Текст Сергея Борисова
15 июля 2007 года стартовала регата Transpac. Знаменитая, с биографией, берущей начало в 1906 году, с правилами, обладающими силой закона. В традициях, однако, подчас таится угроза популярности: когда все привычно, знакомо, то уже не так интересно, и отсюда один шаг до стагнации с последующим угасанием. Но в этом году все было свежо и ново – на старт в Лос-Анджелесе вышла яхта Morning Light с самой молодой командой за всю историю гонки, средний возраст членов экипажа был 21 год. Но главное в другом: 11 человек на борту яхты не имели опыта офшорных плаваний, то есть совсем. Хотя и это не все…
Вниманием прессы регата Transpac никогда не была обижена, однако на этот раз гонке предшествовал настоящий ажиотаж. Его умело подогревали специально обученные этому сотрудники компании Walt Disney Pictures. С какого бока здесь, спрашивается, короли анимации? Ну, прежде всего, студия Disney – это не только Микки-Маус, пес Плуто, Белоснежка, гномы и их преемники, но и десятки полнометражных художественных фильмов, многие из которых, к слову, имеют самое непосредственное отношение к морю и парусам, вспомним хотя бы сагу о Джеке Воробье и «Черной жемчужине». Есть в активе компании и документальные фильмы, и абсолютное их большинство все о нем же – о море, об океанах, их тайнах, глубинах и обитателях – рыбах, китах, дельфинах, а еще о людях, предпочитающих водную стихию земной тверди. Столь явное предпочтение, в свою очередь, имеет объяснение. Странно было бы ожидать иного, коли человек, курировавший в компании документальное кино, был страстным яхтсменом. Паруса он не просто любил – обожал!
Рой Эдвард Дисней был сыном Роя Оливера Диснея, одного из основателей The Walt Disney Company. Понятно, что племянник великого Уолта Диснея не мог остаться в стороне от дела своего дяди. Правда, художником он не был, зато обладал выраженными задатками бизнесмена, которые усердно шлифовал на протяжении многих десятилетий. Одновременно, благодаря окружению из творческих людей, у него развился и художественный вкус, что, разумеется, было на пользу не только ему, но и компании, в которой он дорос до поста вице-президента, а в 2005 году стал ее почетным директором.
Гонка Transpac пороводится раз в два года и считается «истинно американским достоянием». Рой Эдвард Дисней участвовал в ней 16 раз
Бизнес – это, разумеется, важно, но у Роя Диснея была и настоящая страсть – парусные гонки, не прибрежные – дальние, среди которых он особенно выделял Transpac. По многим причинам.
Во-первых, это была по-настоящему американская гонка: от берега до берега – от Лос-Анджелеса, мимо острова Санта-Каталина и до самых Гавайев. Конечно, в этой гонке никогда не возбранялось участвовать иностранцам, и не раз бывало, что именно они становились ее героями, как это случилось в 1969 году, когда (пускай и вне зачета, так как он шел на тримаране) первым финишную черту у маяка Даймонд-Хед к востоку от Гонолулу пересек Эрик Табарли. Тем не менее, на имидже гонки это никак не сказывалось, она оставалась «истинно американским достоянием», украшенным именами не только яхтсменов, но и звезд Голливуда, принимавших в ней участие, как правило, на принадлежащих им яхтах. А все, что касается Голливуда, автоматически становится образцом для подражания, по крайней мере для граждан США.
Во-вторых, это особенность маршрута регаты, проводящейся раз в два года. Лишь первые десятки морских миль из 2225 по генеральному курсу яхтам приходится бороться с течениями и встречным ветром, потом их подхватывает пассат, они поднимают все паруса, огромные спинакеры становятся подобны воздушным шарам, и лодки буквально летят к заветной цели. Известно, что всякий русский, как утверждал классик, любит быструю езду, но к американцам это относится не в меньшей степени.
Есть и другие причины, но они не так существенны, хотя Рой Дисней мог бы привести их все, благо участвовал в гонках Transpac на протяжении тридцати лет. Дебютировал он в 1975 году членом команды яхты Shamrock, и в дальнейшем не пропускал ни одного «сезона». Шестнадцать раз он выходил на старт, на его счету два рекорда – в 1977 и 1999 годах, причем второй рекорд продержался почти десятилетие: 73-футовая яхта Диснея Pyewacket прошла дистанцию со средней скоростью в 24 узла.
