- Игорь, какая это для вас по счету регата MIRW?
- Я на этой гонке вообще первый раз. Был на этой акватории нынешними весной и летом, тогда заметил, что хорошо работают бризы. Мне это понравилось. Стабильно каждый день дуло 18–20 узлов, я думал, что это так и останется до Marmaris Race Week. Увы, нет…
- И как вам тут?
- Любой опыт – очень хороший. Но вот сейчас не можем получить полное удовлетворение от работы команды, потому что экипаж очень техничный, а лодка заточена на сильные ветра. А здесь – не дует. Хочется, чтоб поддуло, хочется погонять, получить удовольствие.
- Вы как-то специально готовились к этому состязанию?
- Ну, специальная подготовка, конечно, была. Ребята отгоняли «Босфор Кап», после него было десять дней на подготовку – так что подняли лодку, всю отполировали, сняли мачту, проверили ее. Разные мелочи тоже все просмотрели. Так что достаточно хорошо подготовили судно, ну, а по экипажу у меня и вовсе вопросов нет – все профессионалы, все прекрасно знают, что делать на яхте в гонках. Каких-то особых тренингов поэтому не проводили.
- То есть, у вас постоянный боевой экипаж?
- Нет, на этой регате у нас есть двое молодых ребят, которые первый раз с нами. Но они тоже спортсмены, они гоняются – единственное, что они с нами раньше не гонялись. Только вот пока что все ровно, факапов нет.
- А вы сами как-то пытались улучшить свой гоночный балл перед регатой?
- Нет, ничего специально сейчас не делали. Но сначала с лодкой работали. Когда она только была получена с верфи, нам показалось, что маловата энерговооруженность. Добавили площадь грота. Потом посмотрели – нет, что-то не то. И года три назад урезали грот обратно. Больше ничего не делали.
- Как вы оцениваете своих соперников по группе?
- Соперники серьезные. Вот, например, два «Икса» тридцать пятых, которые по слабым ветрам идут очень хорошо на любых курсах. Если дует 6-7 узлов, то они нас догоняют, и с ними тяжело бороться. Но если поддувает, например, 10 узлов с плюсом – мы их начинаем доставать, а при 13 узлах уже обходим. У нас широкая корма, два пера руля, большая смоченная поверхность, а «Иксы» сравнительно узкие, и на слабых ветрах они не тащат за собой так много воды, как мы. В отсутствие сильного крена два пера руля тоже увеличивают сопротивление по сравнению с одним пером.
- Игорь, что сегодня стоит делать, чтобы активнее вербовать людей под паруса?
- Не знаю… Я этим вопросом задаюсь уже, наверное, лет семь. Сам пытался вовлечь в парус своих коллег по офису, например, делали корпоративные регаты… Но, к сожалению, изо всех своих трехсот человек один я оказался такой контуженный, который влюбился во все вот это, и отдаю все свободное время парусу. Тяжело. Наверное, это действительно должна быть какая-то особая любовь к морю, любовь к свободе, которая закладывается в детстве.
Да, видимо, все это закладывается в детстве, когда детей приводят в детские парусные школы, где они осваивают какие-то азы. Потом это может развиться в большую любовь к парусу, а может, конечно, и не развиться.
Вот меня когда-то бабушка с дедушкой привели в яхт-клуб (это было в Казахстане на Балхаше), и я четыре года ходил, занимался: «Оптимист», «Кадет», «ОК». Но потом долго жил там, где моря нет, а спустя 30 с лишним лет я вновь сел за руль – уже на килевой лодке. Все вспомнилось само собой. В детстве меня немножко цепануло – и вот результат.
Когда-то был очень удивлен, что у нас одни из лучших яхтсменов – из Екатеринбурга. У меня сейчас тактик на лодке – из Челябинска. Казалось бы, где море, а где Челябинск?..
Беседовала Татьяна Комиссарова