Кажется, что мода капризна и мимолетна, что тенденции случайны, но на самом деле мода очень точно отражает стиль жизни, новации в технологиях, изменения общественного устройства. В полной мере это относится и к моде... парусной
Текст Наталии Поротиковой
Желание наряжаться сопровождало человека всегда, да и сейчас никуда не делось. Оно гораздо старше собственно моды, ведь мода в современном понимании – внесословном, медийном и коммерческом – существует не так давно, всего с середины XIX века, с Дома Чарльза Фредерика Ворта.
Наряжаться – значит, украшать себя. Естественно, черпая все самое лучше из того, что есть вокруг. И как же тут без интереса к морю? Вадь море это и есть подлинная красота, очарование, оно сама изысканность!
Популярное представление о моде XVIII века – напудренная дама в платье с огромной юбкой с фижмами, с высокой прической-кораблем. Хотя последнее не совсем верно в применении к целому веку: мода на прически-корабли, появившаяся во времена Марии-Антуанетты, просуществовала совсем недолго – мода на высокие прически длилась не более десяти лет, хотя след оставила на века.
Прическа королевы Франции «а-ля фрегат «Бель Пуль» была произведением, свидетельствующем о незаурядном мастерстве ее создателя.
Вернее, создателей, ибо над созданием этого шедевра трудилось несколько куаферов. Они неутомимо сновали по лестницам и колдовали над головой королевы в течение десяти часов. В результате пышно зачесанные волосы Марии-Антуанетты украсила 70-сантиметровая копия фрегата.
Кто-то скажет: излишество, и будет по-своему прав. Кто-то скажет: безумие, и тоже окажется недалек от истины. Недаром же корабль в прическе стал метафорой излишества, причудливости, никчемной фантазийности. Однако любое категорическое утверждение всегда хромает, поэтому с никчемностью надо поосторожнее… Ведь есть же пример из наших дней, с одной стороны, отсылающий нас на два с лишним столетия назад, а с другой, являющий образец удивительно правильной и даже примерной фантазийности. Украинская телеведущая Катя Осадчая в своей шляпке, украшенной яхтой с поднятыми парусами, пришлась ко двору на скачках в Аскоте. Они – и Катя, и ее головной убор – выглядели очень органично и уместно, что и было отмечено знающими толк в скачках, женщинах, шляпках и яхтах английскими светскими журналистами. Вообще, шляпы гостей на скачках – это отдельная интересная тема; фотоотчеты с таких мероприятий пестрят шляпами самых невероятных видов и форм. При строгом дресс-коде именно шляпа является рупором самовыражения, возможностью показать сразу и вкус, и чувство юмора, и свое понимание английской эксцентричности.
Кажется, что мода капризна и мимолетна, что тенденции случайны, но на самом деле мода очень точно отражает стиль жизни, новации в технологиях, изменения общественного устройства. Например, что заставило женщин отказаться от корсета и кринолина? Женщины стали работать, путешествовать и в том числе ходить под парусами – и в большинстве бытовых ситуаций эти предметы стали попросту невозможны. На смену устаревшему приходит то, чего ждут люди, и пусть они не всегда знают, что ждут именно этого, зато это всегда известно создателям моды.
О стиле жизни как основе стиля в одежде говорил Альбер Эльбаз на презентации круизной коллекции Lanvin 2014 года: дизайнер описал типичные ситуации, в которых может оказаться клиентка Дома, и объяснил, какой предмет из коллекции подойдет к этим обстоятельствам лучше всего.
– Вот, скажем, вы на яхте, с друзьями вашего мужа, и они говорят о деньгах…
В такой ситуации, по мнению дизайнера, лучший вариант – плиссированное миниплатье из серебристого ламе. И с этим даже не хочется спорить… Какова яхта, такова и дама, таково и платье на ней, все великолепно!
Правда… На яхтах мы чаще встречаем людей, одетых несколько иначе. Уж во всяком случае не в серебристом ламе. И тут все понятно: такова специфика парусного спорта – во-первых, и такова сила традиции (например, правила приличия в одежде, узаконенные яхт-клубами) – во-вторых. Но и тут нет ничего застывшего, поскольку...
Дизайнеров моды все чаще вдохновляют на свершения традиционные предметы гардероба яхтсмена.
В 2013 году Louis Vuitton Cup, победитель которого получает право соревноваться с обладателем America's Cup, праздновал 30-летний юбилей. Это серьезная дата. И что же мы видим в летней коллекции Louis Vuitton 2013 года? Правильно, в ней отражена тема парусного спорта. Дизайнер мужской линии Ким Джонс использовал основные предметы одежды яхтсмена с оглядкой как на классику, так и на современность. В итоге даже блейзеры при всей строгости их линий производят свежее и современное впечатление. И обратите внимание на обувь!
Вообще связь моды и парусного спорта очень разнообразна.
Так, существует спортивная одежда и обувь, которую на самом деле носят яхтсмены: брюки, поло, топсайдеры, мокасины. Здесь на первом месте – функциональность, ей подчинено все, детали тут отшлифованы десятилетиями, случайных и лишних среди них нет. Те же белые подошвы: это чтобы палубу не «чиркать», а уж во вторую очередь – потому что хорошо смотрятся.
