"Волны высотой под четыре метра"
Golden Globe Race, день 65. – Третьего октября буду у Тасмании. – Где же эти попутные ветра? – Новый рекорд гонки. – И снова авторулевые. – «Эсмеральда» – ОК
"Волны высотой под четыре метра"

Бессменный лидер кругосветной гонки Жан-Люк Ван Ден Хееде на яхте Matmut (Rustler 36) продолжает наращивать свой отрыв от остальных участников регаты. Он уже преодолел больше трети пути по ГК (пройдено 8900 миль, осталось меньше 17 тысяч миль) и опережает идущего вторым Марка Слатса (Rustler 36 Ophen Maverick), почти вплотную к которому (в океанских, разумеется, масштабах) идет Грегор МакГакин (Biscay 36 Hanley Energy Endurance).

Жан-Люк уверен в том, что уже в начале октября он подойдет к Тасмании и примерно 3 октября минует Hobart Gate – специальный участок, на котором яхтсмен может сбросить в воду пакет с отснятыми пленками, письмами, дневниковыми записями и прочим. Здесь же гонщик может (на ходу, не сходя с палубы своей яхты) пообщаться голосом с журналистами (и родными), идущими на пресс-лодках. Пользоваться посторонней помощью, разумеется, запрещено, но при этом любой гонщик, прошедший мимо «ворот», автоматически дисквалифицируется. Отвечает за встречу гонщиков в «воротах Хобарта» Королевский яхт-клуб Тасмании.

Идущий вторым Марк потерял очень много времени, столкнувшись с сильными встречными ветрами: «Снова встречный ветер 20 [узлов] от востока. Где эти ревущие сороковые?», передал он текстом через пейджер. Еще одна проблема Марка – потерянные яхтенные перчатки. Теперь работать с парусами и снастями ему приходится голыми руками – а температура воздуха уже ниже ноля градусов... Марку остается только сожалеть о том, что стаксель на его яхте – без закрутки. С аналогичной проблемой встречных ветров столкнулась и идущая пока что шестой Сьюзи Гудолл (Rustler 36 DHL Starlight) – она сейчас только-только подходит к меридиану мыса Доброй Надежды.

Зато неожиданно резко рванул Абилаш Томи (реплика Suhaili именем Thuriya): находясь буквально «на хвосте» у идущего пятым Уку Рандмаа (Rustler 36 One at All) он в начале этой недели прошел за 24 часа 194 мили (средняя скорость составила чуть больше восьми узлов), установив тем самым текущий рекорд регаты. Флот регаты сейчас фактически разделился надвое: первая пятерка гонщиков уже вошла в Индийский океан, остальные еще только подходят к мысу Доброй Надежды.

Благополучно зашел в Рио-де-Жанейро сошедший с дистанции Антуан Куазо – однако сообщается, что он травмировал плечо и ногу при смене носовых парусов: и здесь тоже дало о себе знать отсутствие их закрутки. Идет на запад – тоже к берегам Южной Америки – и покинувший гонку Франческо Капелетти: у него окончательно вышел из строя автопилот (той же самой, кстати, модели, что подвела и Набиля Амра, и Филиппа Пеше). Опять с проблемами авторулевого столкнулся и Иштван Копар (Tradewind 35 Puffin), идущий седьмым вплотную с Тапио Лехтиненом: «Мой авторулевой вновь оставил меня наедине со штормом в эти выходные». Направляется в Кейптаун и Лоик Лепаж (Nicholson 32 Laaland): у него все-таки кончаются запасы воды на борту, а также возникли проблемы с КВ-радио.

Таким образом ситуация со флотом в целом такова: за два месяца пути с дистанции окончательно сошли семь гонщиков (из 18 стартовавших), еще один (Лепаж) переходит в «Чичестер-класс». Иными словами, борьбу за основной приз продолжают десять спортсменов.

Игорь Зарецкий (Endurance 35 Esmeralda) сейчас идет на девятой позиции (если считать, что Лоик Лепаж уже перешел в «Чичестер-класс», выбыв из основного зачета гонки), опережая идущего десятым Марка Синклера (Lello 34 Coconut). Игорь сейчас ожидает подхода холодного фронта достаточно мощной депрессии, прочно «окопавшейся» на сороковой широте западнее мыса Доброй Надежды. При этом как раз сейчас восточнее мыса Доброй Надежды начинает открываться «ветровой коридор» с типичными для этих широт сильными западными ветрами (необходимо ответить, что безопасности ради недавно организаторы гонки ввели новое ограничение – яхтсменам запрещается уходить южнее от 42° ю.ш.). И пятерка лидеров сейчас получает все шансы еще сильнее оторваться от остальной части флота, еще не вошедшей в Индийский океан.

Вот что передал Игорь по спутниковому телефону сегодня, 5 сентября:
«Привет, друзья! Иду где-то на 36° ю. ш. и 9° в.д,. Вот уже свистит 25 узлов с плюсом, да и тридцатка порой бывает. Волны высотой под четыре метра. Несу узкую частично скрученную геную, три рифа на гроте и два рифа бизани. Лодка идет спокойно, разве что иногда накатит в борт какая-нибудь совершенно ненормальная волна, перелетит через рубку. В рубке, естественно, бардак при таких качках и ветрах, каждый день навожу порядок, но утром начинаю все сначала.

Проблем с приготовлением еды никаких. Удается и сделать, и употребить. С подволока немножко капает вода – это неприятно. Когда отрывало погон гика-шкота, то приподняло его вместе с тиковой подкладкой. Видимо, теперь через крепежные болты чуть-чуть течет. При первом же погожем денечке я эту проблему вылечу.

Что еще? Вот приложило крепко ребрами меня о спасательный плот и пятой точкой о какой-то угол. До сих пор чувствуется, хотя уже два дня прошло. Сейчас держу курс прямо на мыс. На Добрую Надежду, осталось мне до него миль 500. Ну, за это время, наверное, еще многое изменится, сейчас я где-то возле холодного фронта, облачка беленькие, солнышко. Что уж там за ним будет, когда ветер к югу повернет, какие шквалы – не знаю. Позавчера я прозевал шквал: радиосвязь была в два часа с Кейптауном, и тут в иллюминатор увидел, что летит с дождем. Даже непром не успел надеть, выскочил наверх, как был – взял три рифа, геную подзакрутил, бизань убрал. Ну, лодка нормально все выдержала, но впереди – три океана, не надо ей доставлять неудобств и лишние нагрузки.

Вот еще мечтаю геную поменять на рабочий кливер. Но в такой ветер, конечно, ее смайнать нереально – она будет за бортом, и я вместе с нею. Надо ждать какого-то затишья, а там придумаю какой-нибудь «лэйзи-джек» с веревочками и спинакер-фалом.

Гонка продолжается. Француз улетел хорошо: не зря он стоял перед стартом весь в «юбке» - явно у нет обрастания. Иначе такие лодки так не летают. Мы все остальные в куче едем. Так что все еще впереди – нас ждет Тасмания. На этом, кажется, все…

Каждую ночь постоянно вскакиваю, проверяю лодку. Сейчас вот надо «добрать» пару часиков сна – и опять за дела. Всем удачи, всем привет! Спасибо за прогнозы. Всего доброго, всем успехов, до свидания! «Эсмеральда – ОК».