С государственных позиций. Часть 3

Завершаем публикацию интервью с ректором РГУФКСМиТа, профессором,  заведующей кафедрой теории и методики гребного и парусного спорта Тамарой Михайловой

С государственных позиций. Часть 3
© Семейный архив Тамары Михайловой

- Если ВФПС, с вашей точки зрения, находится в кризисе, то как, Тамара Викторовна, из него выйти? - спросили журналисты Yacht Russia.

- Прежде всего, вспомнить, что федерацией руководит президент. Владимир Николаевич Силкин наконец-то должен понять, что у него как у руководителя есть зона ответственности перед Российской Федерацией. Что ему доверили организацию, которая выпускает продукт. Обязана выпускать. Что его соратниками должны быть люди, которые умеют и знают, как этот продукт изготовить, причем надлежащего качества.

Мне кажется, Владимир Николаевич и сам по итогам Олимпиады отдал себе отчет в том, что в федерации дела идут не так, как хотелось бы. Потому и стал инициатором той самой встречи у Андрея Викторовича Логинова, когда зашла речь о поддержке парусного спорта со стороны науки и когда г-н Гулев пытался перевести весь разговор на подготовку молодежной сборной.

Реалии дня - сегодня без науки никуда, а еще – переподготовка тренерских кадров. Мы и об этом тогда говорили – жаль, что встреча ни к чему в итоге не привела. Нужно срочно проводить централизованную переподготовку региональных тренеров. Сделать срез знаний по вопросам физиологии, психологии, биохимии, питания, функциональной подготовки и выяснить, где слабое звено, где пробелы. И уже потом говорить о высшем эшелоне.

Уровень знаний тренеров, увы, низок. Многие вообще не понимают, что такое пять тренировочных зон, сколько яхтсмен тратит энергии, за один день, неделю. Сколько он должен потреблять белков, жиров и углеводов, витаминов и минералов в зависимости от периода подготовки, что вообще нельзя принимать определенному индивидууму.

Когда иных тренеров спрашиваешь, сколько в организме функциональных систем, многие вспоминают лишь про сердечно-сосудистую. Организм поделен на системы, которые объединены по принципу выполняемой работы. Это анатомо-функциональные системы, и их 12. Чтобы сохранить здоровье спортсмена, необходимо понять взаимосвязь этих систем и рационально их использовать. Постепенно спортсмен адаптируется к нагрузке, поэтому нужно четко представлять функциональные системы и методы управления ими. Здесь же нужно выделить условия, при которых мы воздействуем на организм, - условия проживания, характер нагрузки, уровень психо-эмоциональных нагрузок, характер питания, даже наследственность.

Вот каждый тренер пусть проверит свои знания, анонимно, для себя любимого: перечислите все 12 систем и как они влияют друг на друга… Без интернета.

К сожалению, нынешний парусный спорт живет по принципу «Делай, как я!» Это старый, давно устаревший и нигде в мире уже не используемый репродуктивный метод. Давно доказано, что даже великий спортсмен, олимпийский чемпион вовсе не обязательно становится хорошим педагогом. Как правило, все бывает наоборот. Из десяти чемпионов только один может быть тренером. А девять просто не способны. Им дано было исполнить, но преподать – это совсем другое дело.

Беда еще и в том, что большая часть руководства Федерации паруса не имеет целостного профильного образования. Таким образом, они любители! И совсем не понимают, о чем разговаривать со спортсменом, как достучаться до сознания подопечного. Только сознавая цель, поставленную задачу, пути поэтапной ее реализации, ваш ученик выдаст результат «на гора». Тренер – это как врач-терапевт. Я всегда говорю своим ученикам: первая заповедь – не навреди! Ты мгновенно должен определить, что с твоим подопечным не так, а уж потом принимать решения. Вот здесь и начинается узкая специализация.

