Tom Cat. Сделано в Пено
Верфь «12 футов» - это в Пено, что в Тверской области, сначала удивила динги, красотой и формами способной польстить самым взыскательным гурманам от паруса, а потом предложила вниманию уважаемой парусной публики кэтботы. Лодки, как и динги, с многолетней славной с историей.С виду они чудо как хороши, но мы проверили их и на воде...
Tom Cat Tom Cat. ДеталиTom Cat. ДеталиTom Cat. ДеталиTom Cat. ДеталиTom Cat. ДеталиTom Cat. Лодка по индзаказуTom Cat. Все по чертежамTom Cat. ДеталиTom Cat. На водеTom Cat. На водеTom Cat. На водеTom Cat. На водеTom Cat. На водеTom Cat. На водеTom Cat. На водеTom Cat. На водеTom Cat. На водеTom Cat. На водеTom Cat. На водеTom Cat. На водеTom Cat. На водеTom Cat. Грузимся...

Текст Сергей Борисова и Антона Шибаева

Выбор сделан

С приоритетами верфь «12 футов» определилась раз и навсегда. И выбор был не случаен. Все семь раз взвесили, отмерили и лишь потом отрезали. Исходной точкой была цель – предложить покупателям парусные лодки, доступные для не самых состоятельных людей, которых в стране абсолютное большинство.

Отсюда вывод: лодки должны быть небольшими, длиной до 4 метров, что позволяет обходиться без регистрации и наличия в кармане «яхтенных прав». Скромные размерения в свою очередь обеспечат простоту транспортировки – на обычном прицепе, а скромный вес –простоту сброса на воду: по крайней мере, кран не потребуется, даже слип не нужен, достаточно пологого берега. Наконец, лодки должны быть щадящими в управлении, а еще красивыми – той классической красотой, которую способны оценить и дети с их интуитивным чувством прекрасного, и люди в возрасте, адреналину предпочитающие удовольствие от спокойного плавания по рекам, озерам, водохранилищам.

Разложив все по полочкам, Юрий Сероугольников, руководитель верфи, понял, что выбор на самом деле совсем не велик. Так в «линейке» верфи появились динги и кэтботы, те и другие длиной 12 футов с несколькими дюймами, что, собственно, и дало название самой верфи. Она находится в Тверской области, недалеко от столицы Озерного края – Осташкова, в райцентре Пено на берегу одноименного озера.

Как задумано…

Динги верфи «12 футов» мы подвергли испытаниям год назад (YR № 101/2017). На этот раз нам предстояло «обкатать» кэтбот, а если точнее – Tom Cat, так его поименовал автор-родитель, канадский дизайнер Уильям Гарднер (проект опубликован в книге The making of Tom Cat, вышедшей в 2004 г.).

Последние числа сентября погодой не баловали, напротив, стращали стремящимися к нулю градусами и сильным ветром. Для лодок таких размерений, пожалуй, что и чрезмерно, даже экстремально. Но мы взяли рифы – и на воду. И вскоре стало ясно, что опасения были напрасны. При 18-узловом ветре, который на порывах достигал 22 узлов, лодка шла уверенно, чему явно способствовал тяжелый шверт секторного типа. Кренилась умеренно, а попыткам с нашей стороны эксперимента ради накренить ее так, чтобы перейти разумную грань, успешно сопротивлялась. В общем, она вела себя так, как и задумывали ее создатели.

Вообще, первые кэтботы длиной 12 футов и 6 дюймов появились у атлантического побережья Северной Америки в первой половине XIX века. Их строили рыбаки, которым была нужна лодка несложная в изготовлении, устойчивая на курсе и остойчивая при перегрузке, не страшащаяся волны и не опасающаяся мелководья.

Требования, согласимся, во многом взаимоисключающие, однако по каждому из пунктов было найдено решение. Так и появился кэтбот, правнуком которого можно считать всем известный швертбот «Финн». Только на кэтботе в отличие от «олимпийца» парусное вооружение гафельное. И не случайно – это позволяет понизить центр парусности, он у самого миделя, а значит, противостоять кренящему моменту. Длинный гик, нок которого выходит за корму, преследует ту же цель, к тому же наличие погона на корме делает работу с парусом более эффективной, а это еще один плюс.

Мачты были безвантовыми, но к этому применительно к кэтботам верфи «12 футов» мы еще вернемся…

Обычно на лодке делали козырек, перекрывающий половину кокпита, там хранили сети, другие рыбацкие принадлежности, в непогоду там можно было укрыться от дождя. Иногда козырек становился крышей пусть крошечной, но все же каюты.

Строившиеся с целью исключительно прагматической, кэтботы, однако, вскоре стали участниками гонок. Потому что каждому хочется быть первым! Это обстоятельство не ускользнуло от яхтенных конструкторов, и прежде рыбацкая, хозяйственная парусная лодка начала обретать спортивные черты. К концу XIX века кэтботы в их прогулочно-спортивном варианте появились в европейских странах – в Англии, Голландии, Франции, можно даже сказать, что они «вошли в моду». Не осталась в стороне и Россия, доказательство чему – чертежи кэтботов нескольких типов в знаменитом «Руководстве для любителей парусного спорта» Г. В. Эша, увидевшем свет в 1889 году.

