Vendée Globe: поломки, поломки...
Нет ничего удивительного в том, что участвующие в гонке яхты сталкиваются с поломками. Это высоконагруженные гоночные машины, постоянно сталкивающиеся с сильнейшими ударами о волны.
Нынешний лидер гонки  Тома Руйян

При этом к сегодняшнему дню основные проблемы лодок класса IMOCA 60 устранены – в немалой степени, как мы уже говорили, за счет введения единых для всех элементов, с которыми было больше всего проблем на предыдущих этапах развития класса. Теперь яхты имеют одинаковые стальные плавники фальшкилей (углепластик?! Побойтесь Бога!) и одинаковые мачты. Результаты не замедлили сказаться: восемь лет назад к этому моменту с дистанции сошли восемь яхт, сегодня – только одна.

Но разнообразные поломки все равно преследуют яхтсменов. Практически все из них – включая нынешнего лидера Тома Руйяна (LinkedOut) – столкнулись с теми или иными неприятностями. Главная из них, конечно – повреждение носовой части Hugo Boss Алекса Томсона.

Росс Дэниел, технический директор команды Alex Thomson Racing:

«Вчера вечером (суббота, 21 ноября) Алекс обнаружил повреждения набора в носовой части во время планового осмотра на борту Hugo Boss. Он немедленно уведомил меня и команду, и мы дали ему четкие инструкции о том, как организовать полную проверку судна.

При осмотре были выявлены повреждения конструкции продольного силового элемента в передней части лодки. Пока дефекты найдены только в этой области. До сих пор неясно, чем вызвана эта поломка. Пока во время гонки не было инцидентов, которые можно было бы с нею связать.

Не сомневаюсь, он исправит это. Вместе с судостроителями мы всю ночь работали над созданием полного плана ремонта для Алекса. У него есть все необходимые материалы, подробный план, которому нужно следовать, и команда инженеров мирового уровня, которые будут консультировать его. Поэтому мы уверены, что он сможет починить яхту».

Тем не менее, неизвестно, сколько времени займет ремонт. Нынешний победитель одиночной регаты Figaro Йоанн Ричомм верит в то, что Томсон сможет справиться за 24 часа. Однако время крайне неблагоприятно для него. Потому что, судя по текущей погодной ситуации (смотрите наш предыдущий пост), он пропускает погодное окно, открывающееся перед двумя лидерами. Таким образом, Томсон уже в скорое время может отстать на 1000 миль.

Шарли Дален (Apivia, вторая позиция):

«Что касается Алекса, я надеюсь, что все не так уж плохо, и что размер повреждения ограничен. И я надеюсь, что это не означает для него конец участия в Vendée Globe. Только сейчас мы вели с ним отличную борьбу. И эта трехсторонняя битва очень мотивирует».

Но она пока окончена. И спросим себя (и Томсона): могло ли подобное повреждение быть следствием его рискованного курса едва ли не через самый центр шторма «Тета»? Двум его конкурентам-то удалось объехать шторм снаружи.

Йоанн Ричомм:

«Подобное повреждение набора в носовой части может являться следствием высоких нагрузок в режиме движения на крыльях. На высоких скоростях волны сильно бьют о корпус, и расслоение в этом районе является известной проблемой.

В ранних версиях подводных крыльев они располагались так, что корпуса яхт IMOCA 60 выходили из воды с очень высоко поднятым носом. А сегодня крылья оптимизированы, и корпус в целом не имеет столь большого угла атаки, как прежде. Нос больше не поднимается так высоко из воды. Это приводит к тому, что носовая часть чаще сталкивается с волнами, и теперь на поверхность корпуса в этом месте действуют очень большие силы.

Кстати, Николя Труссэ тоже столкнулся с такими проблемами на своем Corum и был вынужден усиливать корпус яхты в носу». (А вот, кажется, и ответ, почему на Corum упала мачта. Получается, мы были правы.)

Между тем, новый лидер Vendée Globe Тома Руйян (LinkedOut) тоже не может жаловаться на отсутствие проблем. В начале гонки на топе его мачты заклинило фал. Пока он ему не нужен, но в случае слабого ветра гонщику придется использовать носовые паруса большего размера, а Южный океан явно не является подходящим местом для решения подобных проблем. Руйян несколько дней ждал подходящего момента, и вот недавно он поднялся на 28-метровую мачту, чтобы разобрать фал. Он сделал все так ловко, что почти ничего не потерял и все еще на 23 мили опережает Шарля Далина.

Но в ближайшие несколько часов на гоночной трассе все усложнится.

Шарли Дален:

«Ветер слабый, и нам придется прокладывать себе путь сквозь игольное ушко, чтобы ветер не потерялся. Нам придется держаться очень узкого коридора. Поэтому придется внимательно следить за погодой. Погодные модели не очень точные, прогнозы постоянно меняются. Эти условия будут держать нас плотно занятыми в течение нескольких дней, но все равно в какой-то момент у нас не будет иного выбора, кроме как пересечь район с очень слабым ветром, прежде чем добраться до «шоссе» в Южном океане. У нас очень много дел. Я постоянно сравниваю информацию с реальностью, изучаю данные приборов, файлы погоды, спутниковые снимки...

Моей целью было оставаться в группе лидеров, когда мы идем на юг. Быть первым или третьим, это не имеет значения: я просто хочу быть в лидерах. Apivia чувствует себя хорошо и мы находимся в очень хорошей форме».