Необычный катамаран
Сверхлегкие  материалы, подводные крылья, полужесткие крылатые паруса – вот лишь небольшая часть тех новшеств, что пришли в парусный спорт за последние несколько лет. Однако до поры все эти новинки находили свое применение почти исключительно на гоночных судах – в «гражданском» парусе их не было. Но времена меняются…
Необычный катамаран

Текст Артура Гроховского

Здравствуйте, меня зовут Адам Каплан. Я из Австралии. Мне нужен быстроходный и простой в управлении парусный катамаран. Но такой, чтобы это было судно с изюминкой, – с этих слов начался телефонный звонок в штаб-квартиру Владислава Мурникова, конструктора знаменитой Fazisi. – Я много лет занимаюсь автомобильными гонками и высшим пилотажем на самолетах. У меня есть и большой опыт использования моторных яхт. Но я не специалист в парусных тонкостях, все эти шкоты, фалы, рифы, оттяжки меня мало беспокоят. Как и многое другое, что входит в понятие «управление парусным судном». Да, я знаю, что многие люди любят лично работать со всякими снастями, однако я ищу решение, которое позволило бы мне получить быструю и комфортабельную яхту с низким уровнем шума, малым энергопотреблением и минимумом необходимых для управления физических усилий. Мне нравится ваша концепция SpeedDream, и в конечном счете я хотел бы построить базирующийся на этой концепции крейсерский катамаран – авангардно выглядящий, супербыстрый и максимально инновационный на сегодня! Вы можете построить мне его?

Три дня спустя Адам прибыл в офис В. Мурникова в Массачусеттсе, и, как писал Аркадий Аверченко, «все заверте…». Оказалось, что Адам – это мечта любого проектировщика яхт, идеальный клиент, который точно понимает, чего он хочет, имеет собственные весьма интересные идеи, но также ценит и чужие концепции и предложения. То есть все в точности так, как и писал Хуан Баадер в своей известной книге: «Как для судостроительной верфи, так и для конструктора является большой удачей найти заказчика, который совмещает доверие к строителю и накопленный опыт». В результате возникшего сотрудничества появился проект mxCat88 Volante, пожалуй, на сегодняшний день самый передовой в мире проект крейсерского многокорпусника.

В соответствии с требованиями клиента эта лодка будет сочетать в себе роскошный интерьер с высоким уровнем комфорта – с одной стороны, и высокую скорость (до 35 узлов!) с простотой управления – с другой. Все это было достигнуто благодаря современной конструкции корпуса, использованию подводных крыльев и крылатых парусов в «бипланной» конфигурации. Абсолютно все элементы управления парусным вооружением будут сосредоточены в рулевой рубке, при помощи кнопок и джойстика с ними сможет управляться один человек.

Разумеется, главная (и та самая!) изюминка будущего судна – это его парусное вооружение. Бипланная схема уже применялась на океанских гоночных катамаранах, правда, пока что без особого успеха. (Впрочем, нельзя сказать, что именно она виновата в неудачах соответствующих проектов.) Ее главные особенности в данном случае – более низкое положение ЦП яхты и отсутствие нагрузки на мост катамарана, как это было бы в случае с единственной мачтой, расположенной в ДП яхты. Но полноценные крылатые паруса на крейсерском судне открытого моря – такого еще не было!

Сразу несколько вариантов парусного вооружения были изучены и промоделированы с помощью CFD-анализа (Computational Fluid Dynamic – компьютерные системы расчета и визуализации обтекания корпуса и судна и/или его парусного вооружения), проведенного Тайлером Дойлом, главой отдела CFD компании Doyle Sailmaker. Заключение одного из ведущих специалистов в мире проектирования парусов звучит так: «Использование свободно стоящих (бестакелажных. – А.Г.) полужестких крыльев для крейсерского 88-футового катамарана имеет целый ряд потенциальных преимуществ перед обычными типами парусного вооружения. Помимо того что крылья обеспечивают выдающиеся ходовые качества, они имеют и еще два других серьезных достоинства: это простота и безопасность их использования. Традиционная оснастка, используемая на больших яхтах, часто является очень сложной, а под большой нагрузкой она может оказаться и опасной. Свободно же стоящее крыло не имеет развитой системы бегучего такелажа и просто поворачивается на двух подшипниках в корпусах. Настройка парусного вооружения достигается путем поворота крыльев и изменением их профиля. Операции по управлению судном похожи на управление самолетом. При необходимости вся система управления парусами может быть полностью автоматизирована».

Мы, разумеется, не могли не спросить конструктора о том, почему была выбрана именно бипланная схема. Вот что ответил Влад Мурников: «С такой схемой кренящий момент меньше, остойчивость судна выше. Она проще и легче, чем одна большая мачта, и совсем не нагружает мост, значит, мы можем сделать его намного легче. Ну и в конце концов, она выглядит очень круто!»

При использовании крылатого парусного вооружения, однако, встает вопрос: а как же рифить эти паруса и полностью убирать их в гавани? На катамаранах Кубка «Америки», где использовались полужесткие паруса-крылья, требовалось 20 человек, чтобы вечером разоружить судно, а утром в гоночный день вновь вооружить его. Очевидно, что в случае крейсерской яхты это невозможно. Пока один из рассматриваемых способов уменьшить площадь парусности – это уборка кормовых секций крыла в носовые. Другой вариант: сделать часть паруса-крыла очень гибкой, что позволит уменьшать его площадь с помощью закруток.

