За какими же новыми благами...
Вольным – воля, спасенному – рай...
Все бегут, притворяясь бродягами,
Пилигримы в неведомый край?
Константин Никольский
Текст Павла Дигая
Без моря тут не обошлось. И без вмешательства высших сил. Одним словом – чудо. А было так.
Одним из ближайших учеников Иисуса Христа был апостол Иаков, в прошлом рыбак. После воскрешения и вознесения учителя Иаков отправился за море, в Испанию, тогда отдаленную римскую провинцию, проповедовать новое истинное учение. Однако в силу ряда обстоятельств ему пришлось вернуться в Иерусалим, где он был схвачен слугами Ирода Агриппы и в 44 году от рождества Христова казнен. Останки апостола его сторонники сложили в ковчег, ковчег положили в лодку и ту пустили на волю волн. Долго носило лодку по морю, пока не прибило к берегу в устье реки Ульи. В Испании…
Обычно таким изложением событий эта история и ограничивается. Но если вглядеться в нее пристальнее, возникают вопросы. Потому что где Иерусалим и где река Улья? Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять, сколь сложным и, говоря по правде, невероятным был маршрут лодки. Ведь она пересекла Средиземное море, каким-то образом преодолевая встречное течение, прошла между Геркулесовыми столбами, то бишь Гибралтарским проливом, после чего, продвигаясь на север по бурному Атлантическому океану, оказалась у берегов нынешней Галисии.
Краткость, безусловно, сестра таланта, но не в данном случае. Потому что, как свидетельствуют другие источники, лодка плыла не сама по себе. Ее вели моряки, умело управляющиеся с парусом и рулем, знакомые с течениями и преобладающими ветрами. И цель они имели вполне конкретную – доставить останки апостола в те места Испании, где он проповедовал.
Вот теперь понятно… Сильные люди, смелые планы. Да только море все равно оказалось сильнее. Начался шторм, и ковчег смыло за борт. Долго ли коротко ли его носило по волнам, но в конце концов прибило к земле. В полосе прилива ковчег пролежал почти восемь веков, пока в 813 году монах-отшельник Пелайо, следуя за некоей путеводной звездой, не обнаружил его, весь покрытый водорослями и ракушками.
По прошествии нескольких десятилетий король Альфонс III приказал на месте находки построить церковь, само же место назвать Компостела (от лат. Campus Stellae, то есть «место, обозначенное звездой»). С тех пор святой Иаков несколько раз являлся испанцам во время их битв с маврами, и оттого стал почитаться как покровитель Испании.
Вокруг церкви возникло небольшое селение, которому было суждено превратиться в город Сантьяго-де-Компостела (Сантьяго = Иаков = Яков = Жак = Джеймс), столицу Галисии и третью по значению святыню католицизма после Иерусалима и Рима. И везде в этом городе, коли вам доведется там побывать, вы увидите изображение ракушки – на стенах домов, на балюстрадах, даже на дверных молотках. Потому что это напоминание о тех моллюсках, что облепили ковчег, а еще это эмблема пилигримов (от лат. Peregrine – иностранец), то есть паломников, что прибывают сюда тысячами, чтобы поклониться нетленным мощам апостола, хранящимся в грандиозном соборе Святого Иакова.
Эту ребристую раковину двустворчатого моллюска из рода Pecten, подобранную на берегу океана, средневековые пилигримы прикрепляли к шляпе или плащу как наглядное свидетельство своего паломничества. Впрочем, раковину с успехом использовали и в качестве дорожной посуды. Нередко по возвращении домой паломники заделывали раковину в стену своего дома – с тех пор очертания этой раковины стали использоваться как деталь орнамента, чему доказательство хотя бы знаменитый особняк Арсения Морозова в Москве, что на Воздвиженке, там они во множестве «разбросаны» по фасаду.
Раковин гребешка святого Иакова, как стали называть эти моллюски, хватало на всех – галисийское побережье щедро усыпано ими. И тогда, и теперь – так, в 2009 году более 145 тысяч человек прошли Эль Камино-де-Сантьяго, знаменитой паломнической дорогой, а это несколько сотен километров, по долинам и горам, через перевалы. И на их рюкзаках все та же ракушка, хотя все чаще сделанная из пластмассы, что и красивее, и дешевле.
Справедливости ради надо заметить, что местное население относится к гребешкам куда с меньшим пиететом, чем паломники. Называют они их виейра (Vieira) и вовсю используют в гастрономических целях: если полить сливочно-винным соусом, присыпать толчеными сухарями и сыром, то… о-о-о, м-м-м!
Однако паломников такой утилитарный подход устраивает далеко не всегда. Им милее философский, ибо как лучи ракушки начинаются из разных точек, а сходятся в одной, так и люди… у каждого свой жизненный путь, но нет одной дороги к истине. Как писал бразильский писатель Пауло Коэльо, тоже прошедший Эль Камино-де-Сантьяго.
Опубликовано в Yacht Russia №10 (123), 2019 г.
Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...
Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.
Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?
«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк
Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.
Питер Блейк… Он вошел в историю не только как талантливый яхтсмен, но и как признанный лидер, ставший «лицом» целой страны Новой Зеландии, показавший, что значит истинная забота и настоящая ответственность: на самом пике спортивной он оставил гонки и поднял парус во имя защиты Мирового океана – того океана, который он так сильно любил