Сломанные крылья паралимпийцев

В конце января нынешнего 21015 года многие яхтсмены и их тренеры были буквально ошарашены решением Международного Паралимпийского комитета (МПК) исключить начиная с Игр 2020 года парусный спорт из олимпийской программы. Решение это вызвало многочисленные отклики, и не всегда форма этих откликов была приемлемой для страниц печатной прессы. Давайте разберемся, что же именно (и как именно) произошло, но сначала немного об истории вопроса.

На дистанции Елена Белодедова Паралимпийская сборная команда России 2014г.Паралимпийская сборная команда России 2014г.

Текст Артура Гроховского

Парусный спорт был впервые представлен на Паралимпийских играх в показательных соревнованиях в 1996 году, и только в одном классе. Полноценное участие яхтсменов-паралимпийцев в Играх началось в 2000 году уже в двух классах, а начиная с олимпийских состязаний 2008 года классов стало три: килевая яхта-одиночка 2.4 mR, килевая яхта-двойка SKUD 18, килевая яхта-тройка Sonar.

В 2012 году в Лондоне в ходе Паралимпийских игр участвовало больше спортсменов-парусников, чем когда-либо прежде, при этом, однако, число стран, чьи спортсмены-паралимпийцы принимают участие в парусных гонках, не возросло: в 2000 году на Олимпиаде были представлены 22 страны, в 2012 году – 23.

Все это время яхтсмены-паралимпийцы находились под попечительством IFDS–Международной парусной федерации яхтсменов-инвалидов. Лишь осенью 2014 года IFDS объединилась с ISAF, став, по сути, одним из комитетов ISAF, отвечающим за развитие парусного спорта среди людей с ограниченными возможностями.

Между тем в июле 2014 года начала развиваться малосимпатичная история, связанная с так называемым «опросником МПК», который требовал от IFDS дать детальную информацию обо всех яхтсменах-инвалидах, регулярно участвующих в международных регатах или национальных первенствах в паралимпийских классах яхт.

Опираясь на ответы IFDS, МПК и принял решение исключить после Игр 2016 года парусный спорт из программы Паралимпиады.

Официально озвученные были следующие доводы:

МПК считает, что для включения той или иной дисциплины в программу Паралимпийских игр необходимо, чтобы она практиковалась минимум в 32 странах мира. Этому условию паралимпийский парус не удовлетворяет.

МПК не считает классы SKUD 18 и Sonar командными (в случае признания вида спорта командным требуемая планка международного охвата опускается с 32 стран до 14).

При этом как МПК, так и IFDS не желают брать на себя ответственность за такое решение, сваливая вину друг на друга. МПК утверждает, что его вывод базируется на ответах, полученных от IFDS, последняя же заявляет, что «ее ответы были неправильно интерпретированы».Разобраться же, кто именно виноватв некорректном рассмотрении «опросника МПК», возможным не представляется, так как слияние ISAF и IFDS проходило с такими организационными пертурбациями, что исключает проведение объективного расследования.

Впрочем, столь ли важно, кто именно не так написал ответ и кто именно не так его понял?

Бюрократия существовала и будет существовать всегда,
а вокруг таких денежных мероприятий,
как Олимпийские игры, – тем более.

Своим бездушным отношением (даже если исключить малейшее подозрение в корысти) бюрократия ломала и будет ломать судьбы людей. В любых странах и под любыми звездами, здесь тоже нет ничего нового. Но что же делать?

YR обратился к Бернару Деструбе, одному из представителей IFDS, c просьбой разъяснить, чего можно ожидать от IFDS и ISAF в плане развития парусного спорта среди людей с ограниченными возможностями. Увы, его прогноз неутешителен: «Мы не увидим яхтсменов-паралимпийцев на Играх 2020 года». Но… «Мы работаем с очень влиятельными людьми, которые пытаются заставить МПК пересмотреть свое решение. Со своей стороны, ISAF пытается обязать национальные парусные федерации оценить возможности участия паралимпийцев своих стран с тем, чтобы продемонстрировать МПК необходимость сохранения нашей дисциплины в программе Игр».

При этом совет директоров МПК заявляет, что Комитет готов «вознаградить те виды спорта, где наблюдаются широкое участие спортсменов и хорошее управление: именно в этих двух факторах залог возможного возвращения парусного спорта – обновленного, реформированного, омоложенного и интересного – в паралимпийскую программу, когда мы в 2018 году приступим к обсуждению программы на 2024 год и далее».

Да, есть некоторая смутная надежда, что за это время паралимпийский парус получит определенную поддержку. Однако куда более вероятно другое: уже существующие команды и их тренеры лишатся финансирования,особенно если речь идет о командах относительно небогатых стран, после чего паралимпийский парус канет в небытие. Тем более что пока ситуация выглядит так: IFDSопустил руки (последнее официальное заявление комитета датировано 10 февраля) и не видит никакой возможности реально переломить ситуацию, лишь призывая яхтсменов мира «сплотиться и не допустить».

Каковы будут последствия такого решения МПК для тех, кто был вовлечен в паралимпийскую программу подготовки яхтсменов, понятно. Людям, для кого олимпийский (хорошо, паралимпийский) парус был не просто хобби или даже профессией, для кого он стал смыслом жизни, тем людям, которые только-только вновь обрели крылья и попытались взлететь, их ломают еще раз. Только на этот раз – уже навсегда. И упрекать в этом полуанонимных чинуш из МПК даже как-то нелепо, все равно что читать мораль рецидивисту.

