Volvo Ocean Race: шестой этап - китайский реванш

На фоне экстремального этапа от Новой Зеландии до Бразилии с огибанием мыса Горн шестой этап на первый взгляд казался несложным и даже скучноватым. Подъем «вверх по шарику», пересечение экватора и финиш в Бостоне вроде бы не являются чем-то экстраординарным. Но гладко было на бумаге…

Для команды Dongfeng все трудности были «по зубам» Битва с неисправным опреснителемРемонт своими руками

Текст Артура Гроховского

Первая неделя гонки выдалась маловетренной. В этих условиях одинаковые по ТТХ яхты долго шли вровень, ведя вялую тактическую борьбу и оставаясь практически все время в поле зрения друг друга. Бесконечно это продолжаться не могло, и «девичья» команда SCA решительно легла на контргалс. Буквально через несколько минут ее примеру последовала Dongfeng, а вслед за этим «направо», в сторону ортодромии, повернули остальные лодки регаты. Статус-кво было восстановлено. И все же сенсация состоялась: на какое-то время SCA удалось возглавить гоночный флот.

Отметим важный момент – на старт женский экипаж вышел частично «разоруженным». Порванный на предыдущем отрезке гонки (YR № 74) в ходе незапланированного поворота через фордевинд носовой парус, маркируемый FR0, жюри не разрешило заменить: правила нынешней гонки ограничивают не только число парусов на борту (восемь), но и общее их количество, которое может быть использовано в ходе регаты (не более 12). А порванный парус так и не удалось восстановить… Девушки лишились одного из своих «моторов» (это как в «Формуле-1», где ограничено количество двигателей, которые можно использовать за один сезон), и его отсутствие оказалось фатальным – без FR0 Team SCA шла медленнее, чем когда-либо ранее, потому и отставание на финише было самым большим. Однако в начале этапа погодные условия (шла жесткая лавировка вдоль ГК) не требовали постановки FR0, и это позволило Team SCA показать себя во всей красе. Только продолжалось это недолго…

Между тем на третий день после старта с серьезной технической проблемой столкнулась Dongfeng: отказал опреснитель. Проблема была столь остра, что экипаж всерьез рассматривал возможность «пит-стопа» – захода в порт для срочного ремонта. Правилами это разрешается, вот только яхта дополнительно наказывается за это 12-часовым штрафом. Такое решение практически исключало для китайской команды возможность победы на этапе, а значит, с учетом схода с предыдущего этапа из-за поломки мачты лишало и шансов на победу во всей гонке. Поэтому экипаж Dongfeng, в буквальном смысле сжав зубы, стала работать на ручном опреснителе. Слово «работать» здесь употреблено не случайно: чтобы опреснить литр воды, надо непрерывно качать ручной насос 10 минут, в сутки же на команду из восьми человек нужно минимум 16 литров… Почти три часа изнурительно отупляющего труда – это не могло не сказаться на физических кондициях «китайцев», что, понятно, повышению шансов на победу никак не способствовало. Оставалось одно – пытаться отремонтировать опреснитель.

Таким образом исход гонки для Dongfeng решали не события на палубе, а работа под ней. Несколько часов «технический гений» Кевин Эскоффье по прозвищу «Мистер Fix-It» лихорадочно искал способ вернуть в строй проклятое устройство. Он резал, зачищал, примеривал и клеил… А потом еще надо было ждать целых 20 часов, пока схватится клей, чтобы убедиться, что утечка устранена. Почти сутки команда находилась в невероятном напряжении: «Возьмет - не возьмет?», но руки опытного гонщика-одиночки росли из правильного места, «клей взял»! И тут же разыгралась новая гоночная драма, но уже на палубе.

Порой кажется, что сценарий гонки для китайцев пишет талантливый сценарист, правда, слегка страдающий дурным вкусом. Итак, в тот момент, когда опреснитель наконец-то заработал, с наветра яхты появилось большое грозовое облако. И… и ничего не произошло. По крайней мере для Dongfeng. Шедшая рядом Abu Dhabi поймала шквал и ушла в отрыв, разогнавшись до 21 узла, в то время как китайско-французской команде, несмотря на все усилия, так и не удалось выжать из больше 15. В итоге всего за один час Mapfre и Abu Dhabi оторвались от Dongfeng более чем на шесть миль. Впрочем, в финале это им не помогло, но об этом чуть позднее.

…Как уже было сказано, на старте этапа милые дамы из SCA заставили обозревателей прикусить языки. В тактических схватках на предельно острых курсах женская команда была не только агрессивна, но и безукоризненна как в принимаемых решениях, так и в качестве их исполнения. Но потом пришел «черный женский день». Он выпал на 26 апреля. Что именно произошло, непонятно и до сих пор, хотя, возможно, дело в пределе усталости. Как бы то ни было, в совершенно спокойных условиях (ветер девять узлов, галфвинд) Team SCA начинает отставать, всего за сутки отпустив от себя шедших рядом Mapfre и Brunel на целых 15 миль.

«Мы снова наблюдаем, как соперники уходят вперед, – передала в тот день с борта SCA Коринна Халлорану. – Боже, мы опять вернулись в прошлое!»

«Мы не в состоянии понять, почему мы идем так медленно, – вторила подруге Каролин Брауэр. – Мы стараемся проверить все – снасти, паруса... Мы опустили вниз камеру, чтобы убедиться в отсутствии посторонних предметов на киле и руле, и один раз даже дали задний ход. Но все оказалось бесполезно».

