Капитанская гичка – это круто!

Монолог тренера Морской школы Академии парусного спорта Санкт-Петербурга Евгении Сиобко

Капитанская гичка – это круто!
© Яхт-клуб Санкт-Петербурга

- В море я хожу с детства - с папой,  у него крейсерская яхта. Под парусами я обошла всю Балтику, была и на Средиземке, и в Атлантическом океане, побывала в экипажах нескольких яхт и больших парусников. А cвой путь в парусном спорте начала в молодежной команде по парусно-гребному многоборью Atlantic Challenge.

«Вызов Атлантики» - международный проект, в рамках которого молодые люди в разных странах строят своими руками деревянные парусно-гребные лодки - капитанские гички - и затем ходят на них в походы и участвуют в соревнованиях. В России этот проект  существует с 1990 года, а с 2016-го реализуется при поддержке Яхт-клуба Санкт-Петербурга. В команде 13 человек, на лодке 10 весел, 3 мачты, 3 паруса. В мире насчитывается 80 капитанских гичек, в России их шесть, и все шесть находятся у нас, в Питере. В Яхт-клубе Санкт-Петербурга при поддержке верфи “Полтава” мы сейчас строим новую, седьмую гичку.

Вообще гички в России существуют в двух организациях – это Atlantic Challenge Russia и НП “Штандарт”, известный прежде всего уникальным учебным парусником, в плавание на котором может отправиться любой желающий. В составе команды Atlantic Challenge я участвовала в международных соревнованиях, проходящих раз в два года, и мы заняли первое место. Мне было 19 лет, это стало для меня большим стимулом, и именно тогда я решила серьезно заниматься парусом.

После школы сначала поступила в СПбГУ - на истфак. Но в команде моя деятельность занимала все больше и больше времени - и я стала там тренером-волонтером (я, кстати, до сих пор старший тренер в этой команде). Потом решила забрать документы из СПбГУ и поступить в Лесгафта, получить тренерскую специальность. Параллельно вела кружок в Клубе Юных моряков, разных домах детского творчества, занимались с ребятами на капитанских гичках.

Получив образование в Лесгафта по специальности «тренер парусного спорта», пришла в Академию сначала как волонтер - помогать проходить практику нахимовцам, потом стала тренером в классе «Оптимист». Параллельно появился проект “Морская школа” с собственной учебно-тренировочной программой, который и стал для меня основным. Отмечу, что именно Академия сформировала меня как тренера, дала мне всю необходимую практическую базу.

Сейчас в Морской школе занимаются 24 подростка, их возраст - от 12 до 17 лет. Критерии отбора у нас такие же, как и по всей Академии - ребята сдают нормативы ОФП и беседуют с тренером, зачисление происходит на конкурсной основе. Вступительные испытания проходят два раза в год - в мае и начале сентября. Обучение, разумеется, бесплатное.

Морская школа существует в Яхт-клубе Санкт-Петербурга три года, и сначала это были несколько детей, которые пришли в Академию с мечтами о парусных походах и морских экспедициях. Сейчас это две группы – как я уже сказала, 24 подростка, команда Академии в классе капитанских гичек, выступающая на городских и международных соревнованиях, а также команда гафельного тендера “Лукулл”.

Направление “Морская школа” отличается от чисто спортивных групп Академии. Оно, в первую очередь, интересно для тех, кто приходит заниматься в подростковом возрасте и пока не понимает, чего хочет. Когда ребятам рассказывают о возможностях не только гоняться в одиночку на яхте, когда у них есть возможность выбрать экспедиционное, крейсерское направление и гоняться в команде друзей, некоторые выбирают именно это.

Летом мы занимаемся на швертботах - ребят учат понимать парус, ветер, управлять парусной лодкой. На гичке, на крейсерской лодке очень сложно учиться управлять и понимать парус, поэтому мы тренируемся и на одноместных лодках. Основные занятия, конечно, проходят на гичках, и это идеальная лодка, чтобы воспитывать команду. Она состоит из 8-13 человек, и все заняты делом. Лодка очень быстроходная, но из-за своей длины не очень маневренная, работы хватает для всех членов команды - например, при смене галса.

Очень показательно, когда ребята садятся в лодку в первый раз. На смену галса у них уходит полторы минуты, а у спортивной натренированной команды - всего 15 секунд. Выигрыш во времени здесь зависит не от карбоновых парусов, а именно от слаженных действиях команды. Гичка - монотип, это копия старинной шлюпки, поэтому на ней возможен только деревянный корпус, рангоут и есть ограничения насчет веса парусов.