Возраст, однако, брал свое, и в 2005 году Рой Дисней объявил, что покидает ряды гонщиков-экстремалов, но пообещал, что со своей 60-футовой круизной лодкой Reichel Pugh обязательно наведет шороху в гонке Ньюпорт–Энсенада.
Свою яхту-рекордсменку Pyewacket Рой Дисней передал в дар школе парусного спорта и мореплавания в колледже Оранж-Кост, сопроводив подарок условием, чтобы лодка чаще была в море, чем у причальной стенки, он за этим проследит.
Благодарность же гонке, в которой участвовал столько раз и столько лет, Дисней выразил именно так, как и должен был сделать влиятельный представитель киноиндустрии. Он стал продюсером фильма «Transpac: A Century Across the Pacific», в котором рассказывалось о вековой истории регаты. Режиссером фильма стала его супруга Лесли ДеМойз, представлявшая студию Pacific High Productions.
А потом… потом появилась идея. Трудно сказать, кто высказал ее первым. Возможно, это был Робби Хейнс, координатор всех парусных проектов Роя Диснея, участник 12 регат Transpac, яхтсмен, выигравший семь чемпионатов мира в пяти классах, золотой медалист Олимпиады 1984 года в классе «Солинг». Возможно, это был Том Поллак, исполнительный директор класса TP 52, представитель Transpacific Yacht Club. Впрочем, и тот и другой отдавали пальму первенства Рою Диснею, а они лишь горячо поддержали ее. Пусть так, не суть. Важнее итог: было задумано снять документальный фильм о команде, собранной из молодых людей, далеких от больших парусных гонок, о ее подготовке и участии в 44-й регате Transpac в 2007 году.
Несомненно, что определенное влияние на это решение оказал зарубежный опыт. С печальным концом…
Британский яхтсмен Чэй Блайт, совершивший в начале 1970-х годов «невозможный» рейс – одиночную кругосветку нон-стоп против господствующих ветров, то есть с востока на запад, – через двадцать лет создал компанию Challenge Business, которой предстояло проводить океанские гонки для непрофессионалов. Специально для первой кругосветной регаты, которая стартовала в сентябре 1992 года из Саутгептона, был построен флот из 10 стальных 67-футовых яхт-монотипов, спроектированных для переходов в высоких широтах. На борту каждой из них шел профессиональный шкипер с командой из 13 добровольцев, заплативших за участие в регате немалые деньги. Первая гонка называлась British Steel Challenge, через четыре года она поменяла название на BT Global Challenge. Третья по счету кругосветка ознаменовалась переходом на новые 72-футовые яхты, спроектированные британцем Конрадом Хамфрисом, и он же стал победителем регаты в качестве шкипера яхты LG Flatron. Название этой яхты говорит о многом: чтобы облегчить финансовое бремя для участников регаты, каждая яхта имела титульного спонсора в лице могущественной корпорации или небедной общественной организации. Казалось бы, разумное решение, но у него оказалась обратная сторона. По ходу и после окончания соревнований компании-спонсоры дружно ополчились на Блайта, поскольку каждая считала, что ей уделялось недостаточно внимания, и уж точно меньше, чем соперницам-конкуренткам. В результате в октябре 2006 года в компании Challenge Business было введено внешнее управление, и вскоре она была признана банкротом, а для погашения долгов яхты BT Global Challenge были пущены с молотка. Справедливости ради надо отметить, что Чэй Блайт с честью вышел из этой ситуации, вернув вступительные взносы людям, заявившим о намерении принять участие в гонке 2008 года*.
Принцип, являвшийся краеугольным камнем в кругосветных регатах, организованных Чэем Блайтом, представлялся Рою Диснею и плодотворным, и продуктивным. Собрать новичков, подготовить их в сжатые сроки и отправить в гонку, а затем посмотреть, что из этого получится. Чем не интрига? Надо лишь обеспечить соответствующее информационное – с налетом сенсации – сопровождение, о чем мечтал и чего не удалось сделать Блайту. Пусть это будет что-то вроде реалити-шоу, но с упором на первое слово, а получится ли шоу – это покажет время. И наконец, участники не должны ничего платить, все расходы возьмет на себя компания Walt Disney Pictures, а посему в случае успеха вся слава достанется ей.
