World Sailing – раздрай продолжается Часть 3.
Оказывается, еще два года назад World Sailing получил ноту, направленную от имени профессора Джакомо ди Федерико, адъюнкт-профессор права Европейского союза в Университете Болоньи, созданном еще в 1088 году!
World Sailing – раздрай продолжается Часть 3.

Текст ноты (в несколько сокращенном виде) гласит:

«Мы обращаемся к вам по поручению ряда европейских парусных судостроителей, парусных мастеров и производителей яхтенного оборудования.

Мы просим сообщить о соответствии с европейским законодательством о конкуренции тех решений, которые World Sailing (ранее – ISAF) принял в прошлом относительно выбора классов для парусных гонок на Олимпийских играх.

Мы ссылаемся на тот факт, что постепенно, с течением времени, WS отошел от неограниченного права гонщиков на выбор верфи для строительства гоночной яхты, от права свободного выбора мачт и парусов любого производителя (разумеется, всегда подвергавшихся строгим замерам на месте) к использованию гоночных яхт, чья конструкция и комплектация является частной собственностью в форме интеллектуального права ее создателей, и чье производство осуществляется на эксклюзивной основе по лицензии правообладателей.

В настоящее время только на два класса (Finn и 470 – YR) не распространяются такие ограничения, и мы узнали, что оба этих класса вскоре могут быть заменены новыми, которые тоже будут строиться только по лицензии правообладателя.

Совершенно очевидно, что данная ситуация представляется нарушением Закона ЕС о конкуренции. Соответственно мы поручили Джакомо ди Федерико, адъюнкт-профессору права Европейского союза в Болонье подготовить настоящей нотой независимое мнение.

Оно ясно показывает нелегитимность как прошлых решений (ISAF/WS), так и будущих, слухи о которых множатся – и поэтому возникает риск наложения различных санкций как на World Sailing, так и на сам Международный олимпийский комитет (который получил копию этого письма).

Ситуацию следует исправить как можно скорее, ибо многие из наших клиентов уже понесли значительные потери в результате политики, принятой WS, они намерены отстаивать свои интересы и добиваться всех соответствующих форм компенсации за потери, которые они понесли уже и могут понести в будущем».

По существу вышеизложенной претензии получается следующее: выбрав класс для Олимпийской регаты, который строится только одним изготовителем (или – исключительно по матрицам только этого изготовителя, что сегодня уже бывает довольно редко), WS фактически создает монопольную структуру рынка олимпийского спортивного яхтенного (парусного) оборудования. При этом стоит отметить, что начатое (по нашим сведениям) ещё в мае 2018 года антимонопольное расследование ЕС ограничивается, разумеется, только олимпийскими классами.

Мы от себя напомним, что система выбора яхтсменами «открытых монотипов» (то есть яхт, которые по открытому и доступному проекту может строить практически любой желающий – свободно или уплатив правообладателю проекта некоторую сумму - и после подтверждения обмерных характеристик соответствующего класса заявлять ее на состязания любого уровня) действовала на Олимпийских играх до начала 1990 годов. Первым «кукушонком» в 1992 году стал Laser, за котором последовали другие закрытые «единые производственные монотипы».

Сегодня же остались лишь два класса – Finn и 470 – корпуса и мачты для которых могут быть заказаны гонщиками «под себя» у разных изготовителей (при этом WS серьезно настроился полностью убрать Finn с дороги, о чем мы писали только вчера). Однако же ЕС в реальности уже ведет данное расследование в соответствии со своей антитрестовской Директивой № 101 (вот ее текст).

И источники в США подтвердили, что в середине этой недели президент WS Ким Андерсен и Генеральный директор Энди Хант провели закрытое совещание Исполкома и Совета WS, посвященное именно этой теме. Ведь расследование ЕС формально может сильно отодвинуть по времени рассмотрение итогового списка рекомендуемой для Олимпийский игр 2024 года (Париж) матчасти.