Денежные паруса Extreme 40

Как работает одна из самых успешных регат мира

Лагуна Венеции стала прекрасной ареной для катамаранов На таких парусах бренды видны далеко и всемExtreme 40 во всей красеExtreme 40 во всей красеExtreme 40 во всей красеExtreme 40 во всей красеExtreme 40 во всей красеExtreme 40 во всей красеExtreme 40 во всей красеExtreme 40 во всей красеExtreme 40 во всей красеExtreme 40 во всей красеExtreme 40 во всей красеФиаско катамарана SAP под занавес гонок 2013 года"Баркли" на Пироговском водохранилище

Текст Сергея Федорова

В сегодняшнем мире парусный спорт (как, в общем-то, и почти любой другой большой спорт) имеет отнюдь не только спортивное значение. Крупные и зрелищные спортивные состязания давно превратились в мощные маркетинговые инструменты, позволяющие спонсорам и рекламодателям продвигать свои товары и бренды на новые рынки, устанавливать прямые контакты. И это неудивительно, ведь объем трансляций (да и вообще освещения в СМИ в целом)  отдельных – наиболее известных - спортивных состязаний сегодня превышает медийное покрытие практически любого другого мирового события (или как принято сейчас говорить, информационного повода).

Так, например, первую инаугурацию президента США Б. Обамы смотрели около 38 миллионов телезрителей, вторую – уже всего 20 миллионов, в то время как футбольные матчи с легкостью привлекают подобное число телезрителей – полуфиналы и финалы чемпионатов мира и Европы стабильно собирают у экранов ТВ более 35 миллионов человек. А зимнюю Олимпиаду в Канаде посмотрели 80% населения страны – ни один сериал, никакое другое событие никогда не вызывало столь единодушный отклик канадцев, в то время как общемировая аудитория этой Олимпиады превысила 150 миллионов человек.

Таким образом, становится понятно, что большой спорт сегодня – это просто «волшебный магнит», способный собрать и удерживать один или несколько вечеров у экранов громадное количество людей.

И не просто собрать, а довести до них нужную идею. Например, ту, что спорт – это хорошо. А рядом с ней (но в такой же красивой упаковке) – что некий бренд, являющийся генеральным спонсором, – это тоже хорошо и даже еще лучше. Ведь обычно реклама, транслирующаяся в паузах, на сознательном уровне, как ни крути, вызывает некоторое отторжение. Ибо она мешает смотреть матч или фильм.

Применительно к парусному спорту первыми это, пожалуй, поняли французы, организовавшие сразу несколько крупных трансокеанских и кругосветных регат, и привлекшие для участия в них крупные отечественные и международные компании. В дни их проведения и французское телевидение, и французские газеты (например, продававшаяся в свое время в СССР l'Humanité Dimanche) были заполнены парусными яхтами, борта и паруса которых были украшены логотипами известных брендов.

Эту тенденцию быстро подметили и другие. Так, известная компания Volvo Cars приобрела право на «переиздание» знаменитой кругосветной парусной гонки Whitbread Round the World Race уже под своей маркой – Volvo Ocean Race. (Надо сказать, у Volvo очень давний интерес к парусному спорту – еще около 40 лет назад компания приняла участие в подготовке и финансировании яхты Sverige – шведского претендента на завоевание Кубка «Америки».) При значительном сокращении общего числа яхт-участниц медийно-рекламный успех регаты превзошел все ожидания: она мгновенно стала ведущим (по числу телезрителей) событием мира, далеко опередив Олимпийские игры. Тщательно продуманный маркетинговый подход (исключение Австралии и Новой Зеландии как «малонаселенных территорий, неинтересных с рыночной точки зрения») и включение перспективных рынков быстро дали свои плоды. Суммарное количество телезрителей, посмотревших репортажи с первой регаты, превысило 200 миллионов человек, титульные спонсоры остались весьма довольны, возникла идея расширить маркетинговую программу за счет включения динамичных и зрелищных портовых гонок.

Сказано – сделано.

зучение ситуации показало, что идеальной лодкой для решения поставленной задачи может стать быстроходная яхта, целиком перевозимая в 40-футовом контейнере.

