – чемпионат России в Сочи.
- Чувствуется по голосу, что вы довольны тем, как выступил ваш экипаж в Хайфе.
- Да, доволен. И Паша тоже. Ведь там выступали почти все сильнейшие. А мы с Павлом гоняемся вместе всего три года, что по меркам парусного спорта немного. Работали, тренировались, и вот – первые плоды. Это пока мое высшее достижение в карьере. Хотя, понятно, что третье место – не первое. То есть, еще есть, над чем работать. Теперь главная задача – Олимпиада. Конечно, хотим там показать максимум, на что способны. Цель – завоевать медаль для страны. Цель непростая, но при удачном стечении обстоятельств, я думаю, реальная. Но загадывать не будем - спорт есть спорт. Все готовы, все сильны, а результат показывают разный. Что же касается чемпионата, то он являлся еще и внутренним отбором на Олимпиаду. Наша цель была подойти к ней на пике своей формы и показать максимум, на что мы способны на данный момент. Мы много работали, и у нас, думаю, все неплохо получилось.
- Но другие российские экипажи у мужчин в Хайфе не выступали. Какой же это отбор?
- Другие российские экипажи по разным причинам не смогли участвовать в этом чемпионате, но, повторюсь, мы много тренировались и были готовы бороться с любыми соперниками.
- Где готовились к чемпионату?
- В основном, в России. В Анапе, например, провели три сбора. Условия там были похожими на те, с которыми мы столкнулись потом в Хайфе. Важной вехой в подготовке стал также чемпионат Европы в датском Орхусе, на котором мы тоже заняли третье.
- В каких условия проходил чемпионат мира?
- Были проведены все запланированные 12 гонок, в теплую погоду при средних и слабых ветрах. Сначала дуло 15-16 узлов, а потом – 5-8. Не скажу, что такие условия выгодны для нас, но мы были к ним готовы.
- Сезоном в целом тоже довольны?
- Очень доволен. Мы гоняемся достаточно стабильно, что не может не радовать. Почти всегда выступаем на уровне первой десятки, а на главных двух регатах попали в тройку. Мне кажется, что мы в этом сезоне показали максимум, на что способны на данный момент.
- Какие-то проблемы в ходе подготовки были?
- Конечно, без них не бывает. Но это были, в основном, проблемы организационного плана.
- Вы уже знаете акваторию олимпийского Рио, выступали там, она сильно отличается от той, где проходил чемпионат мира?
- Очень сильно. В Рио мы будем соревноваться в океане, а в Хайфе – море. В Рио океанская волна, много течений, но постараемся быть ко всему готовы. Будем еще изучать олимпийскую акваторию.
- Вы в Бразилии на предолимпийской регате заняли только 14-е место. Что помешало выступить лучше?
- Это была ознакомительная регата. Нужно было получить представление об акватории, изучить тамошние условия, то есть посмотреть поле боя, на котором надо защищать честь страны – разведку, так сказать, провели. Цели показать высокий результат не было. К тому же мы выступали там не на своей матчасти. Арендовали и яхту, и мачту.
- Дальнейшие планы подготовки к Олимпиаде?
- Сейчас поедем на чемпионат России. Потом на конец ноября - начало декабря запланирован сбор в Испании, на Канарских островах. Вот там обычно такие же условия, как на олимпийской акватории. Поэтому этот сбор считаем очень важным. Потом планируем съездить на этап Кубка мира в Майами. Затем, наверно, опять вернемся на Канарские острова. После второго сбора стартует серия весенних регат – две на Пальма-де-Мальорке, этап Кубка Европы и чемпионат Европы, и одна в Йере, этап Кубка мира. Ну а потом начнется уже непосредственная подготовка к Олимпиаде.
- Вы готовитесь самостоятельно или у вас есть команда тренеров?
- Организационные вопросы решают менеджеры сборной во главе с Александром Ивановичем Голохвастовым. А так мы работаем с нашим личным тренером - Михаилом Валерьевичем Заболотновым. И еще нам помогают с недавних пор массажист Вячеслав Тарасович Каримов и врач Елена Николаевна Ядрешникова.
- Довольны тем, как финансируется ваша подготовка?