Главный тренер Паралимпийской сборной команды России по парусному спорту, президент Ассоциации содействия инвалидам парусного спорта Сергей Московцев:
- Новость о выводе паралимпийского спорта как дисциплины из Паралимпийских игр повергла нас в недоумение. Тем более тяжкое, что у России появился реальный шанс войти в Паралимпийское мировое сообщество и завоевать лицензию на Игры 2016 года в Бразилии. Николай Уляшев из Воронежа готов побороться за нее в классе 2,4mR. Мы купили ему две яхты, пять комплектов рангоута и девять комплектов парусов, то есть с материальной стороны он обеспечен. Надеемся, что лицензию получим и уже в России разыграем путевку Паралимпиаду среди всех наших спортсменов. Думаю, с Николаем поспорят Дмитрий Хонич из Владивостока и Елена Белодедова, выступающая за Москву, они же примут участие в чемпионате мира, который пройдет в Австралии. Что же касается решения Международного Паралимпийского комитета, то мы оптимисты и надеемся на лучшее, активно выступая за возвращение в Паралимпиаду 2020 года парусного спорта, тем более что Япония как страна проведения Игр заявила, чтобудет готова принять паралимпийский парус если решение будет пересмотрено.
Ну а если решение останется неизменным, то мы как работали, так и будем работать. Конечно, будет тяжелее в финансовом плане, но у нас есть яхты, есть свой яхт-клуб, есть желание трудиться и команда для нас стала семьей, так что расставаться мы не собираемся. И мировые чемпионаты как проводились, так и будут проводиться. А в России я постараюсь сохранить все регаты. Так что этот период, надеюсь, пройдет для нас быстро и незаметно и уже в 2022 году мы поедем за лицензиями на Паралимпийские игры 2024 года, причем в обновленном составе, потому что обязательно првлечем молождежь, которая должна составить конкуренцию ветеранам.
Паралимпийский парусный спорт в России есть и будет, потому что для паралимпийцев России парусный спорт стал образом жизни. А жизнь не кончается.

ПАРАЛИМПИЙСКИЕ ЯХТЫ

Класс 2.4 Metre (2.4 mR) был создан шведским конструктором Питером Норлином в 1980 году и изначально назывался mini-12s, указывая на то, что новая лодка создана по образу и подобию 12-метровиков Кубка «Америки», только имеет много меньшие размеры. Хотя это открытый «формульный» класс, 90% всех яхт строятся по оригинальным чертежам Норлина, в силу чего многие считают эти лодки монотипами, что на деле не так. Размещение всех ходовых концов и органов управления на яхте таково, что управлять ею может даже спортсмен с высоким уровнем инвалидности. Однако на этой яхте могут гоняться (и успешно гоняются) здоровые спортсмены. К примеру, на всемирно известной Кильской Регате в классе 2.4mR соревнуются одновременно и здоровые спортсмены, и инвалиды.

Класс SKUD 18 был разработан перед пекинской Олимпиадой. В создании лодки приняли участие именитые конструкторы: австралийцы Крис Митчелл и Джулиан Бетуайт (создатель класса 49er), а также Мартин Биллох. Концепция яхты заключается в следующем: с одной стороны, это небольшая легко разбираемая яхта, пригодная для перевозки в контейнере и требующая минимального обслуживания, очень простая в использовании. С другой стороны, это хорошо управляемая яхта, способная развивать довольно высокие скорости, пригодная и для людей с ограниченными возможностями, и для здоровых яхтсменов. При этом на лодках паралимпийцев, могут устанавливаться те или иные сервоприводы, облегчающие управление. Это единственная спинакерная лодка в паралимпийской программе.

Класс Sonar был разработан в 1979 году Брюсом Кирби – создателем знаменитого Laser. Изначально причина ее появления выглядела так: нужно было создать яхту для членов родного клуба Брюса, которая «вернула бы их на воду» – была бы недорогой, пригодной для всех возрастов и уровней подготовки, удобной, безопасной и несложной.В итоге и появился Sonar, который быстро стал популярен во всем мире – число выпущенных корпусов приближается к тысяче, а в 2004 году яхточка была включена в Зал славы американских парусных судов.Яхта обладает очень высокой остойчивостью, а также просторным кокпитом, что особенно удобно для яхтсменов-паралимпийцев. Во время соревнований инвалидов спинакер использовать запрещено.

ОпУбликовано в Yacht Russia №5 (74), 2015 г.

Популярное
Мотылек с острова Дьявола
Он был преступником. Арестантом. Заключенным. И бежал снова и снова. Его ловили, а он опять бежал. Потому что... Жить, жить, жить! Каждый раз, находясь на грани отчаяния, Анри Шарьер повторял: «Пока есть жизнь, есть надежда».
Очень опасный кораблик
Что такое физалия, и почему ее надо бояться
Снежные паруса. Секреты зимнего виндсерфинга

Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...

Борода - краса и гордость моряка

Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.

Мурены: потенциально опасны
Предрассудки, связанные с ложными представлениями о муренах, стали причиной повсеместного истребления их в Средиземноморье. Но так ли уж они опасны?
Навигация на пальцах
Звездные ночи в море не только невероятно красивы – яхтсмены могут (и должны) использовать ночное небо для навигации. Чтобы точно знать свое положение, порой можно обойтись без компаса или секстанта
Мотосейлер. Нестареющая концепция

Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?

Мыс Горн. 400 лет испытаний

«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк

Блуждающие огни

Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.

Питер Блейк. Легенда на все времена

Питер Блейк… Он вошел в историю не только как талантливый яхтсмен, но и как признанный лидер, ставший «лицом» целой страны Новой Зеландии, показавший, что значит истинная забота и настоящая ответственность: на самом пике спортивной он оставил гонки и поднял парус во имя защиты Мирового океана – того океана, который он так сильно любил