Лесли ДеМойз поддержала супруга, старые друзья тоже обещали поддержку, и был брошен клич: кто?! Ответы не заставили себя ждать, и уже через пару месяцев у авторов проекта, получившего название Morning Light, имелось 538 заявок со всего мира. Из них было сначала отобраны 30 человек, которых пригласили на отборочные испытания в Лонг-Бич, Калифорния. По их результатам число претендентов сократилось до 15, причем в гонку должны были пойти 11.
Журналисты, пристально следившие за тем, как продвигался проект, отмечали, что все кандидаты молоды – от 18 до 23 лет, что соответствовало действительности, и они абсолютные профаны в парусном спорте, а вот это было не совсем так. Новичков в полном смысле этого слова было всего три человека, остальные же были знакомы с парусами и яхтами, другое дело, что они не имели опыта больших гонок, это было правдой. Все они были американцами, за исключением одной девушки-австралийки. Впереди у них были шесть месяцев тренировок.
Между тем Рой Дисней приобрел яхту класса TP52 у разработчика программного обеспечения Филиппа Кана и переправил ее на Гавайи. Там у Роя был большой дом в местечке Даймонд-Хед-Драйв, где предстояло поселиться будущим членам экипажа яхты «Утренний свет». К их приезду дом стал напоминать швейцарский сыр – съемочная группа студии Disney понаделала дыр во всех стенах, чтобы проложить кабели и установить свет.
Самым драматическим моментом в ходе подготовки к регате было общее собрание команды, когда решалось, кто пойдет в гонку, а кто останется на берегу в числе запасных
Тренировки были жесткими, об этом позаботились тренеры, чей состав был как на подбор. За безопасность отвечал Чак Хоули, вице-президент по разработке товаров для West Marine, крупнейшего в США магазина по продаже водной техники. Теоретической подготовкой занимался Стэн Хони, не раз принимавший участие в гонках Transpac, навигатор яхты ABN AMRO 1, победившей в гонке Volvo Ocean Race сезона 2005/06 года. Шкипер этой яхты, Майк Сандерсон, «Яхтсмен года» по версии ISAF, человек, прошедший три Кубка «Америки», был главным тренером.
Они выходили в море в любую погоду – и в штиль, чтобы научиться выжимать из яхты хоть что-то даже в самый слабый ветер, и в ненастье: как-то, в контрольном 138-мильном плавании вокруг острова Молокаи, яхта попала в настоящий шторм с порывами ветра до 50 узлов.
По окончании тренировок 15 кандидатам предложили самим выбрать 11 участников гонки. Это было сложно, но необходимо. Одного члена команды сразу отправили в запас – он получил травму и пропустил две недели занятий. С остальными было сложнее, у кого-то на глазах даже заблестели слезы, и все же выбор был сделан.
Вот кто вошел в основной состав: Крис Браннинг, Грэм Брант-Завадзки, Крис Кларк, Стив Мэнсон, Крис Шуберт, Кейт Тайсен, Дженни Таллох, Крис Уэлч, Кит Уилл, Джереми Уилмот… Самое большое представительство имел университет Род-Айленда: Джесси Филдинг, Робби Кейн, Марк Тауилл и Чарли Энрайт. Именно об этих ребятах расскажем хотя бы кратко, чтобы составилась и общая картина.
Джесси Филдинг никогда не ходил под парусом до переезда из Калифорнии в штат Род-Айленд. Волей случая став обладателем стипендии местного яхт-клуба, он в первой же гонке стал чемпионом штата среди школьников.
Робби Кейн, будущий специалист по ландшафтной архитектуре, влюбился в парусный спорт в 11 лет, гоняя на «Оптимистах». В дальнейшем не без успеха участвовал в регатах спортивных швертботов.
Восемнадцатилетний Марк Тауилл был самым молодым в команде. Именно он в ходе одной из тренировок на Гавайях, будучи рулевым, разогнал Morning Light до рекордной для нее скорости 29,5 узла.
Чарли Энрайт. Все его приятели и однокашники из университета подали на этот проект резюме, ну и он тоже подал, причем в последний момент. С парусами он был знаком – ходил на круизных яхтах.
И наконец, еще один член экипажа – Пит Ван Ос. Опытный яхтсмен, один из четырех профессионалов на борту яхты. Он был в море, когда по радио узнал о затее Роя Диснея. Пит воспользовался Интернетом, чтобы отправить свою заявку. Нет, его не интересовали ни актерское мастерство, ни известность, но его дедушка выиграл Transpac в 1961 году, и он вырос рядом с трофеем, мечтая о дне, когда сам отправится в эту гонку.
