Василий Кравченко: "Учиться на чужих, а не на своих ошибках"

С комментарием по поводу событий на чемпионате мира в классе яхт J/70 к нам обратился президент российской ассоциации класса "Финн" Василий Кравченко. Приводим его письмо в редакцию без купюр.

Василий Кравченко: "Учиться на чужих, а не на своих ошибках"

Как международный меритель и как президент ассоциации не могу промолчать, так как эта тема очень жива, и мы проходили и проходим иногда ее внутри международной ассоциации класса "Финн".

Сначала некоторые примечания:
1. Процесс обмера яхты и выявления соответствия-несоответствия правилам класса - это довольно тонкий и скользкий процесс, так как многие моменты связаны: 
а) с методикой измерений;
б) правильностью выбора и точностью инструментов, наличия необходимой оснастки,
в) натренированностью и опытом мерителя;
г) с совершенством формулировок и трактовкой правил класса.

Все это нарабатывается не моментально. Любой меритель должен пройти хорошую практику с яхтами именно этого класса прежде, чем быть допущенным к обмеру. Есть множество примеров, когда опытные и с беспрекословной репутацией мерители допускали серьезные ошибки. Я сам на ЧЕ выявил целую партию яхт, которые были обмерены уважаемым мерителем с ошибкой в весе на четыре килограмма.

В связи с этим надо очень осторожно относиться к окончательным выводам соответствия/несоответствия классу, всегда оставлять место на возможность ошибки и уж тем более - очень осторожно относиться к последующим обвинениям спортсменов.

2. Процесс доработки материальной части был и есть всегда, и от этого никуда не уйти. Всегда есть люди, которые ищут, оптимизируют, что-то дорабатывают, и это не проблема, а счастье для класса, когда такие люди есть, так как это - основа для оттачивания и прогресса класса. 

Жесткая зависимость от воображения производителя и монополизм уже давно показали свою тупиковость на примерах классов "Накра" (низкое качество конструкции и производства) и "Лазер" (различия в характеристиках у разных партий и верфей. Как пример - австралийские лодки, насколько я слышал, на четыре-пять килограммов легче европейских).

Обратный пример - производители антивирусного ПО охотно берут на работу бывших хакеров, так как понимают, что это творческие ищущие люди, хорошо знающие предмет.

Теперь по сути - мы встречаемся в судейском корпусе с двумя типами судей (это касается не только мерителей):
а) полицейские, которые ставят своей миссией изобличить и наказать, задавить, не допустить;
б) наставники, которые ставят своей миссией научить и воспитать.

Организаторы же и участники соревнований видят миссию судей в том, чтобы обеспечить соблюдение правил (в т.ч. равных условий) во время соревнований.

Очевидно, что оба направления как-то ложатся на этот вектор, но в первом случае такой стиль ведет к вымыванию креативных творческих людей из класса, и, как следствие, к стагнации класса. Более того, такой стиль разрушает внутреннюю атмосферу в классе, так как если на детских соревнованиях он еще где-то применим (авторитет взрослого), то на взрослых регатах демонстрация неуважения, феодализма просто категорически ломает дружественную атмосферу, которая должна быть в спорте.

Опыт нашей ассоциации показал, что единственным конструктивным и перспективным для класса остается стиль наставника. Судья, меритель с одной стороны всегда оставляет место для того, что может сам ошибаться, с другой стороны - оставляет место и возможность спортсмену сохранить лицо: ведь в конце концов он мог нарушить правила и по незнанию или по неверной трактовке. Судья укажет на ошибки в технике, трактовке правил. Меритель поможет вогнать лодку в класс так, что: а) на эту регату и на последующие спортсмен выйдет с правильным снарядом; б) сам научится и других научит этой культуре. В процессе этого общения и сам меритель учится, находит несовершенства в методиках, трактовках и правилах. И только в этом диалоге оттачивается класс и формируется культура класса.

В международной ассоциации класса Финн за всю его долгую историю прошли через разные подходы, и только стиль "наставника" позволил в течение нескольких десятилетий отточить так, что в таком открытом классе, когда любому дозволено самому строить яхту, флот чрезвычайно однороден и фактически монотип. Это же также позволило сохранить уникальную атмосферу взаимного уважения в классе, которой славится класс Финн.

Класс J/70 находится сейчас в самом начале пути. Полицейский подход с "охотой на ведьм", который сейчас демонстрируют на чемпионате мира в этом классе (я имею в виду то, что людям не дают даже возможности исправить киль до старта первой гонки и пытаются их обвинить в нарушении Правила 69), может стать катастрофой для класса и убить или остановить замечательную задумку в самом зародыше, оставив его на уровне пляжных или чартерных покатушек.

Считаю, что сейчас очень важно международной ассоциации класса не дать слабину, не поддаться на провокации судей-полицейских, желающих самоутвердиться через демонстрацию своей принципиальности, и на подхваченный толпой обывателей призыв линчевания профессионалов, а взять ситуацию в свои руки (ведь все-таки не ассоциация для судей, а судьи работают на ассоциацию), определиться с тем, куда и как она желает развиваться, и попытаться сохранить в первую очередь дух взаимного уважения, сотрудничества и здорового соперничества.

J/70 - априори класс взрослых состоявшихся людей. Это не "Оптимист" и не "Лазер". Это не олимпийский класс, куда вкладывают государственные деньги. Здесь полицейские методы не пройдут - уважающие себя люди моментально уйдут. А остальным уже гоняться будет не интересно. Да и едут гоняться люди не ради атмосферы скандала.

Желаю ассоциации класса J/70 достойно разрешить сложившуюся ситуацию и успешного развития, а также - иногда и изучать истории других классов, чтобы учиться на чужих, а не своих ошибках".