И вроде бы прав был Георгий Васильевич, вознося хвалу этим лодкам, потому что действительно: простота оснастки – раз, легкость управления – два, приличная скорость при слабых ветрах – три, возможность использования на реках, озерах и на взморье – четыре. Тем не менее в России кэтботы как-то не прижились. Что обидно и несправедливо, тем более что единственное, что ставили кэтботам в вину, это склонность к брочингу на полных курсах.

Правильным курсом

Мы походили в лавировку, чтобы определиться с лавировочным углом. Вот он – примерно 100 градусов, что очень прилично для лодки такой длины, ширины, парусности и… классического исполнения. При этом надо отметить, что в сильный ветер лодка имеет склонность к тому, чтобы лежать на руле. Надо думать, что при ослаблении ветра такая ее особенность становится менее заметной (жаль, что удостовериться в этом у нас возможности не было). Поэтому среди рекомендаций по управлению кэтботом одной из первых является настоятельный совет уменьшать парусность при усилении ветра. Как уже было сказано, мы зарифились, следуя хорошей морской практике,  и, как выяснилось позже, поступили абсолютно правильно.

Кому-то – но не нам! – кэтботы могут со стороны показаться несколько неуклюжими с их высоким бортом и выраженной седловатостью, и уж по крайней мере неоправданно широкими. На самом деле они широкие именно что оправданно. Так они борются с креном. При этом, накренившись до разумных пределов, корпус начинает лучше обтекаться, так как ватерлинии становятся более узкими, что дает прирост в скорости, не влияя на остойчивость. Для того же предназначен почти отвесный форштевень – чтобы увеличить длину корпуса и уменьшить волновое сопротивление.

На следующий день ветер ни на узел не уменьшил своей силы. Тем не менее наша вера в возможности «Том Кэта» возросла настолько, что мы решили выйти под полным вооружением при 20-узловом ветре. И в результате… Нет, на глиссирование мы не вышли, что не огорчило, все-таки лодка для этого не предназначена, но испытание она выдержала с честью.

Что несколько напрягало, так это заметный изгиб мачты на острых курсах. Но тут надо отдать должное мастерам из компании Wind Brothers, специально разработавших рангоут для кэтбота из Пено (мачтовый профиль из трубных изделий и легких сплавов). Они все сделали с изрядным запасом прочности. Мачта выдержала.

На GPS-навигаторе мелькали цифры в районе 5 узлов. На руле кэтбот лежал по-прежнему, и на длинных галсах напряжение давало о себе знать. Но благодаря внушительной площади руля управление мы не теряли и в брочинг не свалились ни разу, хотя все предпосылки для этого были.

Здесь стоит отметить, что мачта кэтбота установлена почти у самого форштевня. По этой причине на полном курсе он порой норовит «боднуть» волну. У нас это происходило несколько раз, отчего лодка заметно теряла ход.

Чтобы противостоять «зарыванию», нос лодки осознанно сделан достаточно широким и объемным. Тем не менее опасность такая есть, как и вероятность черпануть воду через борт при неудачном повороте (нам, правда, этого сделать так и не удалось, хотя мы и старались быть рисковыми и где-то даже безумными). Поэтому кэтботы снабжаются баками плавучести – носовым, кормовым и бортовыми, расположенными под левой и правой банками. Наличие баков плавучести по периметру лодки обеспечивает ей горизонтальное положение при затоплении.

Да, на полном курсе, хоть и чреватом неприятностями, мы буквально летели… нет, шли, как военный крейсер, разрезая, поднимая и разводя в стороны две упругие волны. Чего нам в этот момент не хватало, так это оттяжки гика. Ветер был такой силы, что грот больше напоминал надувшийся спинакер. В общем, аэродинамическая форма страдала. Гик на порывах задирался вверх, но зато эти же порывы и сглаживал.

Потом мы специально поинтересовались, почему не установлена оттяжка, и получили ответ, что проектом она не предусмотрена. При таком низком расположении гика оттяжку просто не к чему крепить. Но не это главное. Длинный гик кэтбота при неуклюжем повороте может воткнуться в гребень волны и сломаться или развернуть яхту под ветер. И оно вам надо? Так что и тут все разумно: ветер поднимает гик, что обеспечивает безопасность, и, кстати, порой рулевые кэтботов при сильной бортовой качке делают это специально, подбирая топенант.

Возможны варианты

Мы испытали кэтботы двух вариантов, назовем их так – классический и «народный». Первый вариант – с козырьком над палубой и заваливающейся мачтой (механизм завала от той же фирмы Wind Brothers). Второй – без козырька, с полностью открытым кокпитом, лавками-банками по всему периметру и мачтой, установленной в степс на днище. И хотя оценка наша в обоих случаях была одинаково высокой, взгляды на счет того, какой вариант лучше, у нас разошлись. С одной стороны, козырек защищает от брызг и мачту заваливать проще. С другой, из-за козырька уменьшается полезная площадь кокпита, а при кратковременной прогулке в солнечный день козырек вообще не нужен, и к тому же, при длинных банках, перемещаясь по ним, лодку легче центровать. К единому мнению мы так и не пришли. Напоследок же отметим, что цена «народного» чисто пластикового варианта значительно ниже варианта с козырьком-рубкой, где используется отделка из благородных сортов дерева.