Все было готово к старту, журналисты атаковали Роя Диснея, и он с удовольствием с ними общался – не только потому, что такова обязанность продюсера, ему просто было по душе то, что он делал.
«Это будет фильм не о яхте и не о гонке, – говорил он. – Фильм расскажет о людях, которые этой яхтой управляют и в этой гонке участвуют. Он о препятствиях, которые неизбежны, и о том, как их будут преодолевать. Это не будет фильм для яхтсменов, мы делаем кино для остального мира, который мало что знает о парусах и яхтах или не знает вообще ничего. Что сейчас для этих людей такая гонка, как Transpac? Вот они видят яхту на старте, такую крохотную по сравнению с необъятным океаном, потом они видят эту крошку на финише. И все. А ведь между стартом и финишем прошли дни, и много чего случилось, и очень важного не только в спортивном, но и в чисто человеческом плане: кто-то ошибся, кто-то исправил ошибку, кто-то повысил голос и не извинился, а кто-то повинился и тем заслужил уважение. Конфликты, страсти, связи… Мы хотим пригласить зрителя на борт яхты, пусть он увидит все сам, изнутри. И не волнуйтесь так за этих ребят, им совершенно наплевать, снимаем мы фильм или нет. Они просто хотят выиграть. Для меня же, признаться, не принципиально, какое место они займут в гонке, гораздо важнее, что они в ней участвуют. Я даже боюсь, как бы они не выиграли, тогда все происходящее будет выглядеть фальшиво».
Лесли ДеМойз вторила мужу: «Конечно, дело не в лодке, а в молодых людях, которые на ней находятся, в том, как они становятся командой. Я не знаю, что у нас получится в итоге, но мы хотим сделать фильм, который нравился бы нам самим. Мы с Роем, наши друзья, тренеры, ребята с Morning Light с их талантами и амбициями – это его главная аудитория».
И вот – старт. Парни и девушки на борту Morning Light работают как одержимые. Они обязаны показать… доказать всем, чего они стоят на самом деле. Все это впоследствии найдет отражение в фильме. В нем все честно: никто не оказывается за бортом, нет ссор и истерик, вообще нет того драматизма, без которого, кажется, и кино не кино, даже документальное, тем более фильм о парусном спорте, таком романтичном и в то же время полном азарта. Зато в фильме представлена реальная история человеческих взаимоотношений и куча бытовых мелочей, которые позволяют узнать, каково это – участвовать в такой сложной гонке. И в этом огромная заслуга съемочной группы, напичкавшей лодку камерами и сопровождавшей яхту на 125-футовом моторном катамаране Cheyenn (экс-PlayStation Стива Фоссетта), во главе с оператором Ричардом Деппом, режиссером Марком Монро и редактором Полом Краудером. Ребята на яхте называли «преследователей» не иначе как «звездой смерти», но в конце концов действительно перестали обращать на них внимание, как и на вертолеты, регулярно зависающими над ними, – съемка велась и оттуда.
Один из самых эффектных эпизодов гонки и фльма – когда на третий день к Morning Light приблизились их главные соперники на яхте Samba Pa Ti. В какой-то момент она подошла так близко, что рулевые могли бы обменяться чашками кофе. И тут зрителю напоминают, что на одной лодке профессиональные яхтсмены, а на другой – желторотые новички…
Они менялись на глазах, эти ребята. Перед стартом с некоторой опаской они говорят о том, что их ждут суровые ограничения – в океане не будет ни пиццы с сыром, ни кабельных каналов, ни кофе Starbucks. А в гонке они, а вместе с ними и зрители, узнают, что на яхте надо обязательно мыться, потому что вонять – это не круто, но вода только для питья, на большее опреснитель не рассчитан, поэтому приходится пользоваться влажными салфетками. А потом выясняется, что продуктов в погоне за минимизацией веса взято на восемь дней, а они проведут в гонке больше, и потому в конце им предстоит довольствоваться сублимированной пищей и мечтами о стейке и стакане чая со сдобной булочкой. Плюс режим: скудный завтрак в 6 часов утра, еще более скромный ужин – в 6 часов вечера. В результате каждый из них потерял в весе, многие – больше 10 фунтов.
