

Примерно в 60 морских милях позади Томас Ковиль и Армель Ле Кле изо всех сил пытаются наверстать то, что упустили вчера.
Шесть шкиперов кругосветной гонки Arkea Ultim Challenge хорошо справились с первым штормом своего кругосветного плавания. Лидеры Том Лаперш на SVR Lazartigue и Шарль Кодрелье на Maxi Edmond de Rothschild лучше всех смогли парировать ветер со скоростью более 45 узлов. Юное дарование – 26-летний Лаперш – и 49-летний Шарль Кодрелье возглавили флот из шести гигантских катамаранов класса Ultim к концу четвертого дня гонок - в четверг утром, опередив шкипера Sodebo Ultim 3 Тома Ковилля и капитана Banque Populaire XI Армеля Ле Кле.
С момента старта 7 января гонщики пережили уже 15 смен лидеров. В четверг 32-метровые монстры устремились к экватору, находясь уже на 24-й параллели северной широты. Энтони Маршан заметно отстает на своем устаревшем Actual Ultim 3 постройки 2015 года - несмотря на то, что тримаран несколько раз модифицировался. Утром сегодня его отделяло от Lazartigue SVR уже 176 морских миль.
Маршан оказался удивительно быстрым на своем бывшем Macif в самом начале регаты и был в состоянии идти в ногу с гораздо более молодыми конструкциями. Однако усиление ветра поставило все на свои места – в этих условиях его яхта Actual Ultim 3 неконкурентоспособна. Аутсайдер Эрик Перон к этому же моменту отстал на 350 морских миль на своем бескрылом Adagio.
Лидером пока что является Шарль Кодрелье на Gitana (Maxi Edmond de Rothschild). Вот как шкипер разъясняет суть своей гоночной стратегии в этой уникальной гонке: «Это кругосветное плавание, мы находимся не в режиме Route du Rhum. Нам пришлось нелегко в Бискайском заливе. Я должен был хорошо управлять лодкой и почти не спал в первую ночь, лишь после этого смог отдохнуть. Очень важно оставаться в форме. Я пока стараюсь идти своим собственным курсом, не слишком беспокоясь о действиях остальных соперников - несмотря на то, что между нами идет очень острая конкуренция, иногда даже слишком большая. Но все же приятно видеть, что мы все близки друг к другу».
Ветер вчера вечером поворачивал все дальше и дальше вправо, пока не сменился с северного на юго-западный, и тримаранам пришлось бороться с сильным встречным воздушным потоком скоростью до 45 узлов. Шарль Кодрелье был первым, кто достиг критического положения примерно в 10 часов вечера (ГМТ) в среду, сделав поворот на другой галс. За ними быстро последовали SVR Lazartigue, Sodebo Ultim 3 и Maxi Banque Populaire XI . Такой маневр в одиночку на 100-футовом судне в условиях сильного волнения весьма непрост.
Армель Ле Кле пока очень осторожен. Его отставание от лидирующего дуэта выросло уже до 60 миль, он идет бок о бок с Тома Ковиллем. Но следует ожидать, что две лидирующие лодки замедлятся по мере приближения к зоне затишья, которая простирается на 600 морских миль к западу от Кабо-Верде, блокируя прямой путь к экватору.
При этом Ле Кле говорит, что отставание связано не только с неудовлетворительными характеристиками его лодки. За очень короткое время он уступил лидерам 20 миль и объясняет это так: «Скорость ночью внезапно упала. Я больше не мог идти с прогнозируемой по полярной диаграмме скоростью лодки и не знал, почему. Оценив данные, я все проверил и, наконец, обнаружил, что за один шверт зацепился белый пластиковый лист. Его было трудно разглядеть, но он оказался довольно большим. В итоге мне пришлось дать задний ход, чтобы сбросить его. Но после этого я пошел на 10 узлов быстрее, чем раньше». Так что вот с чем, судя по всему, связан странный зигзаг, который был виден на трекере сегодня утром (подробнее об этом – несколько ниже).
Франсуа Габар, который внимательно следит за своим протеже Томом Лапершем, считает, что его 42-дневный рекорд кругосветного плавания будет трудно побить: «Текущее погодное окно не подходит для попытки установить рекорд. Но теперь маршруты для Южной Атлантики выглядят не так уж и плохо, а переход к Индийскому океану может развиваться интересным образом. Всякое может случиться. Но мы не смотрим на секундомер, это абсолютно не наш приоритет. Мы участвуем в гонке, поэтому пытаемся найти правильную трассу, чтобы оставаться впереди других соперников».
Теперь речь идет о том, чтобы как можно быстрее достичь перехода к восточным пассатам. В ночь с субботы на воскресенье лидеры уже пересекут экватор.
Самое главное - то, что пока с гонки не поступало сообщений об авариях и неполадках. «Счастливое отсутствие новостей», как выразились организаторы Arkea Ultim Challenge.
P.S. Немного о вчерашнем маневре Армеля Ле Кле, когда он практически уперся в Мадейру и был вынужден сменить курс почти на 180 градусов. Судя по всему, это была стратегическая ошибка, за которую, вероятно, несет ответственность его команда маршрутизаторов на суше.
Вот как выглядела ситуация при приближении к Мадейре: Banque Populaire занял наветренную позицию по отношению к конкурентам и пошел таким образом, чтобы пройти мимо запретной зоны вокруг Мадейры. Но ситуация стала развиваться не так, как хотелось бы гонщику. Ветер повернул влево и стал слабее, так что гонщику пришлось привестись, и ему уже не удавалось миновать препятствие в виде запретной зоны вокруг Мадейры. Вкупе с новым поворотом ветра и последующим усилением ему пришлось сделать контргалс в сторону от Мадейры.
Досадная ситуация для спортсмена, возникшая просто на ровном месте: хуже, пожалуй, и быть не могло. Если бы он притормозил немного ранее, то смог бы избавить себя от лишнего контргалса. Неужели раутеры на суше не предупредили его об этом?
Такие ошибки в стратегии на самом деле редко встречаются в тех гонках, где яхтсменов практически круглосуточно консультируют метеорологи. Такой оплошности на самом деле просто не должно было быть. Но этот эпизод показывает, что даже сегодня не представляется возможным точно все рассчитать. Эти гигантские тримараны крайне чувствительно реагируют на малейшее изменение в ветровой системе изменением своей скорости и угла хода к истинному ветру.
По всей видимости, яхтсмен и команда его раутеров пропустили заход ветра, своевременно на него не отреагировав. Риск, связанный с желанием проскочить буквально по краю запретной зоны, оказался слишком велик.