Блейзер для настоящего яхтсмена - поистине рабочая одежда. Каким он должен быть? И вообще, что можно и что нельзя носить в яхт-клубе и на яхте?
Текст Сергея Борисова
Аукцион завершился грандиозным успехом. О такой выручке устроители и не мечтали – вдвое больше, чем ожидалось. Свыше 1 миллиона долларов!
За некоторые лоты шла упорная борьба.
– Клубный яхтенный пиджак. 46 тысяч 500 долларов. Кто больше? 46 тысяч 500 долларов – раз. 46 тысяч 500 долларов – два. Мужчина в третьем ряду? Спасибо, сэр. 46 тысяч 875 долларов – раз. 46 тысяч 875 долларов – два. 46 тысяч 875 долларов – три. Продано!
Элегантнейший синий яхтенный блейзер обрел нового владельца. Возможно, его и примерят как-нибудь, теша тщеславие, но скорее уберут в застекленную витрину, дабы ни одна пылинка не потревожила линию плеч, и будут с гордостью показывать друзьям и знакомым, поясняя невеждам, что человека именно в этом пиджаке целовала сама Мерилин Монро!
Все так. Расположенный в Беверли-Хиллз (Калифорния) аукционный дом Julien's Auctions известен тем, что выставляет на торги вещи людей искусства – от ныне здравствующих, например, Леди Гага, до безвременно ушедших, того же Майкла Джексона. Именно этот аукционный дом предложил вниманию публики коллекцию произведений искусства, ювелирных изделий и личных вещей американского актера Тони Кертиса. (1925–2000), прославившегося блестящей работой в фильме «В джазе только девушки» с Джеком Леммоном и Мэрилин Монро, в эпопеях «Спартак» и «Викинги».
Безусловно, цена данного пиджака в первую очередь определялась его кинематографическим прошлым, однако это ни в коей мере не умаляет его «природных» достоинств. Ведь в этом блейзере, как в ограненном кристалле, отразилась целая история… и одежды, и парусного спорта.
Туда и окунемся – в минувшие века.
Стоило появиться первым яхт-клубам, как их члены тут же озаботились, как бы им выделиться на фоне тех, кто ничего не смыслит в парусах и яхтах. Проще всего это было сделать с помощью специальной одежды или хотя бы особых аксессуаров.
Фантазия первых клубных яхтсменов работала вовсю: с оглядкой на форму военных моряков в ход шли шнуры, эполеты, головные уборы различных фасонов – от треуголок до фуражек.
Подобная вольница продолжалась несколько десятилетий. Но и бесконечно долго она продолжаться не могла. Требовалось определить фасон, элементы одежды, которые, различаясь в деталях, свели бы всех яхтсменов в одну семью, в «братство людей, вольно дышащих морем», как любили писать в те годы английские газеты.
В «те» – это в начале XIX века. «Английские» – с этим тоже понятно: все новое, что происходило тогда в парусном спорте, имело английские корни. Что же касается «братства», то для высокородного англичанина тех лет это прежде всего его студенческое окружение. Кембридж, Оксфорд…
И вот кто-то из яхтсменов предложил взять на заметку форму членов гребного клуба Кембриджского университета. Это были пиджаки с металлическими пуговицами. Вот только цвет… Пиджаки были ярко-красными. Во время гонки, когда гребцы усердно работали веслами, некоторые особо поэтические натуры отмечали, что это похоже на пламя. Так одежда кембриджских студентов получила «имя собственное» – блейзеры (от blaze – пламя). Разумеется, красный цвет яхтсменам не подходит – им больше «к лицу» черный, зеленый и, конечно же, синий. Но почему не воспользоваться фасоном?
Такую версию появления блейзеров предлагают историки моды. Но она не единственная, есть и другая. И право же, истинному моряку, и тем более истинному яхтсмену именно она – ближе.
В 1837 году английская королева Виктория должна была посетить военный фрегат H. M. S. Blazer. Встретить королеву надлежало со всем возможным почтением. Поэтому капитан парусника распорядился сшить для команды новую форму, напоминающую одновременно морской бушлат и парадный военно-морской китель. Кто выступил модельером, достоверно неизвестно, но получилось, несмотря на сложность и даже противоречивость задания, хорошо и красиво. Ну, а что цвет формы был синим, то каким же еще должен быть блейзер моряка?
