Правильная упаковка
Вы думаете, уборка паруса в кису – это тривиальный процесс? Ну, не скажите… Тот, кому приходится заниматься уборкой парусов чаще, чем единожды в год, может дать оценку современным парусным мешкам. На что следует обратить внимание?
Сложен, скомкан или свернут – для каждого способа хранения паруса найдется свой тип кисы Классика. Старая мода: классические формы парусной кисы. Отчетливые обозначения будут нелишнимиПрофессионализм. Сменные передние паруса гораздо легче ставить из современных мешков специальной формыСверток. Носовой парус может быть свернут в «колбаску», компактную и легко проходящую через форлюкКлассическая киса. Обычно киса для спинакера имеет достаточно жесткие края. Специальные экземпляры рассчитаны на передвижение по «канатной дороге»Свернут без складок. Наилучший и самый продуманный способ хранения – свернутый парус и сумка, подходящая по длине нижней шкаториныРемни и молнии. Пришедшие из мира парусных гонок «длинные мешки» или «палубные мешки» могут быть длиной от носа и чуть ли не до миделяПодготовка и сортировка. Липучки помогут правильно уложить спинакер – так, чтобы фаловый и шкотовые углы были рядом. Это поможет избежать многих проблемСвернут в обруч. С учетом места для антиторсионного кабеля многие модели сумок для кода зеро напоминают мешки для одежды Плотно упакован. Киса для спинакера с утягивающими ремнями позволяет утянуть мешок в небольшой, удобный для хранения и переноски пакетМолния. При постановке паруса из такого мешка длинные половины молнии расходятся самостоятельно

Текст Нильса Тойрера

Сегодня парусные мешки – это нечто большее, чем прямоугольная нейлоновая сумка с двумя ремнями. Когда вам придется занести на борт тяжелый грот, вы оцените дополнительно пришитые к ней ручки, которые позволят перехватывать кису не только вдвоем, но и вчетвером. Особо тяжелые паруса требуют специальной кисы с мощной центральной точкой для подвеса на вспомогательном тросе (или даже кране).

«Размер кисы должен точно соответствовать парусу: ни слишком маленькая, ни слишком большая киса не имеют смысла, – говорит нам Йенс Никель из парусной мастерской Stade. – Кроме того, она в обязательном порядке должна иметь в нижней части сетку, а не сплошную ткань, чтобы вода стекала с паруса». Однако здесь возникает другая проблема (уже на борту), при частой смене парусов парусные мешки с сетчатой частью способствуют повышению влажности в лодке. Эта неприятность хорошо известна многим участникам регат. Если же держать паруса на верхней палубе, они становятся мокрыми и скользкими, что затрудняет работу с ними. Как это часто бывает, нужно искать компромисс.

Яхтсмены, отправляющиеся в плавание с набором разных парусов, обычно рады парусным мешкам, имеющим четкую маркировку. Но предупредим: цветные мешки имеют обыкновение быстро выцветать. Альтернативой могут быть надпечатки, яркие надписи или пришитые цветные ремешки.

Длинные мешки для длинных лат

Гроты со сквозными латами часто хранятся вместе с ними – латы не вынимаются из карманов. Специальные парусные сумки поставляются вместе с ними. Некоторые в форме, похожей на шланг, куда парус скатывается от фаловой дощечки. Некоторые представляют собой просто очень длинные мешки с застежкой-молнией. Преимущество подобных сумок – практически исключаются случайные перегибы и изломы паруса.

Специально для спинакера

Геннакер, спинакер или код зеро поднимаются и убираются не в гавани, а в море. Классическим вариантом упаковки спинакера является киса с кольцом, в которую парусная ткань просто набивается внутрь. Однако для постановки паруса из носового люка или из капа имеет смысл применить парусный мешок кубической формы с четырьмя карабинами. Сёрен Хансен из компании Elvstrøm объясняет его преимущество перед классическими круглыми моделями: «Даже на крейсерских яхтах можно организовать в салоне некоторое подобие «канатной дороги», создав ее с помощью двух линей, протянутых (слева и справа) под потолком салона от сходного люка к мачте или главной переборке. Теперь кису со спинакером можно пристегнуть карабинами к линям и, когда придет пора ставить спинакер, просто перетянуть кису от переборки к сходному люку». Так можно подвесить несколько разных мешков с разными парусами и передвигать ближе к корме нужный из них.

«Ряд яхтсменов в ходе регаты ставят и убирают паруса (причем без парусных мешков!) через носовой люк, то есть именно оттуда, где обычно находится каюта владельца. Это удобно в плане постановки, но паруса приносят в каюту много влажности. Это следует согласовать с владельцем лодки», –предупреждает Свен Краузе из Quantum Sails, объясняя популярность сегодняшней практики с использованием «канатной дороги».