После внимательного изучения существующих типов яхт, принимающих участие в разнообразных гонках класса Гран-при, была найдена пустующая ниша, вполне адекватная поставленной задаче — ею оказались быстроходные катамараны, более крупные, чем лодки широко распространенных B- и C-классов, и более дешевые и транспортабельные, чем существующие 60-футовые многокорпусники. В конечном итоге выбор пал на лодки максимальной длиной 40 футов. Смысл подобного ограничения, помимо всего прочего, заключается в том, что катамаран такого размера без проблем поместится в стандартный 40-футовый же контейнер, а значит, перевозка яхт к местам проведения соревнований существенно упростится и удешевится.

Основная идея была следующей — создать простой по конструкции и управлению, легкий и скоростной парусный болид категории One design, способный развивать довольно высокие скорости даже при умеренном и слабом ветре.

В качестве конструкторов нового катамарана был выбран звездный дуэт — Ив Лодэй и Митч Блус, экс-чемпионы Олимпийских игр в классе катамаранов Tornado. Ну в самом деле, кому, как не им, поручить создание нового класса, изначально названного Volvo Extreme 40?

Для его постройки были выбраны самые совершенные конструкционные материалы: углеткань как основа корпусов, соты из номекса в качестве наполнителя. Мачта нового судна высотой 19 м — тоже углепластиковая, причем, что нечасто встречается, составная. Ее можно разнять на две части, чтобы поместить в тот же контейнер, что и корпус судна. Корпуса катамарана запекаются в матрицах под давлением в автоклаве при температуре около 120 °С, сами матрицы изготовлены на Heol Composites — одном из ведущих французских предприятий по производству высокотехнологичных изделий из композитных материалов. Болваны для матриц были вырезаны из специального пенопласта на известной фирме Matra, сделавшей себе имя на производстве гоночных автомобилей, а также боевых и космических ракет.

Именно этот класс и стал гвоздем береговой программы второй регаты Volvo Ocean Race, прошедшей в 2005/06 году. Портовые гонки на этих 40-футовых скоростных судах, названные Grand Prix Racing Series, привлекли большое внимание как зрителей, так и спонсоров. В самом деле, все сложилось в пользу этого формата: скорость, зрелищность, близость к берегу и зрителям, быстрота проведения самих гонок. Собственно, именно тогда, 13 лет назад, и появились первые идеи о замене однокорпусных яхт Кубка «Америки» на стремительные катамараны.

Первый же опыт «боевого применения» новых катамаранов оказался более чем удачным: еще бы, ведь лодка оказалась способной «задрать лапу» уже при ветре скоростью 4 м/с, а при сильном ветре разгонялась до 30 узлов и выше.

Но время шло, и со временем новый класс (как это нередко бывает) получил новую, совершенно самостоятельную жизнь, вовсе не связанную больше с компанией Volvo. С 2007 года на катамаранах Extreme 40 проводится собственная гоночная серия, именуемая сегодня Extreme Sailing Series. Первые три года она проходила только в Европе, потом стала потихоньку (отражая общие тенденции в парусном спорте) смещаться на восток – в сторону богатых азиатских стран. В 2011 году гонки пришли в США, а в нынешнем, 2013 году регата стала подлинно всемирной – она проводилась в восьми странах, расположенных на трех разных континентах. Об уровне, накале страстей и общественном интересе к регате свидетельствует такая статистика: в гонках на катамаранах Extreme 40 принимают участие 21 участник Олимпийских игр, 36 участников Кубка «Америки», 7 яхтсменов, прошедших хотя бы одну кругосветку, и 47 участников чемпионатов мира по парусному спорту в различных классах. Мало какая из гоночных серий сегодня способна собрать такой звездный состав. Какие имена: Лоик Пейрон, Ян Уильямс, Роман Хагара, Бернар Лабро – это лишь малая часть тех мировых знаменитостей, что участвуют в Extreme Sailing Series!

Формат регаты довольно прост: в один из дней проводится небольшая «офшорная» гонка, еще три дня посвящены коротким гонкам (так называемым Stadium Racing) на виду у многочисленных зрителей.

Дистанция состоит из нескольких отрезков длиной по 500 метров и устанавливается так, чтобы зрителям было удобно наблюдать весь процесс борьбы.

