Бора прекрасная и ужасная
Есть хорватская присказка, что бора как женщина, с виду часто привлекательна, но слишком непредсказуема. Действительно, порывистый адриатический ветер со «штормовыми наклонностями» не стоит недооценивать
Бора разбушевалась Появление боры зачастую можно обнаружить всего лишь за несколько секунд до удара ветраЛишенные растительности карстовые острова обеспечивают плохую защиту от порывов боры

Текст Михаэля Сачвеха

Восточная часть Адриатики – настоящая жемчужина Средиземноморья. И все благодаря постоянным термическим ветрам, спокойному морю и возможности купаться в любое время. Однако подчас она предстает в другом обличье – с сильными грозами и устрашающими торнадо. Или с сильным порывистым ветром, который атакует моряков с берега – с того направления, откуда ждешь лишь легкий береговой бриз в ночные или утренние часы. Это внезапная атака со стороны побережья и носит название «бора».

Действительно, бора как женщина… Такая ветреная! Казалось бы, прекрасная погода, и небо такое глубокое и синее, а видимость настолько опьяняющая, что хочется запечатлеть все многообразие цвета на праздничной открытке. Но внезапно один за другим следуют порывы ветра, быстро набирая штормовую силу, а с ноября по март и вовсе ураганную. В пределах нескольких морских миль от берега сила порывов ветра в зависимости от сезона меняется от двух до пяти баллов по шкале Бофорта.

Зарождение боры

Обычная летняя погодная ситуация над Адриатикой выглядит следующим образом: отрог Азорского антициклона простирается над Средиземным морем, облака, скорее всего, видны над горами.

При боре ситуация меняется: область высокого давления над Центральной Европой расширяется до Балкан, туда же смещается ее центр, располагаясь над северной частью Адриатического моря. Южнее располагаетcя область более низкого давления (см. диаграмму на стр. 67). Часто опасная погодная ситуация возникает после того, как на Балканы приходит холодный воздух. На Адриатике такой эффект вызывает поворот превалирующих ветров от северо-северо-востока до востока-северо-востока. В этом случае на побережье Словении и Хорватии приходит ветер с материка. Он похож на любой офшорный ветер, но более порывистый, чем, например, мистраль, основной летний ветер этого региона.

Такой «нордвест» очень коварен, потому что на него оказывают влияние другие ускоряющие факторы. С одной стороны, это особая топорафия Динарского нагорья – высокая горная цепь с крутыми голыми склонами, чередующаяся плоскогорьями и глубокими котловинами. С другой стороны, особое распределение температуры при такой погодной ситуации: холодный воздух над высокой материковой частью взаимодействует с более низкими слоями теплого воздуха Адриатики. Это способствует тому, что локальный градиент давления, который возникает из-за разности температур, накладывается на крупномасштабный градиент давления. И оба «начинают тянуть в одну сторону». В результате возникает необычайно сильный поток холодного воздуха с северо-востока, который движется к Адриатике, ничуть не замедляясь на бесплодных и голых склонах.

Масса тяжелого холодного воздуха спускается с гор, при этом дополнительно разгоняясь силой притяжения (см. схему на стр. ??). И когда этот поток достигает вод Адриатики, он превращается в такой сильный порывистый ветер, что он способен вызвать испарину на лбах даже у опытных яхтсменов. Больше того, из-за реактивного эффекта между прибрежными островами он может дуть еще сильнее; также это случается, если на его пути к побережью оказываются открытые долины.

В той части моря, где обычно преобладают ветра умеренной силы, такой исключительной силы ветер, конечно, должен иметь свое собственное имя. Бора – это от слова «Борей», так звали божество, олицетворяющее северный ветер в древнегреческой мифологии.

Ветер и погода при боре

В отличие от других ветров бора налетает со скоростью курьерского поезда, сопровождая свое появление сильнейшими шквалами. Шок от происходящего может вызвать панику у большей части экипажа. Усугубить ситуацию может то, что заранее с наветра не будет заметно никаких признаков подхода сильнейших порывов. Особенности побережья таковы, что ни деревья, ни пылевые вихри не могут стать индикатором приближающегося ветра, также как усиливающаяся зыбь между яхтой и берегом, слишком узка эта полоска воды. Только барашки или в случае шторма пенные полосы с водяной пылью (fumarea) могут поведать о силе ветра. И времени на раздумья у вас не будет, в таких ситуациях оно исчисляется даже не минутами – секундами!

Плавание под парусами вдоль побережья во время боры напоминает движение перебежками, когда выходишь в море только в моменты затишья между штормовыми фазами. Такое чередование усилений и ослаблений может сопровождаться значительными скачками силы ветра, которые в свою очередь могут дополнительно усиливаться из-за эффекта сопла, возникающего из-за особенностей топографии побережья и островов. Вот почему бора так скверно обходится с яхтсменами, которые пытаются бороться с ней и начинают пересекать проливы, идя против ветра. Ведь в такой аэродинамической трубе ускоряется не только ветер, но и течение. В заливе Кварнер, например, при сильной боре возможно появление течения силой до четырех узлов!