Вообще, складывается впечатление, что для того, кто в море, красота давно не в одежде, а вокруг.
И тем не менее, нельзя сказать, что цвет, фасон остаются совсем уж не у дел, поскольку в этой области некоторые фирмы проявляют немалую фантазию, резонно полагая, что не каждый яхтсмен согласится носить функциональное, удобное, но все же рубище. Хотя справедливости ради надо отметить, что многие «чисто яхтенные» бренды моду просто игнорируют.
Наряду со спортивной одеждой и обувью, есть классическая клубная форма для различных мероприятий – приемы, парти, на берегу, на борту. Порой, что носить, когда и даже в компании с кем, расписано до мельчайших деталей, как, например, в яхт-клубах «королевских кровей». Заметим к месту, что вся эта одежда, те же блейзеры с золотыми пуговицами, широко представленные на рынке и в моде бренды делают редко: ведь эта одежда она про «быть», а не про «казаться», тут нет необходимости что-то кому-то доказывать, тут лишь свидетельство принадлежности к определенному кругу людей.
Также выпускается большое количество обычной, не спортивной одежды, так или иначе напоминающей о парусном спорте. И здесь уже все не так просто, потому что место собственно функции занимает ее обозначение, декор. А значит, тут место и цитатам, аллюзиям, реминисценциям и прочему постмодернизму.
Мотивы парусного спорта вошли в словарь повседневной моды. Поло, блейзеры, белые и синие брюки, мокасины – все это по отдельности и вместе воспринимается как аккуратный и элегантный кэжуал. Это Tommy Hilfiger, Gant, Ralph Lauren, Michael Kors, Hugo Boss.
У всех этих брендов есть общие черты.
Они в среднем и чуть-выше-среднего ценовом сегменте.
Они чаще всего американские – по происхождению и по духу, прежде всего по отношению к практичности одежды.
Они производят впечатление добротной, основательной классики.
У всех этих брендов – Hilfiger, Gant, Ralph Lauren – есть еще одна общая черта: они используют отсылки не только к парусу, но вообще к престижным видам спорта, таким как верховая езда и гольф. И пусть потребитель не миллионер, зато у него одежда – как у миллионера, такая же подчеркнуто сильная, неброско скромная и добротно сделанная. В этом и есть «качественность» потребления: не просто элегантный пиджак престижного бренда, а такой, который носят владельцы яхт.
Огромное количество обычной одежды массовых марок, без всяких претензий на элитарность и качество потребления, тоже несет в себе знакомые черты: то загадочный герб неизвестного яхт-клуба на карман прилепят, то пришьют на синий пиджак золотые пуговицы. Чаще всего эти цитаты соседствуют с игривыми деталями (в женской моде, конечно) вроде узора из волн, блузок-тельняшек, брелоков в виде спасательного круга, и все это нередко смешивается с пляжной темой. Часто здесь давно забыт-позаброшен смысл заимствования, в масс-маркете мотивы парусного спорта – это просто декор, но в то же время все логично: парусный спорт – это красиво!
Так, в актуальной коллекция Michael Kors мы видим бережное отношение к традиции при современном прочтении в сторону упрощения и минимализма.
В коллекции Gucci весны 2013 года мотивы парусного спорта соседствовали c цветочными принтами, а пиджаки были выполнены из тканей пастельных оттенков – нетривиальный ход для мужской моды.
В женских коллекциях тема парусного спорта раскрывается дизайнерами еще более свободно. Конечно, есть заимствования и копии, то есть блейзер или брюки берутся почти как есть, иногда в немного упрощенном виде, как в зимних коллекциях 2014/15 года Emporio Armani и Costume National.
В курортной коллекции Chloe 2014 года довольно свободное обращение с формами и пропорциями, с деталями и их расположением создает впечатление свежести и расслабленности.
В курортной коллекции Phillip Lim этого года морская и парусная тема по-настоящему переосмыслены: изменены пропорции, цвета, характер вещей. Это по-настоящему интересно, хотя признать в данном предмете одежды блейзер становится затруднительным.
Российские дизайнеры тоже с удовольствием используют морскую тему в своих коллекциях. Но наши девушки очень хотят быть принцессами в длинных платьях, поэтому парусный спорт отсюда уже оказывается довольно далеко, и ассоциации возникают в романтическом и даже сказочном направлении морской темы. Например, летняя коллекция La Room вдохновлена образом Ассоль. Александр Терехов в своей коллекции создал образ гораздо более прагматичный, и в деталях гораздо более близкий форме яхтсмена (не считая, конечно, роскошных галунов во все платье).
Американский дизайнер Дженни Кейн создает коллекции лаконичной и элегантной одежды, вдохновляясь темой спорта и милитари. Я вспомнила о ней не только из-за красивого и элегантного отражения идеи блейзера в ее моделях. Мне показалась интересным, как написал о Кейн известный «модный» портал: «Презентация коллекции Дженни Кейн проходила на принадлежащей ее семье 164-футовой супер-яхте, пришвартованной у Chelsea Piers, но вы легко сможете себе представить, как эти платья сходят с палубы на городские улицы».
Конечно! Легко!
Опубликовано в Yacht Russia №62 (4 - 2014)
Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...
Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.
В гости к Табарли - один день из жизни Брижит Бардо и Алена Делона
Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?
«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк
Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.