Суммарная длина ее выбирается такой, чтобы лидеры проходили ее не дольше чем за 10–12 минут, – это позволяет проводить до восьми гонок в день. Подобная краткость, не дающая права на ошибку, требует от гонщиков активной борьбы как на дистанции, так и перед стартом, приближая Extreme Sailing Series к матч-рейсам по тактике, эмоциям и агрессивности. Особым накалом отличаются последние гонки каждого из этапов – за них начисляется удвоенное количество очков, что дополнительно повышает уровень борьбы в последние дни. Всего в серии восемь этапов, так что ее суммарная длительность – 32 дня.

Разумеется, подобная серия гонок, с одной стороны, очень быстрых, с другой – относительно недорогих, не могла не вызвать интерес сразу, что называется, «с двух концов»: и со стороны потенциальных спонсоров, и со стороны масс-медиа. Понятный формат, малая зависимость от погодных условий (гонки проходят при силе ветра от 4 до 35 узлов), короткое время заездов – все это сильно упрощает телевизионщикам встраивание прямого репортажа в сетку вещания. Поэтому нет ничего удивительного в том, что участниками регаты, ее партнерами и титульными спонсорами отдельных этапов стали известные компании – например, такие, как SAP (крупнейший разработчик и поставщик ПО для большого бизнеса), Land Rover, Red Bull и другие. Сравнительно небольшой объем инвестиций в команду (годовой бюджет участия во всей серии оценивается примерно в 750 тысяч евро, стоимость аренды лодки составляет около 150 тысяч евро, покупка новой обойдется чуть дешевле 400 тысяч, подержанной – порядка 200 тысяч евро) является приемлемым даже для сравнительно небольших фирм – легкость транспортировки яхты и минимальная численность команды позволяют избежать лишних расходов.

Что же получают участники гонок на Extreme 40 за свои деньги? Первое – это, безусловно, очень хорошее телевизионное освещение. В уходящем году гонки серии (а это 18 часов только прямого эфира) транслировались сразу 54 ТВ-каналами на всех пяти континентах, объем трансляции вырос на 20% по сравнению с предыдущим годом. Всего регату посмотрели около 300 миллионов телезрителей – очень внушительная цифра. Неудивительно, что при таком размахе показа объемы привлекаемой гонками Extreme 40 рекламы постоянно растут: если в 2007 году вся серия собрала лишь три миллиона евро, то в 2011-м – уже 26 миллионов. Впечатляющий результат.

Вот как объясняет этот успех руководитель компании OCSports, проводящей серию, Марк Тёрнер: «Наша задача при проведении серии гонок Extreme 40 заключается в том, чтобы добиться максимальной отдачи от инвестиций для всех заинтересованных сторон. Мы стремимся сделать нашу регату самой конкурентоспособной в парусном спорте, но при этом не делаем вид, будто мы крупнейшее спортивное событие мира с точки зрения средств массовой информации. Нет, есть и другие состязания, со значительно большими ресурсами и бюджетами, но мы считаем, что наша регата предлагает лучшее соотношение цены и качества в парусном спорте вообще. Это подтверждает и тот факт, что города-претенденты на проведение гонок в 2014 году уже выстроились в очередь, обещается участие крупных и именитых брендов, а перечень имен гонщиков таков, что следующий год обещает быть одним из самых интересных и конкурентоспособных за всю нашу историю».

Вторым важным моментом регаты с точки зрения отдачи спонсорских вложений является ее нацеленность на отношения типа B2B – business-to-business. Для этого специально делается многое – заранее приглашаются VIP-гости, для которых специально организуются места и программа. Всего за год серию посещает до 500 гостей уровня VIP, для которых специально предусмотрены переговорные комнаты и прочие необходимые атрибуты деловой жизни. На каждом из этапов разворачивается до 30 различных точек, так или иначе завязанных на обслуживание высокопоставленных деловых персон. Зрелище зрелищем, а бизнес – бизнесом. Неудивительно, что многие эксперты отмечают, что по своей лояльности к бизнес-партнерам регата является одним из лучших спортивных мероприятий мира.

