В наши дни абсолютное большинство яхтсменов – универсалы. Хочешь не хочешь, а приходится порой быть плотником и маляром, стропальщиком и верхолазом, парусным матером и ремонтником электронной аппаратуры, да много кем. Что уж говорить о гонщиках Vendеe Globe, которым не только «не на кого опереться», так это еще и запрещено правилами. Вот и в нынешней гонке многим из них (вспомним хотя бы «Саби» Вереша) приходится проявлять свои умения справляться с самыми разными проблемами на борту.
На больших парусниках все иначе – и было, да и сейчас. Причем там разделение обязанностей рождало свою «элиту» и своих «чернорабочих». И этих «элит» было две. Первая – это марсовые. Вторая – старые матросы, которые уже не могли лазить по вантам, но умели хорошо вязать узлы, плести снасти, чинить такелаж. И те и другие были матросами 1-й статьи. В русском флоте XVIII века такой матрос получал 24 рубля в месяц, очень большие по тем временам деньги.
Еще о матросах «элиты», а также о том, почему во время маневров матросам надлежало соблюдать тишину, можно прочитать здесь https://www.yachtrussia.com/articles/2024/11/28/20241128-jdlljdl.html