Влад Мурников:
– Результаты CFD-исследований показали, что предлагаемый бипланный вариант парусного вооружения способен на яхте наших размеров выдерживать ветер скоростью до 50 узлов без рифления. Но, понимая важность проблемы, мы работаем над собственной системой рифления подобных парусов, одновременно изучая то, что делают другие конструкторы (например, VPLP). Мы стремимся найти решение, которое оказалось бы наиболее и простым, и надежным. Полагаю, используя передовые композитные материалы, цели мы достигнем. Этим летом мы планируем испытать масштабную модель нашей системы рифления.


Вторая особенность нового судна – подводные крылья. Если проект mxCat 88 будет реализован, он окажется первым крупным крейсерским катамараном таких размерений, имеющим подводное крыло (впрочем, число меньших по размеру крылатых судов можно тоже пересчитать по пальцам одной руки). Конфигурация крыльев выбрана довольно консервативная – С-образные корпусах и Т-образные на перьях рулей. Выбраны они из тех соображений, что более совершенные крыльевые системы, способные полностью поднимать корпуса катамарана из воды, могут оказаться опасными в крейсерском плавании. Расчет сделан на то, что крылья (даже на максимальной скорости) лишь частично разгрузят судно, взяв на себя до трех четвертей его водоизмещения. Были рассмотрены несколько схем подводных крыльев, и в итоге был выбран достаточно сложный вариант, при котором крыло может устанавливаться в почти вертикальном положении (на острых курсах для достижения максимального бокового сопротивления) и в близком к горизонтали (для достижения максимальной подъемной силы). Как следствие ожидается, что на острых курсах Volante сможет развивать скорость 15–20 узлов, а на полных – достигать 35 узлов.

Разумеется, у нас возник вопрос к Владиславу – о больших ускорениях, возникающих при движении крылатых яхт по взволнованной поверхности, и о том, совместимы ли они с понятием «комфорт на борту». Вот что ответил конструктор: «Поскольку эти крылья будут создавать лишь частичную поддерживающую гидродинамическую силу, а корпуса яхты будут иметь большую остроту с малым сопротивлением, мы считаем, что указанная проблема не будет иметь особого значения».

Комфорт на борту, коль уж мы о нем заговорили, предполагается обеспечить на достойном уровне. Каких-то особых инноваций сама по себе планировка катамарана не несет, однако (по требованию заказчика) лодка спроектирована так, чтобы внутри было много «простора и воздуха». Чтобы сохранить во внутренних помещениях яхты ощущение наполненности светом, конструкторы остановились на минималистической отделке интерьера. Вместо часто встречающихся попыток использования «каждого кубического сантиметра» внутреннего пространства секции корпусов отличаются большими свободными объемами, особенно в носу (что также должно улучшить всхожесть яхты на волну). Весь левый борт занят роскошной каютой (апартаментами?) владельца с роскошно оборудованным гальюном, большой душевой и просто огромной ванной.

В кормовой части правого борта расположена одна большая гостевая каюта, в носовой – две меньших по размеру каюты, которые могут быть использованы для размещения экипажа или приема гостей. Интересно расположение коек в кормовых каютах – они установлены поперек ДП судна, что нечасто встречается на парусных судах. Конструкторы полагают, что при такой планировке ночевать на ходу в открытом море будет удобнее, качка будет менее заметной.

Мост, соединяющий два корпуса, – это одна большая площадка, где расположены просторный камбуз, салон с развлекательным центром и огромный рулевой пост с капитанским креслом. Из этого командного центра можно будет управлять всеми системами судна.

Подъемная платформа между корпусами представляет по проекту фактически небольшой частный пляж, создавая идеальное место для принятия солнечных ванн и купания.

Так выглядит в общих чертах проект нового крейсерского парусного судна, которое, будучи построенным, вне всякого сомнения, станет этапным для мирового яхтостроения. Но не останется ли оно лишь бумажным концептом? Об этом мы тоже спросили конструктора.

Влад Мурников:
– Мы уже давно вышли из стадии концептуальной разработки и сейчас приступили к созданию конструкторско-строительной документации. Заказчик обещает принять окончательное решение о постройке судна по проекту mxCat 88 этим летом. Параллельно с этим мы ведем переговоры с рядом потенциальных строителей.

Основные технические данные катамарана mxCat 88: длина макс., м - 26,8; ширина, м - 9,8; водоизмещение, т - 26; площадь парусности, м2 - 380.

Опубликовано в Yacht Russia №4 (106), 2018 г.

Популярное
Мотылек с острова Дьявола
Он был преступником. Арестантом. Заключенным. И бежал снова и снова. Его ловили, а он опять бежал. Потому что... Жить, жить, жить! Каждый раз, находясь на грани отчаяния, Анри Шарьер повторял: «Пока есть жизнь, есть надежда».
Снежные паруса. Секреты зимнего виндсерфинга

Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...

Очень опасный кораблик
Что такое физалия, и почему ее надо бояться
Борода - краса и гордость моряка

Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.

Мурены: потенциально опасны
Предрассудки, связанные с ложными представлениями о муренах, стали причиной повсеместного истребления их в Средиземноморье. Но так ли уж они опасны?
Навигация на пальцах
Звездные ночи в море не только невероятно красивы – яхтсмены могут (и должны) использовать ночное небо для навигации. Чтобы точно знать свое положение, порой можно обойтись без компаса или секстанта
Мотосейлер. Нестареющая концепция

Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?

Мыс Горн. 400 лет испытаний

«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк

Блуждающие огни

Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.

Питер Блейк. Легенда на все времена

Питер Блейк… Он вошел в историю не только как талантливый яхтсмен, но и как признанный лидер, ставший «лицом» целой страны Новой Зеландии, показавший, что значит истинная забота и настоящая ответственность: на самом пике спортивной он оставил гонки и поднял парус во имя защиты Мирового океана – того океана, который он так сильно любил