Закон не писан
Как известно, в распространенном исполкомом регламенте Конференции ВФПС, назначенной на эту осень, руководство Федерации назвало ее «выборной» (а не отчетно-выборной, как было ранее), тем самым явно пытаясь избежать предоставления отчетности о своей деятельности за прошедший избирательный период.
Закон не писан

Мотивируется это тем, что, мол, Конференция заочная, и что по измененному (в связи с пандемией короновируса) законодательству РФ проведение заочного голосования разрешено лишь по двум вопросам: «Образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий; утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации…».

Далее исполком Федерации сообщает: «В повестку дня Конференции вопросы принятия новой редакции Устава, членства, изменения порядка уплаты и размера членских взносов, иные вопросы не были включены, поскольку это противоречит действующему законодательству РФ». Под «иными вопросами», судя по всему, подразумеваются отчеты президента ВФПС и членов президиума Федерации, обсуждение которых не включено в предлагаемый регламент. Однако это заявление представляется откровенным лукавством, ибо далеко не все так однозначно, как представляется исполкому.

Поскольку в стране действует универсальный юридический принцип: «Все, что не запрещено, то разрешено». А никакого прямого запрета на заочную публикацию отчетов руководства общественной организации в действующем законодательстве не имелось и не имеется. Не допускается лишь возможность ставить на голосование утверждение таких отчетов – но этого в данном случае никто и не требует. Достаточно всего лишь разослать такие отчеты (для ознакомления) членам Федерации по электронной или бумажной почте. Никакая пандемия не может запретить такую рассылку. Более того, можно обойтись и без рассылки вовсе – достаточно просто опубликовать означенные отчеты (как это раньше и делалось) на сайте Федерации, посещать который никому не в силах запретить никакой самый смертельный вирус.

Иными словами, никакого запрещения ни на публикацию отчетов, ни на заочное с ними ознакомление (и даже на заочное обсуждение – лишь бы без голосования) нет.

Давайте исходить из следующих положений:

А) В действующем законодательстве нет никакого запрета на публикацию отчетов руководящих органов общественных объединений ни в каком виде.

Б) В Уставе Федерации не предусмотрено никакого запрета на публикацию отчетов ее руководства.

В) Согласно тому же Уставу Федерации (п. 7.2.4) именно Конференция и заслушивает такие отчеты – а именно, отчеты Президиума и КРК. Это – прямая обязанность Конференции. Объявление Конференции заочной не лишает ее ни права, ни обязанности знакомиться с такими отчетами (пусть и без голосования по их утверждению).

Г) Согласно Уставу, президиум Федерации обязан утвердить некий «годовой отчет» и годовой финансовый баланс. Возникает вполне законный вопрос – а чей именно годовой отчет (п. 7.3.9.) в данном случае должен утверждать президиум? Мы полагаем, что это должен быть отчет именно президента Федерации, который (п. 7.4.7): «Решает вопросы финансово-хозяйственной деятельности Федерации, распоряжается денежными средствами и имуществом в соответствии с настоящим Уставом, в пределах бюджета и смет, утвержденных Президиумом, совершает сделки и иного рода юридические акты, имеет право первой подписи на финансовых документах». Согласитесь, полномочия более чем серьезные, и они никак не могут оставаться бесконтрольными.

В силу этого мы считаем что, коль Устав обязывает президента Федерации предоставлять президиуму ежегодный отчет (а иначе что же президиум должен утверждать?), то таковой отчет может быть предъявлен и всем без исключения членам Федерации без его обязательного утверждения, коль скоро такое его утверждение заочным путем сегодня считается недопустимым.

Если же ВФПС избегает обнародования своих отчетов для всех членов Федерации (например, путем публикации их на своем сайте), то она должна сама предложить механизм ознакомления с ними участниками Конференции. (Здесь сразу хочется отметить, что, например, финансовые отчеты Федерации исправно публиковались на сайте лишь до 2015 года. А где таковые отчеты за последние четыре года, и по какой причине они перестали публиковаться?) И за месяц до начала Конференции хотелось бы уже понять, как именно президиум и КРК представляют себе форму публикации данных отчетов.

На наш взгляд, предоставление отчетности об итогах деятельности за последнюю каденцию в формате, достаточном для ознакомления членами Конференции, – не только дело чести президиума и президента Федерации, но и их прямая обязанность. А все заявления о том, что публикация отчетов не предусмотрена законодательством, выглядят как попытка «мягко соскочить», избегая любого анализа общественностью результатов работы нынешнего руководства Федерации. И нельзя исключать, что отказ от публикации подобных отчетов вызван опасением крепко ударить по тем членам руководства Федерации, кто планируют сохранить свое положение и после проведения Конференции.

В связи с этим сильное недоумение вызывает категорическое нежелание предоставлять подобные отчеты именно со стороны тех руководителей Федерации, кому не только нечего стесняться, но напротив – есть что с гордостью предъявить парусной общественности страны. Быть может, они просто находятся под сильным давлением со стороны тех людей, которым нечего сказать?

(Материал подготовлен в сотрудничестве с двумя адвокатскими бюро страны)