Также бора очень сильно охлаждает воду, что происходит из-за смешивания и подъема холодных слоев с глубины. В такую погоду стоит ограничить купание и водные процедуры. Кроме того, сильный ветер с побережья может служить причиной понижения уровня воды, в некоторых местах до полуметра.

Два типа боры

«Белая» бора, она же «скьяра», приносит с собой ясное небо с небольшим количеством облаков и солнечную погоду. Выматывающий зной, обычно сопровождающий высокий сезон, сменяется приятным умеренным теплом. Ночью, утром или вечером может быть даже прохладно. При такой боре, как уже говорилось, устанавливается прекрасная видимость, чем не устают пользоваться фотографы, создавая панорамные снимки побережья для проспектов, открыток и гламурных журналов.

Напротив, во время «чиуре», то есть «черной» боры, холодный ветер сопровождается осадками и мощной облачностью нижнего яруса. Чтобы сохранить остатки комфорта, в зависимости от времени дня или сезона приходится надевать толстый флис. Небо между тем заволакивают плоские, слоистые облака, а над вершинами гор в явной форме могут появляться даже линзовидные облака (Lenticularis).

Характеристики боры и предупреждающие признаки

В высокий сезон бора обычно приходит в своей облегченной версии. И хотя ветер тоже экстремально порывистый, но его сила редко превышает 6 баллов по Бофорту. Зато в низкий сезон штормовые порывы ветра – это обычное дело, зимой же бора может достигать ураганной силы. Так же как и «домашний» ветер региона – мистраль, бора демонстрирует ярко выраженный суточный ритм, только с обратным циклом: со второй половины ночи и до утра, захватывая утренние часы, она дует с максимальной силой, после чего немного успокаивается до вечера.

Во время парусного сезона бора может длиться от одного до четырех дней. Одно- или двухдневные фазы характерны для высокого сезона, в низкий сезон их продолжительность увеличивается. Чем они короче, тем слабее ветер. Такие визиты боры ассоциируются не с самыми мощными порывами ветра, который называется «борино», его сила лишь слегка превышает 5 баллов по Бофорту. Более продолжительная бора с порывами до 7–8 баллов носит имя «бораччиа». Настоящие штормовые шквалы, силой превышающей 9 баллов, приносит «реффоли», его морякам следует ждать в мае, сентябре и октябре.

Если бора начинается с порывов силой от 8 баллов, то, вероятнее всего, ее продолжительность будет не менее трех дней. Также четким индикатором продолжительности боры может служить быстрый рост в течение нескольких часов атмосферного давления на 2–3 гПа; это происходит после дождливой погоды с установлением четкой видимости и поворотом ветра к северу. Незадолго до подхода боры во все более ясной атмосфере становятся видны удаленные пики гор, освобождающиеся от укутывающего их тумана, над горными вершинами появляются облачка, которые рвутся в клочья и растворяются без остатка. Вскоре после этого прежний неустойчивый северный ветер поворачивает на восток и становится еще более порывистым. Отсутствие обычной для Адриатики утренней росы на палубе также является явным свидетельством подхода сухого воздушного потока с берега.

Дело в трубе

«Взрывные порывы кидаются вниз с высоких гор с неописуемой яростью. Штормовой ветер хлещет по морю с такой злостью, что едва ли возможно появление больших волн, вокруг лишь ужасающий кипящий хаос». Такое свидетельство очевидца штормовой боры можно найти в книге хорватского профессора Луджо Адамовича, и свидетельству этому более ста лет.

Последняя такая бора была отмечена в регионе 6 марта 2015 года, когда на острове Крк были зафиксированы порывы ветра силой до 200 км/ч. Но и боры штормовой силы разрушают марины, принося многомиллионные убытки. А еще они забирают жизни людей, особенно моряков и яхтсменов.

А виной всему своеобразный рельеф побережья Словении и Далмации. Здесь любой участок воды, находящийся в устье речной долины, или подветренная часть узкого пролива между двумя островами может превратиться в кажущийся непреодолимым, кипящий котел. Но даже укрывшись с подветра у холмов или гор, яхты могут остаться уязвимы для боры. Подветренные, лишенные растительности склоны иногда образуют пологие плато, на которых сильный ветер даже набирает обороты. Яркий пример тому – острова Корнаты.

Самое опасное в боре то, что яхтсмены встречают сильнейшие порывы ветра в тех местах, где они обычно имеют отличную защиту от ветра при других погодных условиях: прямо у побережья. Кстати, места, куда точно не стоит заходить во время суровой боры, отмечены на картах.