Их переход от Калифорнии до Гавайских островов продолжался 11 дней и 16 часов. В 6:03 утра взошло солнце, а в 6:09 яхта Morning Light под ярко-оранжевым спинакером пересекла линию финиша. Третьей в своем дивизионе.
Рой Эдвард Дисней мог быть доволен: они не выиграли, но по большому счету победили.
Создатели фильма не рассчитывали на большую аудиторию и огромную прибыль, они делали кино прежде всего для себя, наслаждаясь каждым днем съемок
Фильм Morning Light вышел на экраны в 2008 году, одновременно увидела свет сопровождавшая его книга «Чему нас учит море». Лента получила много хвалебных откликов со стороны критиков, но была довольно прохладно встречена зрителями. Мировая прибыль фильма составила 275 тысяч долларов, и неизвестно, покрыла она расходы на съемки или нет, так как Рой Дисней и Лесли ДеМойз эту тему упорно обходили молчанием. Ведь они снимали фильм прежде всего для себя, не так ли, они наслаждались этим проектом, так при чем здесь деньги? А вот специалисты по документальному кино были куда как щедры на комплименты и оказались прозорливы: фильм ввел многие элементы, а имевшиеся отточил до совершенства, без которых ныне немыслимы те же реалити-шоу: рассказы-исповеди героев, компьютерная графика, ускоренная прокрутка кадров…
Как бы то ни было, Рой Дисней был доволен: «Мы внушали этим ребятам, что парусный спорт – это не только конкуренция, что море дает уверенность в себе, учит доверию, терпению, настойчивости. Мы были для них если не боги, ну уж наверняка как отцы, хотя меня вернее считать дедушкой. Мы познакомились с ними, прикоснулись к их жизни и влюбились в поколение, которое сменит нас на этой земле и этой воде. Мы вновь поверили человечество, жизнь и возможности, которые даны всем нам с рождения».
26 апреля 2008 года Рой Дисней получил степень почетного доктора Морской академии Калифорнии за активную общественную деятельность в целом и за вклад в развитие парусного спорта в частности. Тогда, поблагодарив за оказанную ему честь, он обмолвился, что через семь, девять, десять лет снимет продолжение фильма Morning Light. Соберет тех же парней и девушек, чтобы узнать, кто кем стал, чего достиг, добился, и они снова выйдут в море на яхте… Этого не случилось – и не случится, 16 декабря 2009 года Рой Эдгар Дисней скончался от рака желудка в мемориальном госпитале в Ньюпорт-Бич, Калифорния. Ему было 79 лет.
А что с участниками проекта? Все они, все до единого, так или иначе связали свою жизнь с парусными яхтами. Некоторые стали инструкторами, двое - дилерами, кто-то приобрел круизную яхту и проводит на ней самые счастливые часы и дни, а кто-то…
Чарли Энрайт в 2011 году принял участие в гонке Fastnet Race, работал в компании North Sails, а затем стал шкипером команды Team Alvimedica в гонке Volvo Ocean Race 2014/15. Ему «ассистировал» бывший однокашник и товарищ по Morning Light Марк Тауилл, принявший на себя обязанности менеджера команды и вахтенного начальника. Они выиграли первую прибрежную гонку Volvo Ocean Race в акватории Аликанте, заявив тем самым, что уже не те восторженные дилетанты, которыми были когда-то. Правда, в том сезоне Volvo Ocean Race они стали пятыми в общем зачете. Тот же результат показал Чарли Энрайт в сезоне 2017/18 года, когда был шкипером команды Vestas 11th Hour Racing. Собираются они принять участие в этой престижной гонке и в следующем сезоне, и не просто участвовать, но и победить. Сделан и первый шаг - приобретена лодка Hugo Boss, на которой прежде выступал знаменитый Алекс Томсон. Стратегическим партнером команды Энрайта-Тауилла стала компания MerConcept Франсуа Габара. Вот такой серьезный подход, свойственный не молодости, но зрелости.
Прав был Рой Дисней: парусный спорт меняет судьбы людей – к лучшему.
Да, а как поживает гонка Transpac? В июле 2019 года прошла юбилейная, 50-я регата.
Опубликовано в Yacht Russia №10 (123), 2014 г.
Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...
Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.
В гости к Табарли - один день из жизни Брижит Бардо и Алена Делона
Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?
«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк
Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.