И немного о вантах. Возможно, что у варианта со степсом на килевой балке они и не нужны, хотя… пусть лучше будут для вящей надежности. А вот при установке степса на козырьке без них точно не обойтись. При этом надо понимать, что крепятся ванты не слишком широко, ведь мачта у самого форштевня, ванты просто некуда разнести, так что осторожность, предусмотрительность и вовремя взятые рифы точно не помешают.

А вообще, о том, что «возможны варианты», надо сказать особо. Верфь «12 футов» при строительстве своих судов прислушивается к пожеланиям каждого заказчика. И дерева в отделке может быть больше или меньше, да и сам корпус может быть не выклеен на матрице, а деревянным, абсолютно аутентичным, и все будет исполнено в точности так, как это делали на верфях «допластиковой» эры. С другой стороны, опять же по желанию заказчика, ему может быть предложен только корпус, без рангоута, для самостоятельной достройки, но при этом, например, с аудиосистемой, аккумулятором, эхолотом и прочими свидетельствами того, что живем мы все-таки в XXI веке, да и вкусы у нас у всех разные. Ну и подвесной мотор в придачу.

Кстати, один из нас, если бы стал заказывать себе кэтбот на Пеновской верфи, позаботился бы об уключинах и веслах. Потому что парус – это, конечно, здорово, и подвесной мотор – тоже неплохо, но что может быть надежнее силы рук?

Продолжение следует

Что мы увидим на следующей Moscow Boat Show? Этот вопрос мы тоже задали. И получили наглядный ответ. Нет, ни в коем случае не изменяя себе, верфь готовит к выставке новую лодку, и, конечно же, опять реплику. Это будет Сap Genry 21 знаменитого Дадли Дикса. Длиной – больше, с каютой, с «колодцем» для мотора, но по «антуражу»… Деревянная обстройка, это само собой, а еще гафель-гардель, дирик-фал, сегарсы – все это будет присутствовать на радость истинным ценителям парусных традиций, или даже так – парусного искусства.

…В Америке, на родине кэтботов, их и сейчас строят по заказам любителей старины. В Голландии есть клуб поклонников кэтботов, и число владельцев этих яхт год от года растет. Возможно, наше предположение покажется кому-то слишком смелым, и все же вполне возможно, что и у нас со временем появится такой клуб. Все предпосылки к этому имеются. А главное, есть верфь, готовая их строить, только заказывайте, и вам сделают хорошо.

Кэтбот Tom Cat 12' 6"
в полной комплектации:


Полная длина: 3,81 м
Длина по ватерлинии: 3,35 м
Ширина: 1,83 м
Осадка: 0,2 м/0,9 м
Водоизмещение: 120–160 кг
Парусность: 11,20 м2.
Парусное вооружение: гафельное
Рекомендуемая мощность мотора: от 4 hp
Категория плавания: река/морские бухты
Максимальная грузоподъемность: 3 человека (270 кг)
Материал корпуса: стеклопластик

Сайты верфи: penowood.ru, peno12ft.ru
Тел.: +7 910 530 4720, +7 985 924 1764
E-mail: [email protected]

Опубликовано в Yacht Russia №11 (113), 2018 г.

Популярное
Мотылек с острова Дьявола
Он был преступником. Арестантом. Заключенным. И бежал снова и снова. Его ловили, а он опять бежал. Потому что... Жить, жить, жить! Каждый раз, находясь на грани отчаяния, Анри Шарьер повторял: «Пока есть жизнь, есть надежда».
Очень опасный кораблик
Что такое физалия, и почему ее надо бояться
Снежные паруса. Секреты зимнего виндсерфинга

Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...

Борода - краса и гордость моряка

Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.

Мурены: потенциально опасны
Предрассудки, связанные с ложными представлениями о муренах, стали причиной повсеместного истребления их в Средиземноморье. Но так ли уж они опасны?
Навигация на пальцах
Звездные ночи в море не только невероятно красивы – яхтсмены могут (и должны) использовать ночное небо для навигации. Чтобы точно знать свое положение, порой можно обойтись без компаса или секстанта
Мотосейлер. Нестареющая концепция

Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?

Мыс Горн. 400 лет испытаний

«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк

Блуждающие огни

Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.

Питер Блейк. Легенда на все времена

Питер Блейк… Он вошел в историю не только как талантливый яхтсмен, но и как признанный лидер, ставший «лицом» целой страны Новой Зеландии, показавший, что значит истинная забота и настоящая ответственность: на самом пике спортивной он оставил гонки и поднял парус во имя защиты Мирового океана – того океана, который он так сильно любил