Я часто вспоминаю своего тренера Алексея Филипповича Комарова. Середина семидесятых, никаких ноутбуков, понятно, тогда и близко не было, так он приходил на тренировки с рулоном обоев. Раскатывал его – а там с обратной стороны все наши 365 дней расписаны. Утро, обед, вторая тренировка и вечер. Мы жестко работали по этому плану. И тут же в этот рулон вносились коррекции: если кто-то заболел, пропустил тренировку, тренер сверху еще один лист прикалывал -почему пропуск. Если болезнь, значит, следующие 10 дней - втягивающий мезоцикл пойдет, если погулял - только 3 дня врабатывания, и так всегда. Причем план сдвигался для всего экипажа. Потому что один может сорваться: экипаж уже неделю пашет, а ты всего лишь два дня.

Алексей Филиппович все это знал, все фиксировал, все у него было расписано. Даже походы к различным врачам заносились в план подготовки. А сейчас, простите, пришли, репу почесали: че сегодня поделаем? Ну, понятно, выход на воду. Посмотрели: дует ветер, не дует. Сидят, ждут у моря погоды. Я увидела, спрашиваю: а чего ждете-то? Ну, ветра нет. А если вам сегодня ветер вообще не придет - и вы останетесь без нагрузки? И завтра? Очередная нагрузка для спортсмена, простите, как наркотик: давай и давай ее.

Беда в том, что если человек не получил сегодня нагрузку, а вчера она была, то вы возвращаетесь на два дня назад по уровню подготовленности. Есть такое понятие - суперкомпенсация. Дошли до какого-то уровня, организм адаптируется – вы повышаете нагрузку. Не повысите – свалитесь назад. И вот как раз с суперкомпенсацией в парусе тяжело. То работа есть, то ее нет. Но за этим надо следить – прежде всего, тренеру. Если нет работы на воде - значит, идите на сушу. Спортсмен должен быть тренирован! Иначе через три дня момент суперкомпенсации покинет вас очень и очень надолго.

ХХХ

Тут Михайлова стала поглядывать на часы, но мы все-таки успели задать ей еще один вопрос:

- Что вы думаете о Национальной парусной лиге, созданием которой ВФПС так гордится?

- Думаю, что все эти лиги – коммерческие организации. У нас в стране в последние годы прямо-таки мода на них. Расползаются, как тараканы. В том, что появляются новые соревнования, ничего плохого, конечно, нет. Но плохо то, что иные федерации перестали заниматься основной своей работой по популяризации и развитию видов спорта, передав эти функции лигам. Куда приходят дяди-спонсоры, которые попутно решают свои сугубо коммерческие вопросы.

Меня сейчас студенты часто спрашивают: «Тамара Викторовна, а почему у нашего университета нет команды в Национальной лиге?» «А зачем? - отвечаю. – Хотите – создавайте команду, но никто вам денег на это не даст. Ни государство, ни клубы. Создал условный Вася Иванов эту лигу – пусть этот Вася Иванов все и содержит».

Вот так. Федеральные профильные вузы получают финансирование только на бюджетных студентов, это так называемое подушевое финансирование, и только на образовательные программы. Ни о каких клубах, лигах не может идти и речи. Если есть какой-нибудь богатый выпускник, вот он может за собственные деньги создать студенческую лигу, содержать ее, оплачивать инвентарь, сборы, соревнования и т.д. Пожалуйста! А государство не может. В вузах Минобра студент, занимающийся спортом, дополнительно может получать к своей стипендии 1500 рублей. Наши студенты, 14 вузов, лишены и этого права.

То, что ВФПС так одержима этим проектом, – неправильно. Потому что, считаю, это одна двадцатая, одна тридцатая того, чем парусная федерация должна заниматься. Сначала поднимите на должный уровень то, что вам доверили – Всероссийскую федерацию парусного спорта, и вот когда в каждом субъекте РФ, или хотя бы в двух третях из них, будет своя региональная парусная федерация, - тогда пожалуйста, хоть сто лиг!