Влияние боры находит свое отражение в ландшафте. Боры приводят к засолению почвы и испарению влаги, поэтому некоторые участки на побережье и острова выглядят совсем голыми, ветви же редких деревьев склоняются к юго-западу, и их совсем нет с той стороны, откуда приходит бора. Даже особенности архитектуры зданий там, где часто бывает бора, постоянно напоминают о ней: дома обычно приземистые, окна на северных фасадах – это, скорее, окошки. Бора заставляет себя уважать!

Правила поведения

Самые сильные порывы могут настигнуть яхту в заливе, лежащем за выходом из поперечной долины, которыми богат береговой хребет Далмации. Опытные яхтсмены знают такие опасные места, и никому из них не придет в голову вставать на якорь в устье такой долины или у северных и восточных берегов близлежащих островов при таких погодных условиях.

Слабым утешением может служить то, что бора в прибрежных районах не создает значительного волнения. Но те, кто посчитает, что спокойное море у берега не доставит хлопот, сильно заблуждаются: именно в таких местах порывы ветра самые яростные! С другой стороны, чем дальше от берега, тем бора слабее и легче переносить ее порывы, но при этом с каждой милей увеличивается высота волны. Вот вам и дилемма.

Опытные яхтсмены при первых признаках приближающейся боры встают на якорь в бухтах, где достаточно свободного места в южном и западном направлениях. Или отправляются пережидать бору в одну из известных гаваней. Только желательно переход этот делать с 11 до 17 часов, когда бора дует не так сильно. Некоторые из классических укрытий также отмечены на нашей карте.

Безусловно, любой, кто найдет безопасную гавань перед надвигающейся борой, сможет превратить потерянное удовольствие от плавания во что-то позитивное. Потому что установившаяся солнечная погода и прозрачнейший воздух идеально подходят для прогулок по берегу, по крайней мере в первый, самый ветреный день боры. А самое важное, что при этом вы не будете ни о чем беспокоиться – и яхта останется цела, и ваши нервы будут в порядке.

7 основных опасных мест во время боры

1. Триестский залив
2. Риекский залив и пролив Кварнер
3. Побережье рядом с г. Сень и пролив между островами Крк и Првич
4. Велебитский канал
5. Шибеник у мыса Плока
6. Брачский пролив между городами Омиш и Макарска
7. Северо-западный выход из Млетского проли
ва

7 лучших безопасных гаваней во время боры

1. Северная часть Триестского залива (от Дуино до Градо)
2. Западное побережье Истрии
3. Пролив Задара и пролив Средний
4. Подветренная часть островов Уние, Лошинь, Сусак, Премуда, Дуги-Оток, Корнат и Млет
5. Западная сторона острова Хвар (многочисленные бухты)
6. Бухта Лука-Янска (к северу от Дубровника)
7. Побережье между Цавтатом и мысом Остри

Предупреждающие знаки

• Дождливая погода заканчивается сильным ростом давления (от 2 до 3 гектопаскалей всего за несколько часов), прояснением на севере и поворотом ветра от северных направлений к востоку.
• Нет утренней росы на палубе.
• Незадолго до начала боры гряда облаков формируется над горами внутренней части побережья, также появляются клочья облаков, которые быстро растворяются. Простой расчет: расстояние от места стоянки до горной гряды (примерно 25 километров), разделенное на ожидаемую скорость боры (около 50 км/ч), будет равно оставшемуся времени до ее начала, в данном случае – полчаса.
• Все более порывистый ветер.
• Кристально чистая атмосфера, появление линзовидных облаков (Lenticularis).

Сокращенный вариант. Полностью статья опубликована в журнале Yacht Russia №7/109, 2018 г.

Популярное
Очень опасный кораблик
Что такое физалия, и почему ее надо бояться
Мотылек с острова Дьявола
Он был преступником. Арестантом. Заключенным. И бежал снова и снова. Его ловили, а он опять бежал. Потому что... Жить, жить, жить! Каждый раз, находясь на грани отчаяния, Анри Шарьер повторял: «Пока есть жизнь, есть надежда».
Снежные паруса. Секреты зимнего виндсерфинга

Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...

Мурены: потенциально опасны
Предрассудки, связанные с ложными представлениями о муренах, стали причиной повсеместного истребления их в Средиземноморье. Но так ли уж они опасны?
Борода - краса и гордость моряка

Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.

Великолепное трио!

В гости к Табарли - один день из жизни Брижит Бардо и Алена Делона

Навигация на пальцах
Звездные ночи в море не только невероятно красивы – яхтсмены могут (и должны) использовать ночное небо для навигации. Чтобы точно знать свое положение, порой можно обойтись без компаса или секстанта
Мыс Горн. 400 лет испытаний

«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк

Мотосейлер. Нестареющая концепция

Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?

Блуждающие огни

Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.