
- Не секрет, Лера, что ты из спортивной семьи…
- Да. Папа начал заниматься кайтингом в 2000 году. Он был в тот момент одним из первых на Урале. А вскоре родилась я. С детства наблюдала за папиным увлечением и в 10 лет попробовала виндсерфинг, через два года освоила зимний кайт, а еще через полгода -летний.
- Ты просто смотрела на папу - и тебе захотелось попробовать? Или папа мотивировал тебя, настаивал, что нужно заниматься?
- Папа надеялся, что я захочу сама. Так и произошло, ведь я видела кайты каждый день и в 11 лет уже осознанно ждала того момента, когда начну заниматься. Это произошло в январе 2013 года.
- Твой старший брат к тому моменту уже активно занимался кайтингом…
- Он старше меня на 7 лет, а кататься начал в 9. К моменту, когда я созрела для занятий кайтингом, у него уже были кое-какие спортивные достижения.
- Получается, брат начал заниматься практически одновременно с папой?
- Чуть позже. Папа в 2000-м, брат в 2004-м.
- Кто тебя тренировал, когда ты делала первые шаги?
- Меня всегда учил папа. Вел меня. А Артем всегда был для меня психологической поддержкой (он спортивный психолог по образованию) – всегда подбадривает перед соревнованиями.
ххх
- Ты выходишь на старт и летом, и зимой. Какая стихия тебя больше по душе – вода или лед?
- Последние полтора - два года я действительно совмещаю лето и зиму. Конечно, бывает не просто, но мне нравится постоянная смена условий.
На самом деле это только кажется, что кайт в руках - и не важно катаешься ты по льду или по воде. В реалии все отличается, везде разная техника, разные ощущения, другое чувство снаряжения. И, если честно, я до сих пор не могу сказать точно, что мне больше нравится.
- То есть ты не можешь сказать: «Я ухожу из сноукайтинга и буду делать акцент на воде».
- Наверное, могу сказать так: летний кайтинг - в приоритете, и я буду уделять ему больше времени, нежели зимнему. Но от зимы полностью не откажусь.
- В какой момент ты поняла, что будешь профессиональной спортсменкой?
- На самом деле такой момент до сих пор не наступил.
- То есть пока нет осознания, что ты - профессионал?
- Наверное, да. Дело, видимо, в том, что все эти годы мое развитие было постепенным и размеренным, без какой-то гонки. Сначала папа потихонечку вел меня 7 лет в зимнем кайтинге, были российские соревнования, затем международные. Потом произошел переход в летний кайтинг к профессиональной команде, который тоже прошел очень плавно и незаметно. Я всегда знала, что перейду в лето - и там все вновь пойдет потихоньку. Другое дело, что теперь я мастер спорта международного класса. И это уже похоже на профессиональный спорт.
Я отношусь к своему делу очень серьезно, считаю кайтинг своей жизнью. Но до сих пор до конца не осознаю себя профессионалом.
ххх
- Что для тебя значит звание - мастер спорта международного класса?
- Отношусь к этому достаточно легко. В любом случае, это звание не является для меня тяжким грузом. Дело в том, что я не ставлю победу превыше всего. Хотя, конечно, победа это то, к чему я стремлюсь и над чем работаю.
- Что для тебя первично - спорт как таковой или награда?
- У меня сейчас что-то вроде переходного момента. Раньше я всегда стремилась именно к победам. Было важно всегда быть первой. Но в этом году поняла, что важен не только результат сам по себе, но и путь к этому результату, процесс. Мне нравится заниматься кайтингом и быть каждый день на воде, чувствовать воду, ветер. Чувствовать оборудование. Когда что-то получается на воде, это такая радость!
- Планируешь свою спортивную карьеру совмещать с учебой?
- Как раз сейчас я решаю этот вопрос. Куда мне поступать - на заочное отделение или на очное? В любом случае я попробую совмещать спорт и учебу, но больше, конечно, ударюсь в спорт. В ближайшие 4 года - точно.
- Куда хочешь поступать?
- В Лесгафта на физкультурный факультет.
- В будущем видишь себя тренером?
- Да. Думаю - да.
ххх
- В школе «Крестовский остров» ты чуть больше года тренируешься с Алексеем Чибизовым. Как вы нашли друг друга?
- Это все папа. Алексей с Денисом Тарадиным на тот момент уже года четыре тренировались в Испании. Все знали, что они профессионалы. Когда стало понятно, что кайтинг станет олимпийской дисциплиной и пришло осознание, что нужно переходить на воду, папа принял решение отдать меня в команду к Алексею.
- Тебе нравится с ним работать?
- Очень. Мы с Алексеем, мне кажется, очень круто сработались.
- Кайт для тебя - работа? Ты относишься к выходам на воду как к обязаловке?
- Всегда радуюсь, когда выхожу на воду. Думаю над техникой постоянно - на воде, после воды, перед сном. Весь этот процесс стал неотъемлемой частью моей жизни. И я воспринимаю его радостно, как ребенок.
- Какую максимальную скорость ты развивала?
- 33,3 узла (17 метров в секунду).
- Это очень быстро. Не страшно было?
- Мне нравится.
- Нет ощущения, что любое неаккуратное движение - и акула тут как тут?
- Мне кажется, что в лодке на такой скорости еще страшнее. Смотрю, как яхты ходят по волнам, и это, с моей точки зрения, выглядит жутковато.
- При скоростных перегрузках есть ли ощущение, что парус вырвет у тебя из рук, доска вылетит из под ног…
- Редко. Такое может быть, если выходишь в сильный, рваный ветер с маленьким парусом. И плюс к этому, например, высокие волны.
- Кайтинг - это экстремальный вид спорта? Или он относительно безопасен, и экстрим здесь в получении адреналина от скорости.
- Это экстремальный вид спорта. Кайтинг начался с фристайла. Там прыжки, различные трюки, также там есть перила как отдельная дисциплина. Конечно, изначально все было очень экстремально. Со временем этот вид спорта развивался, появились именно гонки, которые примкнули к парусному спорту. В гонках есть определённый экстрим, но он сопряжён со скоростью, которую ты развиваешь.
- Ты именно гонками занимаешься. Трюки не осваиваешь?
- Нет. Но когда я только начинала кататься и занималась на маленьких досках для фристайла, у меня получались прыжки. Позже уже пошел целенаправленный тренировочный процесс, когда нужно было отдельно уделять время именно гидрофойлу, гонкам. Времени на фристайл особо не было. И я решила уйти именно в гонки.
- Что ждёшь от 2020 года?
- На самом деле большая часть соревнований в кайтинге приходится на конец года. В данном случае - на период после Олимпиады. В этом году я очень хочу проводить больше времени на воде и немного поменять свой взгляд на тренировочный процесс.
- Кайтинг становится олимпийским видом. Есть ли цель попасть на Олимпиаду-2024?
- До этой Олимпиады еще целый олимпийский цикл, и все может сильно измениться и поменяться. Но, конечно, стать участницей Игр хочется. И не только участницей. Буду надеяться, что все сложится хорошо.
Мария Царфина,
PR-отдел Спортивной школы олимпийского резерва по парусному спорту "Крестовский остров"