«Накра 17» и остальные

В Сочи продолжаются гонки главной регаты страны в олимпийских классах. Вот что сообщает пресс-служба ВФПС:

«Накра 17» и остальные
© Андрей Шереметьев

Такой день, каким мог стать четвертый гоночный чемпионата России, - в традиции любой продолжительной регаты. Солнце, ясное небо, тишь да гладь – мечта отдыхающих у моря туристов. Но не яхтсменов, которые выясняют отношения на важнейших соревнованиях…

Однако это Сочи, а значит, в запасе есть «ветровой туннель» в районе Мацесты. Он и спас в пятницу регату чемпионата. Ровно в 6.30 утра туда отправились участники, выступающие на «фиолетовой» (RS:X) и «желтой» (49-й, 49-й FX, «Накра 17») дистанциях.

С 7.30 до 9.00 там удалось провести по две гонки в каждом из классов. Позже о стартах уже не могло быть речи – «труба» выключилась, а у швертботов образовался вынужденный день отдыха.

Итак. В классе RS:X у женщин продолжила триумфальное шествие Стефания Елфутина, выигравшая на данный момент все (!) девять гонок чемпионата России.

В классе RS:X у мужчин в двух мацестинских стартах преуспел Евгений Айвазьян, который является и лидером общего зачета ЧР.

 В классе 49-й две победы в двух гонках одержали Ян Чех и Иван Зотов, которые великолепно выступают на регате. В их активе семь побед в восьми состоявшихся гонках и 7 очков. Ближайшие преследователи – Денис Щеглов и Павел Карачев – выступают весьма уверенно, но отстают от лидера на 9 очков.

В 49-й FX борьба весьма плотная: лидерами идут Анастасия Щеглова и Маргарита Камаева, но всего на одно очко от них отстают Анастасия Могильная и Ольга Книпович.

За два дня до завершения чемпионата России нет никакой ясности в классе «Накра 17». У лидирующих Сергея Джиенбаева и Дарьи Ивановой 11 очков, Максим Оберемко и Яна Стоколетова отстают на 2 очка, а еще на два от них – Вячеслав Шелудяков и Кристина Сулима.

 Мыслями о классе «летающих аппаратов» - «Накра 17» – делится Сергей Джиенбаев.

- Так что же представляют собой новые катамараны «Накра 17»?

- Одним словом не скажешь… Наверное, они уже ближе к парусной доске и к кайту. В любом случае это уже, однозначно, не классический парусный спорт. Думаю, что в ближайшем будущем мы разделимся на две дисциплины: скоростные «летающие» классы и классический яхтинг. Дело в том, здесь абсолютно все другое. Основная сложность, например, для меня - отучиться от всего того, что нарабатывалось ранее, от всех навыков и рефлексов, которые были выработаны, от всего того, чему меня учили… Здесь все по-другому – и в рулении, и в управлении парусами. Если там надо было травить, то здесь надо добирать… Все наоборот! Вымпельный ветер, и в результате, практически в любую погоду ты идешь быстрее скорости ветра. Ветер 6 узлов, а ты идешь 8-10.

Для того, чтобы создать новые наработки необходимо время. Здесь наша страна отстает. Да, есть люди, которые занимаются скоростными классами, но они не становятся массовыми. Есть, разумеется, и у нас гонщики, которые пытаются двигаться в этом плане, но если взять страну в целом, то мы очень сильно отстаем от мира. Начиная с подготовки детей и заканчивая любителями и профессионалами. Мы к этому не готовы.

Что я имею в виду под скоростными классами? «Накра 17», кайт (здесь как раз довольно много любителей, оттого и рождаются сильные гонщики), 49-й. Массовый виндсерфинг, к сожалению, умер. Был всплеск интереса, он породил плеяду молодых гонщиков, но я бы не сказал, что сейчас видно массовое движение в том виде, в котором все начиналось. Здесь, конечно, играет роль и кризис, но дело все-таки не в этом. Просто философски мы не готовы перестроиться. Даже, если брать конкурентную борьбу кайта и виндсерфинга, то винд проиграл - более простой кайт стал и более массовым.

 - За месяцы на новой «Накре 17» уже все освоено или можно в любой момент при неосторожном маневре плюхнуться на воду?

- Естественно… Освоение этой лодки - это путь в бесконечность. Это показал и последний Кубок «Америки». Среди команд, имеющих бюджеты в десятки миллионов, преуспевают более смекалистые и те, кто применил неожиданную технологию. Первым финиширует тот, кто дольше держится в полете. Здесь роль играет не только профессиональная подготовка спортсмена, но и техническая подготовка снаряда. Раньше мы шли в бесконечность по работе с «верхушками». Это касалось не только России, но и мира. Приезжаешь на регату, а поменялись профили парусов, мачта, настройка. Теперь ты должен работать и с аэро-гидродинамикой нижней части лодки. Причем работа с нижней частью - это 80% всей работы.

- Вам-то нравится этот снаряд?

- Да. Мне интересно, потому что здесь надо много думать, в том числе и над техническими вопросами. Класс «Накра 17» и был многогранным, а стал еще более многогранным. Классика интересна в плане розыгрыша «шахматной партии» - тактика, стратегия, борьба на малых скоростях. На «Накре» это все не столь важно.

- Важна скорость, которую может показать экипаж?

- Да. Но при этом ты борешься и с соперниками. Никто не отменял позиционную борьбу, работу с ветром, с волной. Составляющих успеха стало больше. Это и интересно! Думаю, все, кто пробовал перейти с классики на катамараны, это осознали. Другое дело, что вернуться обратно в классику сложно – тяжело перестраиваться.

- Высокие скорости тоже притягивают?

- Разумеется. Чем больше порыв, тем больше ускорение. Практически, как на мотоцикле!

 - За что вы боретесь на чемпионате России?

- (смеется) На сегодняшний момент любой выход на воду на новой «Накре 17» представляет собой борьбу. Что касается чемпионата России, то это как минимум престижно. Во-вторых, сейчас у всех конкретная задача – как можно больше выходить на воду и стараться «фойлить».

Легко летать, когда ты не в гонке, – ты решаешь только задачу полета. Когда же ты решаешь еще и задачу позиционной борьбы с соперником, все становится намного сложнее.

Скажу так: наша первая задача – выиграть регату, вторая (не менее важная) - постараться максимальное время проводить в полете.

Повторим, что лидерами в классе 470 идут Павел Созыкин/Денис Грибанов и Алиса Кирилюк/Анжелика Черняховская, в классе «Финн» - Владимир Крутских, в классе «Лазер-стандарт» - Сергей Комиссаров, а в классе «Лазер-радиал» - Екатерина Зюзина.