За сезон на гичках проходят несколько спортивных регат - всероссийские (около десятка гонок в Петербурге, ведь здесь сконцентрирован весь флот гичек), раз в два года - международные. В прошлом году спортсмены Морской школы поехали в составе российской команды на соревнования в Дании и заняли 2-е место, в следующем году будет Северная Ирландия, а в 2020-м эта международная регата приедет к нам, в Яхт-клуб Санкт-Петербурга.

Есть у нас в Морской школе и крейсерская подготовка - дальние плавания, учебные походы как на гичках, так и на учебных парусниках, например, на «Лукулле». Зимой мы к ним готовимся: ребята изучают навигацию, кораблевождение, обеспечение быта на корабле:, например, на паруснике «Лукулл» сейчас происходит основная подготовительная работа, и мы в ней принимает активное участие. Отмечу и совместные проекты с верфью “Полтава”, которые позволяют детям приобретать свои первые навыки деревянного кораблестроения.

В прошлом году было две навигационных практики на «Лукулле». В этом году планируем большой походу в Котку, потом в Турку, вместе с нами пойдут и гички. Для спортсменов это будет крупнейшее и важнейшее событие, к которому они целенаправленно готовились всю зиму.

Для меня парусный спорт - прежде всего средство развития личности человека, мне интересно показать спортсмену возможности развития, дать все необходимое для того, чтобы ребята росли гармоничными личностями. Ребенка приводят родители, ребенок начинает тренироваться, а когда он оказывается на воде, он управляет лодкой уже сам, и от его решений зависит его дальнейшее будущее - либо он перевернется, либо дойдет без эксцессов до финиша. Именно такие вещи в парусном спорте воспитывают человека: он видит последствия своих решений, учится управлять своими личными ресурсами.

Есть две концепции: “Спорт для человека” и “Человек для спорта”. Если мы говорим про высшие спортивные достижения, то это “Человек для спорта”. Подросток приходит в спорт, и если он показывает результат, то его порой выжимают, как лимон. Бывает даже, что человек как спортсмен заканчивается еще в подростковом возрасте. Влияние спорта на развитие человека как личности в широком смысле - вопрос открытый, ведь много ресурсов тратится исключительно на спорт.

Лично я придерживаюсь концепции “Спорт для человека”. Это любительский спорт по официальной классификации, но относимся мы к нему очень серьезно и профессионально. Это к вопросу о том, как использовать ресурсы спорта для развития личностных качеств. У  нас во главе угла именно человек.

Мы делаем так, чтобы спорт работал на человека, способствовал его развитию - нравственному и физическому, и у нас человек уже в подростковом возрасте умеет использовать эту схему. Спорт учит четкому целеполаганию. Например, в 2018 году я хочу выиграть эту городскую гонку, значит, в 2017-м я должен войти в призовые места на ней же; мой главный соперник отлично держит скорость, но провисает в технике поворотов, значит, здесь я его могу обойти, значит, на ближайшей тренировке я буду тренировать повороты. Это я схематично описала, но суть такая.  В спорте ты можешь очень четко отслеживать результаты и потом переносить всю эту логику на свою жизнь, на другие жизненные сферы. Также спорт учит умению трезво оценивать свои возможности, управлению личными ресурсами и упорству в достижении целей. В итоге получаются профессионалы высокого класса, привыкшие работать над собой, идти за своей мечтой.

Если говорить про спортивные амбиции, то моя цель - чуть глубже: помочь становлению личностей тех детей, которые приходят ко мне. Если я успешна как тренер и вижу результат, то меня это вдохновляет. Меня вдохновляют сами дети, то, что на них со временем уже можно положиться в командной работе, то, как они учатся работать с парусами, делать штурманскую прокладку, стоять за штурвалом, держать курс. А если мыслить более глобально, то я хочу, чтобы в будущем мои выпускники распространяли морскую философию, продолжали бы заниматься парусом и двигать парусную культуру в городе и стране.

Евгений Китаев,

Пресс-служба Яхт-клуба Санкт-Петербурге

Необходимое послесловие

 Гичка представляет собой парусно-гребную лодку с распашными веслами, тремя парусами и командой из 8-13 человек, а ее история восходит к XVIII веку. Массовое строительство современных гичек началось по всему миру в рамках международной молодежной программы Atlantic Challenge в конце XX века. Преимуществом данной лодки являются ее хорошие ходовые качества, но главное — необходимость слаженной работы команды.

Яхт-клуб Санкт-Петербурга и «Фонд поддержки, реконструкции и возрождения исторических судов и классических яхт» оказывают поддержку российскому отделению международного молодежного проекта Atlantic Challenge International.