Богач и бедняки
Перенос Олимпийских игр на 2021 год – шаг болезненный, но, вероятно, единственно возможный в условиях пандемии. Проблема, однако, заключается в том, что перенос этот чреват для международного олимпийского движения серьезнейшим кризисом.
Богач и бедняки

Причины такого кризиса в значительной степени кроются в давно сложившейся структуре финансирования мирового спорта. Вовсе не секрет, что целый ряд международных спортивных федераций сводит концы с концами лишь благодаря прямым выплатам со стороны МОК, которые поступают раз в 4 года – почти сразу же после окончания очередных летних Игр.

Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в наиболее близкой нам и нашим читателям федерации – World Sailing. Вот что писал журнал Yacht Russia пару лет назад (с тех пор, поверьте, мало что изменилось):

«Всемирная федерация парусного спорта – практически полный и давний банкрот (причем это обстоятельство долгое время довольно аккуратно скрывалось от широкой общественности). Ежегодные расходы WS примерно вдвое выше доходов этой организации, каковые в неолимпийские годы составляют всего от двух до трех миллионов фунтов стерлингов, при этом только на административные расходы (то есть просто на содержание аппарата) уходит от полутора до четырех миллионов фунтов. Лишь немногим большая сумма идет на прямые профильные расходы федерации: проведение соревнований и различных парусных и околопарусных мероприятий.

Как следствие годовой бюджет WS катастрофически дефицитен: ежегодная нехватка средств исчисляется в миллионы фунтов стерлингов. Причем величина этого дефицита достаточно стабильно год за годом только нарастает».

И далее:

«Так за счет чего же живет World Sailing, спросит читатель? А все очень просто – этот дефицит покрывается исключительно за счет того, что в годы проведения Олимпиад прямые выплаты от МОК имеют размер порядка десяти миллионов фунтов, компенсируя WS все убытки прошлых неолимпийских лет».

Приведем конкретные данные. После Игр-2012 сумма, которую МОК перевел федерации паруса, составила 8 миллионов 807 тысяч фунтов стерлингов. После Игр-2016 - 11 миллионов 772 тысячи фунтов. В нынешнем году «олимпийский транш» должен был бы составить уже 12 миллионов 240 тысяч. Но…

Но Олимпиаду перенесли на следующий год. «Денежное вливание» тоже отложили. Для World Sailing (да и для ряда  других международных федераций) - это настоящая катастрофа, и чуть ли не единственный выход в такой ситуации – просить МОК не ждать еще год с лишним, а перевести средства нынешней осенью.

МОК на эти просьбы пока не реагирует (по крайней мере – официально). Хотя деньги у него точно есть, и немалые. За предыдущий олимпийский цикл (2013 – 2016) Международный олимпийский комитет заработал 5,7 миллиарда долларов!

Логичный вопрос: почему бы тогда МОКу в нынешней, критической для значительного числа международных федераций ситуации не пойти на досрочные – и, безусловно, спасительные - выплаты? И почему бы, если деньги есть, эти выплаты не увеличить, облегчив существование целому ряду видов спорта?

Как нам кажется, уже в недалеком будущем Международному олимпийскому комитету придется реагировать на эту проблему. У него элементарно нет другого выхода.