Вскоре блейзер стал излюбленной одеждой английских яхтсменов, а потом начал триумфальное шествие по всему миру. Но не сразу, далеко не сразу…
Вообще, не следует думать, что в других странах всегда слепо следовали английскому примеру. Своя клубная форма – при массе вариаций – была у американцев. Общим изяществом отличалась форма французских яхтсменов.
Собственные правила, касающиеся фасона, цвета, знаков отличия, разрабатывались и в России. Что характерно, правила эти, создававшиеся в каждом клубе, в итоге оказывались близки друг другу. И это понятно, ведь цель у них была одна – указать на принадлежность к некоему сообществу единомышленников, а также подчеркнуть субординацию, без которой не только на большом флоте, но и на флоте малом, яхтенном, никуда.
Так как костяк российских яхт-клубов обычно составляли офицеры военного флота, то форма яхтсменов очень напоминала военную. Вот, что гласил устав Черноморского яхт-клуба Одессы: форму клуба могут носить не все действительные члены клуба, но лишь члены-судовладельцы; также правом носить форму наделяются те члены, которые, не имея собственных судов, тем не менее являются командирами яхт во время плаваний; форма полагается и всем почетным членам клуба. И далее: цвет формы – темно-зеленый; покрой – гражданский; воротник – отложной с шитой золотом эмблемой клуба; пуговицы – золотые с матовой серединой и гербом клуба. К пиджаку полагался жилет с форменными же пуговицами. Брюки могли быть черными, зелеными, белыми. Фуражка - темно-зеленая, с двумя золотыми узкими галунами на околыше, с тремя белыми кантами и кокардой по образцу военной. Чтобы высота положения командора и вице-командора издалека видна была, им полагались наплечные золотые жгуты, треуголки и кортики. Отдельно оговаривалась форма для «вольных шкиперов»: двубортный зеленый сюртук с отложным воротником и золотыми пуговицами с якорями; на фуражке золотой галун с голубой шелковой полоской в середине и с накладным серебряным гербом вместо кокарды. Своя форма была и у «вольных штурманов»: короткий однобортный зеленый сюртук; чтобы штурмана не путать со шкипером, галун на его фуражке был значительно уже. Что касается суконных жилетов и брюк, то они у шкиперов и штурманов были одинаковыми – зелеными.
Теперь перенесемся с берегов Черного моря на волжские берега и посмотрим, что предписывал носить своим членам устав Саратовского яхт-клуба. Форменная одежда: «темно-зеленого цвета, гражданского покроя, с отложным воротником, на коем знак клуба, вышитый золотом; пуговицы золотые с матовою серединою, полированным бортом и знаком клуба». Жилеты – белые, брюки – темно-зеленые или белые. Пальто – по образцу флотских офицеров, но без золотых погон, с положенными по уставу клуба пуговицами.
Описанная автором «Руководства…» форма была ранее принята «к исполнению» Невским яхт-клубом, но важнее другое –именно она была одобрена Морским министерством для введения в яхт-клубах и парусных обществах российской империи.
И никаких треуголок, шнуров, кортиков… Время диктовало свою моду, где-то упрощая, исключая, а где-то добавляя новые элементы. И так происходило везде, не только в России. Скажем, те же блейзеры претерпели с годами решительные изменения – в них все меньше оставалось от бушлатов, а потом и от мундиров. Приблизительно в 20-е годы ХХ века в Соединенных Штатах появился пиджак, который уже очень и очень был похож на тот, что так привычен нашему глазу.
Одно оставалось неизменным – и это стало традицией: как бы он ни менялся, блейзер по-прежнему оставался «фирменным» клубным пиджаком яхтсменов. Будучи на редкость функциональным, он удачно занял нишу между официальным костюмом и спортивным пиджаком. Он уместно смотрелся как во время прогулки по набережной, так и на различных мероприятиях (разумеется, с неоговоренным дресс-кодом black и white tie). К тому же, блейзер счастливым образом устраивал людей с разными материальным достатком и разными вкусами, в иной, «неяхтенной» жизни предпочитающих иные стили и цвета.
А что же сейчас, в наши дни?
Клубный пиджак, он же блейзер с крупными металлическими пуговицами и эмблемой на кармане – визитная карточка любого уважающего себя яхт-клуба.
Да что там далеко ходить за примером. Отправимся в княжество Монако.
В уставе Yacht club de Monaco детально прописано, как надлежит выглядеть его членам. Зимой блейзеры – темно-синие, летом – белые. Но если кто-то полагает, что на этом дресс-код исчерпывается, тот глубочайшим образом заблуждается.