Ну и третьей составляющей делового успеха гонок на Extreme 40 являются, конечно же, те, для кого они и проводятся, то есть зрители. Близость берега и прокладка дистанции таким образом, чтобы она вся хорошо просматривалась с пляжа или набережной, делают свое дело – посмотреть на каждый этап приходят десятки тысяч человек. В 2012 году, например, не было ни одного этапа, который с берега бы посмотрело менее 40 тысяч зрителей. А посмотреть здесь есть на что, взять хотя бы опрокидывание катамарана команды SAP Extreme Sailing Team в финальный день соревнований 2013 года!

Опубликовано в Yacht Russia №59 (12 - 2013)

Справка
Extreme 40
Длина…..12,2м
Ширина…..7,05м
Высота мачты…..19м
Вес мачты…..100кг
Площадь парусности, м2:
     – грот…..75
     – стаксель…..25
     – геннакер…..78
Водоизмещение…..1250кг
Экипаж, чел…..4+1
Общий вес контейнера с катамараном составляет чуть меньше 2 т, что позволяет перевозить его на трейлере за тягачом. Вынутый из контейнера катамаран полностью собирается и вооружается тремя яхтсменами примерно за пять-шесть часов — для облегчения его сборки сделано многое. Например, каждая из поперечных балок крепится при помощи всего лишь восьми болтов, а мачта ставится на место без использования крана или какого-либо подъемного оборудования — для ее установки достаточно гика (в качестве стрелы) и шкотовых лебедок самого судна. Команда катамарана Extreme 40 состоит из пяти человек, причем лишь четверо из них собственно яхтсмены, а пятый может быть кем угодно: спонсором, владельцем, пресс-менеджером или высокопоставленным гостем.

Справка
Extreme 40 в России
Первый и пока единственный катамаран Extreme 40 появился в России в 2010 году. Идея приобрести и доставить в Россию экстремальный катамаран принадлежит члену Попечительского совета ВФПС – Леониду Казинцу, основателю компании «БАРКЛИ», который профессионально занимается парусным спортом.
Летом 2012 года компанией «Баркли» при участии ВФПС было принято решение по подготовке российской команды и участию в мировой серии Extreme Sailing Series.
Была сформирована основная команда в составе: Леонида Казинца, призера олимпийских игр в Атланте и чемпиона мира Георгия Шайдуко (ЗМС), призера чемпионата мира и крупнейших международных регат в классе Торнадо Сергея Джиенбаева (МСМК), члена сборной России по парусному спорту в классе 49er Павла Калинчева и двукратного призера чемпионата Европы, победителя этапов Кубка мира в классе Торнадо Валерия Ушкова (МСМК). Команда уже приступила к тренировкам на катамаране на акватории Клязьминского водохранилища.
В планах оргкомитета российского проекта по участию в мировой серии Extreme Sailing Series – предложить проведение российского этапа серии на акваториях Санкт-Петербурга, Сочи и Владивостока.

Популярное
Мотылек с острова Дьявола
Он был преступником. Арестантом. Заключенным. И бежал снова и снова. Его ловили, а он опять бежал. Потому что... Жить, жить, жить! Каждый раз, находясь на грани отчаяния, Анри Шарьер повторял: «Пока есть жизнь, есть надежда».
Очень опасный кораблик
Что такое физалия, и почему ее надо бояться
Снежные паруса. Секреты зимнего виндсерфинга

Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...

Борода - краса и гордость моряка

Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.

Мурены: потенциально опасны
Предрассудки, связанные с ложными представлениями о муренах, стали причиной повсеместного истребления их в Средиземноморье. Но так ли уж они опасны?
Навигация на пальцах
Звездные ночи в море не только невероятно красивы – яхтсмены могут (и должны) использовать ночное небо для навигации. Чтобы точно знать свое положение, порой можно обойтись без компаса или секстанта
Мотосейлер. Нестареющая концепция

Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?

Мыс Горн. 400 лет испытаний

«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк

Блуждающие огни

Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.

Питер Блейк. Легенда на все времена

Питер Блейк… Он вошел в историю не только как талантливый яхтсмен, но и как признанный лидер, ставший «лицом» целой страны Новой Зеландии, показавший, что значит истинная забота и настоящая ответственность: на самом пике спортивной он оставил гонки и поднял парус во имя защиты Мирового океана – того океана, который он так сильно любил