Хилеет парус одинокий

В сегодняшнем выпуске газеты "Аргументы и факты" опубликовано интервью нашего издателя Василия Сенаторова, которое он дал корреспонденту газеты Владимиру Кожемякину. В нем он отвечает на вопросы о том, как увлечение парусом способствует воспитанию подрастающего поколения. Многие из ответов очевидны для парусного сообщества, но обычные читатели газеты, чей суммарный тираж превышает 1 400 000 экз., найдут в этом интервью много интересного.

Всероссийская парусная регата в акватории Геленджикской бухты, октябрь 2019 г.
© Виталий Тимкив / РИА Новости

В 1961 г. в Свердловске писатель Владислав Крапивин создал подростковый отряд «Каравелла», который, кстати, существует до сих пор. Его участников учат управлять яхтами, строить корабли, сражаться на шпагах, снимать кинофильмы, играть в спектаклях и т. д. За полвека там прошли школу жизни десятки тысяч выпускников, и ни один из них за это время не угодил за решётку. Наоборот, в экипажах флотилии из десятков самодельных яхт воспитывались настоящие мужчины и к тому же патриоты своей страны.

Как такому воспитанию способствует увлечение парусом? Об этом «АиФ» рассказал известный яхтсмен, мастер парусного спорта международного класса, издатель журнала Yacht Russia Василий Сенаторов.

Владимир Кожемякин, «АиФ»: Василий Юрьевич, говорят, что отряда, подобного «Каравелле», нынешним детям уже вовек не увидеть. Что всё это осталось в прошлом...

Василий Сенаторов: Всё зависит от подхода. Если мы хотим, чтобы наши дети три четверти свободного времени проводили в гаджетах, привыкали всё получать на блюдечке с голубой каемочкой, были изнеженными и избалованными, то, конечно, парус не для них. А если цель в том, чтоб они мужали, не боясь трудностей, и воспитывались в духе коллективизма — лучше воспитания, чем на море, я, честно говоря, не знаю. Так же как и другого занятия, где родители могли бы проводить столько времени вместе со своими детьми. Знаю по себе: ты живешь с ними на борту, то есть на очень небольшой территории, без интернета: разговоры, приготовление пищи, купание — всё совместно. Очень редко когда родители вообще выезжают куда-то с детьми, а если всё-таки выбираются, то дети разбегаются кто куда, и особенного общения с ними не получается. А здесь — все рядом, в путешествии и заняты одним делом.

В СССР парус был популярен: им занимались несколько десятков тысяч человек. Стоило это очень дёшево — например, я, будучи студентом, в начале 1970-х платил 3 рубля за год, получал яхту-«развалюху», всю зиму шпаклевал её, полировал, строгал, красил, штопал паруса. Это был действительно очень демократичный вид занятий. Принадлежало это всё, в основном, профсоюзам, и в стране было много парусных клубов. Только в Москве, например, 18, не меньше насчитывал и Ленинград. Дети из этих клубов в основном призывались в военно-морской флот. Там им передавался героический дух отцов и дедов, служивших на море.

Полный текст статьи на сайте "АиФ" - https://aif.ru/sport/summer/hileet_parus_odinokiy_chto_proishodit_v_lyubitelskom_parusnom_sporte