Итак, до 8 вечера: темно-синий пиджак с гербом клуба на нагрудном кармане; пуговицы – черные или темно-синие, предпочтительно с эмблемой клуба (золотые и серебряные пуговицы зарезервированы для офицеров клуба); цвет рубашки – небесно-голубой; галстук – цветов клуба и, разумеется, с гербом оного; и наконец, уголок носового платка на срезом нагрудного кармана – это неслыханно и немыслимо! Помимо этого, в уставе есть «календарные требования»: с 1 октября по 30 апреля брюки мужчин и юбки женщин должны быть серого цвета; с 1 мая по 30 сентября – белого. Отдельно отмечается, что женщина разрешается появляться в брюках соответствующего цвета, однако юбки все же предпочтительнее.
Но это до 8 вечера, а после? Извольте. Темно-синий пиджак – дву- или однобортный. Белая рубашка. Галстук с зажимом, зажим – в 10 см от узла; на зажиме – герб Yacht club de Monaco. Календарное распредление цветов – серый/белый – то же. Все.
Ах, да.
О материалах. Разумеется, они должны быть натуральными. Пиджаки – из тонкой шерсти. Белые брюки – из льна или хорошего хлопка. Выбирая себе блейзер, обязательно обратите на это внимание.
Что еще следует иметь в виду? Например, то, что блейзеры вообще-то бывают разные. Двубортные и однобортные, с прямоугольными или заостренными лацканами, с одной или двумя шлицами (разрез на нижней части спины пиджака), с карманами накладными или с клапанами, и застегиваться блейзер может на две, реже одну или три пуговицы. Что касается фасонов клубных пиджаков, то классический американский имеет естественный контур плеч с небольшими подплечниками, две пуговицы, одну шлицу и мешковатый крой. Английский стиль подразумевает более акцентированные плечи, зауженную талию и две шлицы. Итальянский стиль – естественная линия плеч и обтекающий фигуру силуэт. Короче, наведите справки в клубе, какой блейзер там в ходу, иначе вы рискуете оказать непонятыми, или того хуже – понятыми превратно. А о галстуке, эмблеме и пуговицах вам и так скажут, а то и выдадут. С пуговицами обычно так и происходит, поэтому сразу после покупки «родные» пуговицы отпарываются, а на их место устанавливаются (иначе и не скажешь) пуговицы – медные, золоченые, посеребренные, а иногда костяные, - с символикой клуба.
Напоследок несколько примерочных советов. Плечи клубного пиджака должны совпадать с вашими плечами. Рукав обязан быть на уровне запястья, из-под него должен быть виден край манжеты сорочки. При застегнутой пуговице блейзера вы должны иметь возможность просунуть кулак на уровне сердца. Верхняя пуговица (или средняя у трехпуговичного блейзера) должна застегиваться примерно на талии, это обеспечит гармоничный силуэт.
И советов «по эксплуатации» от журнала FURFUR:
1. У блейзера никогда не застегивается нижняя пуговица. Верхнюю пуговицу нужно расстегивать, когда садишься, и застегивать, когда встаешь.
2. Если на рукаве блейзера есть бирка, не забудьте ее отпороть, даже если на ней значится бренд самой лучшей «блейзерной» фирмы в мире.
3. Карманы блейзера не предназначены для засовывания в них рук и других объемных предметов.
4. Если пришить к синему пиджаку золотые пуговицы, вы получите синий пиджак с золотыми пуговицами, но не блейзер.
…И действительно – напоследок. Люди в блейзерах, мужчины и женщины, это красиво. Конечно, когда их не слишком много. Когда сборная США стройными рядами вышла на стадион во время открытия Олимпиады в Пекине, и все – в синих блейзерах, это было чересчур. Клубный пиджак – это знак принадлежности к тому самому «братству», о котором некогда писали британские газеты. Это – ключ к двери, за которой «дивный новый мир», как называл его английский… нет, не газетчик, писатель Олдос Хаксли. И это верный признак, что вы чтите традиции и добровольно и сознательно следуете правилам поведения истинного джентльмена. Вы – и ваши друзья по клубу.
Пусть меняется мир,
но кое-то в нем должно оставаться неизменным.
Опубликовано в Yacht Russia №60 (1/2 - 2014)
Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...
Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.
В гости к Табарли - один день из жизни Брижит Бардо и Алена Делона
Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?
«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк
Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.