Следующий день не принес улучшения. На борту началась паника: «Мы боремся весь день, чтобы настроить лодку должным образом. Триммеры пытаются найти недостающие пол-узла и не могут добиться этого!»

А потом яхта и вовсе потеряла не только скорость, но и ветер… Попытка была логичной:Team SCA слегка привелась, чтобы быть на ветре у соперников. Вот только проходить экватор было лучше придерживаясь западной стороны, и стратегически решение оказалось неудачным, не дав возможности дамам наверстать упущенное.

Примерно в это же время резко в отрыв пошла Dongfeng, что заставило уже ее конкурентов задуматься, что у них не так. «Мы не знаем, как и что на борту Dongfeng  делают для того, чтобы включать дополнительную скорость. Возможно, это новая мачта и новый грот?» – прозвучал вопрос с борта Team Brunel.

Эти два эпизода еще раз продемонстрировали, насколько сложной является гонка на монотипах и насколько заметной может быть разница в скорости одинаковых яхт. При определенных условиях – особенно на острых курсах – есть, как оказалось, масса секретов в настройках, которые команды тщательно скрывают друг от друга.

Напомним читателям, что яхты нового класса VO 65 имеют одно важное отличие от прежних «вольвовских» яхт VO 70. Помимо снижения энерговооруженности и восстанавливающего момента новых лодок (ради повышения их надежности и живучести) в их конструкцию введен новый элемент: ось вращения отклоняемого киля теперь находится под углом у основной линии судна, поэтому при отклонении плавник киля получает заметный положительный угол атаки. В сильный ветер это позволяет плавнику работать в качестве подводного крыла, приподнимающего корпус из воды. Зато в слабый ветер такое увеличение угла атаки означает прирост гидродинамического сопротивления. Появление такого «хитрого» плавника стало своего рода «фактором Х», ранее командам не известного, и внесло немало сложностей в процесс настройки яхт. По мнению ведущего конструктора проекта VO 65 Патрика Шонесси (YR № 73), именно недочетами настройки объясняются многие проблемы гонщиков, связанные с управлением новыми судами.

Завершающая часть этапа превратилась в мачт-рейс между двумя Abu Dhabi и Dongfeng. В очередной раз стало ясно, что эта пара на фоне остальной шестерки играет «в другой лиге». Эта иерархия стала особенно заметна именно после шестого этапа, на финише которого разыгралась впечатляющая дуэль. Второго мая (яхты тогда находились примерно на широте Ямайки) Dongfeng смогла занять лидирующую позицию, лишь перед самым финишем позволив Abu Dhabi на пару часов вырваться вперед, красно-белая Dongfeng. А потом она снова «включила скорость». Отрыв Dongfeng на финише от Abu Dhabi после 5177 миль и 17 дней, проведенных в море, составил всего 3 минуты 25 секунд. Для сравнения – пришедшая третьей Team Brunel отстала на 55 минут.

«Это был сложный поединок, потому что Abu Dhabi была очень хороша. Да, часто у нас было преимущество в скорости, но при этом мы не всегда принимали правильные тактические решения», – так прокомментировал итоги этапа капитан Dongfeng.

«В районе Блок-Айленд мы вышли вперед на три или четыре корпуса, но это все, что мы смогли сделать, – сказал Ян Уокер, капитан AbuDhabi. – Dongfeng, без сомнения, заслужила эту победу».

Вместе с тем интрига гонки сохраняется: до финиша еще три этапа, разрыв между Abu Dhabi и Dongfeng сократился до шести очков. Удастся ли Dongfeng выиграть гонку? В любом случае кроме нее на эту честь уже никто всерьез не претендует, если, конечно, не рассматривать вариант пропуска Abu Dhabi минимум двух этапов.

Опубликовано в Yacht Russia № 6 (75), 2015 г.

Популярное
Мотылек с острова Дьявола
Он был преступником. Арестантом. Заключенным. И бежал снова и снова. Его ловили, а он опять бежал. Потому что... Жить, жить, жить! Каждый раз, находясь на грани отчаяния, Анри Шарьер повторял: «Пока есть жизнь, есть надежда».
Очень опасный кораблик
Что такое физалия, и почему ее надо бояться
Снежные паруса. Секреты зимнего виндсерфинга

Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...

Борода - краса и гордость моряка

Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.

Мурены: потенциально опасны
Предрассудки, связанные с ложными представлениями о муренах, стали причиной повсеместного истребления их в Средиземноморье. Но так ли уж они опасны?
Навигация на пальцах
Звездные ночи в море не только невероятно красивы – яхтсмены могут (и должны) использовать ночное небо для навигации. Чтобы точно знать свое положение, порой можно обойтись без компаса или секстанта
Мотосейлер. Нестареющая концепция

Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?

Мыс Горн. 400 лет испытаний

«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк

Блуждающие огни

Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.

Питер Блейк. Легенда на все времена

Питер Блейк… Он вошел в историю не только как талантливый яхтсмен, но и как признанный лидер, ставший «лицом» целой страны Новой Зеландии, показавший, что значит истинная забота и настоящая ответственность: на самом пике спортивной он оставил гонки и поднял парус во имя защиты Мирового океана – того океана, который он так сильно любил