- В этом году в целом - да. То, что мы планировали, мы сумели выполнить.
- Кто сейчас ваши главные конкуренты в борьбе за медали?
- Конкретные фамилии назвать трудно. Все экипажи, входящие в топ-десять – топ пятнадцать, примерно равны по силам. Перед медальной гонкой в Хайфе, например, мы шли третьими, но от восьмого места нас отделяло семь очков. Это практически ничто. Ну, есть два-три экипажа, которым удается стабильно показывать высокий результат, но остальные равны по силам.
- Каковы главные особенности класса 470?
- У нас технически сложная классическая лодка. Не монотип. Яхты, мачты, паруса выпускают разные производители. Все отличаются друг от друга. Все надо тестировать, подбирать. Так что от матчасти зависит очень многое. И очень много времени надо уделять настройке - мачты, парусов, яхты…
- Мы сильно уступает иностранцам в этом плане?
- Конечно, уступаем. У нас же ничего не производится. Мы все покупаем. Лидеры нашего класса тесно связаны с производителями, плавники, паруса, мачты изготовляются в их странах. Представители производителя постоянно держат своих спортсменов в курсе новинок, приезжают контролировать настройки, подсказывают, показывают. Мы же на обочине. Наш экипаж, например, выступает на новозеландской яхте – «Маккай», что осложняет взаимодействие с производителем.
- У вас лучший производитель?
- Один из двух лучших. Второй – немецкий «Зигельмайер». На чемпионате мира первое и второе места заняли экипажи, выступавшие на немецких лодках.
- Какие еще факторы определяют успех в вашем классе?
- Очень многие, например, слаженность в действиях экипажа. Он должен работать, как швейцарские часы. Рулевой и шкотовый должны понимать друг друга без слов, предугадывать действия партнера. Также это тактика и стратегия, Павел у нас отвечает за них, а я – за работу с парусами. Я, кстати, считаю, что нам нужно прибавлять в слаженности. Она пока не стопроцентная. В техническом плане тоже есть, над чем работать. Ну и хотелось бы также, чтобы удача почаще была на нашей стороне. Она у нас тоже довольно многое решает.
- В вашем классе гоняются тяжелые яхтсмены?
- Нет, в основном, легковесы. Считается, что оптимальный вес экипажа должен составлять 135 кг.
- Это ваш первый экипаж?
- Нет. До этого я восемь лет ходил с Владимиром Чаусом, но по ряду причин наш экипаж распался.
- Вы с Павлом, насколько я знаю, живете в разных городах?
- Да, я – в Геленджике, он – в Челябинске. Очень надеюсь, что он скоро переберется в Геленджик. Было бы легче, конечно, готовиться. Можно было бы тренироваться еще и между сборами и соревнованиями.
- Постолимпийские планы есть?
- Мне бы хотелось выступать и после Олимпиады в Рио. Есть желание и силы во всяком случае.
- В регатах других классов участвуете?
- В последнее время нет. Как я уже сказал, мы с Павлом вместе гоняемся всего три года, первое время нужно было больше работать и сплачиваться. Ну а сейчас времени нет совсем, все подчинено подготовке к Олимпиаде. Я вот домой заехал только на три дня, уже надо уезжать на чемпионат России в Сочи. А обычный график у нас такой: три недели сборов – неделя дома, даже чуть поменьше недели. У меня дочка растет, хотелось бы видеть ее и супругу почаще - дочка маленькая, и они ко мне приезжать пока не могут.
- А нельзя было пропустить чемпионат России?
- Нет, конечно. Это тоже этап внутреннего отбора. По его итогам формируется сборная. Поэтому это важная регата и расслабляться нельзя.
- Каковы перспективы класса 470 в России?
- Думаю, самые лучшие. Класс интересный, хотя и сложный, но каждый класс, наверно, сложен по-своему. У нас есть перспективные ребята и девушки, которые пришли из других классов и которые уже имеют опыт выступления на 470-ках. Конкуренция скорее всего будет только возрастать, надеюсь, что и результаты будут улучшаться. Я уже сказал, что не собираюсь уходить из спорта после Олимпиады в Рио. Дай Бог, буду готовиться вместе с этими перспективными и талантливыми ребятами к Играм в Токио.