А спинакеры площадью более 250 кв. м часто изготавливаются со вшитой молнией и ползунками на обоих ее концах. При подъеме паруса молния открывается наподобие молний на современных спасательных жилетах. Бытовые круглые резинки, которые раньше часто применялись при подъеме спинакера, сегодня вышли из моды, поскольку при подъеме паруса они рвались и падали в воду, а грязи в океане хватает и без них.

Длинные мешки для носовых парусов

Гоночные мешки для носовых парусов обычно делаются чуть длиннее нижней шкаторины. При постановке фаловый, галсовый и шкотовый углы вытягиваются из своих собственных отверстий в мешке, а сам мешок открывается полностью за счет молнии с очень легким ходом.

«Мы разработали парусные кисы для гонщиков, которые значительно легче обычных и не впитывают воду», – говорит Стефан Восс из UK Sailmakers. Это важный момент, потому что во многих классах сегодня запрещено «штабелировать» убранные паруса, регулируя их массой продольную и поперечную балансировку яхты.

Модели для кода зеро

Для яхтсменов-крейсеристов могут оказаться практичными современные регатные «длинные» парусные мешки. Их длинные, но узкие «колбаски» хорошо проходят через носовой люк, поэтому они особенно хороши для геннакеров и кода зеро. При этом жесткий антиторсионный кабель тоже должен находиться в сумке, для этого последняя должна иметь достаточную ширину. Некоторые сумки для носовых парусов достают от штага до нижних краспиц, при этом парус внутри них укладывается сложенным вчетверо, после чего остается только закрыть и перевязать сумку. Для более коротких моделей сумок парус придется при укладке складывать в несколько слоев или скручивать в трубку.

Особые решения

Для штормовых парусов в основном используются мешки традиционной формы. Несмотря на то, что в этом случае вес парусной ткани в основном составляет 400 граммов на кв. м, паруса обычно имеют небольшой размер, и, следовательно, их сумки не очень тяжелы и хорошо укладываются под палубу.

Штормовые (и не только!) паруса должны находиться в сумках под палубой, с этим согласны все профессионалы. Если по причинам нехватки места сменные паруса в дальнем плавании приходится храниться наверху, то есть палубные мешки из толстой ткани, их выпускают некоторые парусные мастера. Эти чеъхлы могут долго находиться на палубе, не намокая.

Можно сделать и сумку, которая будет висеть между леерами по всей длине носовой палубы – от носового релинга до вант. «Яхтсмены-дальнобойщики часто хотят чего-то особенного, что ж, почти все их идеи могут быть реализованы в контакте с мастером», – говорит Ян Хайнриц из Jan Segel, описывая услуги, предоставляемые известными компаниями.

«Например, один заказчик уложил свой штормовой парус на крышу рубки под гиком. Но он получил еще и водонепроницаемый чехол, который пристегнут к краспицам», – говорит Марко Хаазе, рассказывая об индивидуальных потребностях яхтсменов. Другой заказчик придумал герметичную сумку с водонепроницаемой молнией, она висит под гиком. Когда приходится работать с парусом, избыток воздуха выходит через предохранительный клапан», – говорит Хаазе, приводя примеры индивидуальных решений. Для одного яхтсмена он сшил своеобразный чехол для стакселя, который кнопками крепился к релингу. Это может выглядеть необычно, но эти примеры показывают, что возможна масса вариантов хранения парусов, лишь бы было удобно.

Опубликовано в Yacht Russia №4/117, 2019 г.

Популярное
Мотылек с острова Дьявола
Он был преступником. Арестантом. Заключенным. И бежал снова и снова. Его ловили, а он опять бежал. Потому что... Жить, жить, жить! Каждый раз, находясь на грани отчаяния, Анри Шарьер повторял: «Пока есть жизнь, есть надежда».
Снежные паруса. Секреты зимнего виндсерфинга

Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...

Очень опасный кораблик
Что такое физалия, и почему ее надо бояться
Борода - краса и гордость моряка

Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.

Мурены: потенциально опасны
Предрассудки, связанные с ложными представлениями о муренах, стали причиной повсеместного истребления их в Средиземноморье. Но так ли уж они опасны?
Навигация на пальцах
Звездные ночи в море не только невероятно красивы – яхтсмены могут (и должны) использовать ночное небо для навигации. Чтобы точно знать свое положение, порой можно обойтись без компаса или секстанта
Мотосейлер. Нестареющая концепция

Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?

Мыс Горн. 400 лет испытаний

«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк

Блуждающие огни

Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.

Питер Блейк. Легенда на все времена

Питер Блейк… Он вошел в историю не только как талантливый яхтсмен, но и как признанный лидер, ставший «лицом» целой страны Новой Зеландии, показавший, что значит истинная забота и настоящая ответственность: на самом пике спортивной он оставил гонки и поднял парус во имя защиты Мирового океана – того океана, который он так сильно любил