Текст Павла Дигая
16 июня 1931 года пленум ЦК ВКП(б) постановил: каналу Москва–Волга быть! Прошло пять лет, и заполнились водой новые водохранилища – Химкинское, Клязьминское, Пироговское. Главным, конечно же, было Химкинское, поскольку от него до Кремля рукой подать, это во-первых. А во-вторых, там были построены речной вокзал и водная станция. Именно это водохранилище – Химкинское – следует считать местом рождения московского парусного спорта, во всяком случае массового. И пускай это право оспаривают Клязьма и Пироговка, однако факт остается фактом: именно сюда, в гавань спортобщества «Динамо», пришли первые яхты, которыми с москвичами поделились спортсмены Ленинграда. Именно здесь, перед новеньким, с иголочки, зданием речного вокзала прошли первые в столице парусные соревнования и парады.
Проект Химкинского речного вокзала (Северным он стал, когда появился Южный) стал первой в СССР архитектурной концепцией водного транспортного узла, в которой предпочтение отдавалось эстетической, а не функциональной составляющей. По задумке главного архитектора здания Алексея Рухлядева вокзал со стороны должен был напоминать пароход – с корабельными палубами и шпилем-трубой.
Разумеется, не обошлось без украшательств в стиле «сталинского ампира», однако некоторые детали придавали зданию «лица необщее выражение», и среди них фонтаны «Юг» с металлическими дельфинами, играющими в воде, и «Север» с фигурами мраморных белых медведей и железных птиц.
Просторное помещение вокзала позволяло вместить одновременно более 400 человек. В северной части располагался ресторан (фильм «По семейным обстоятельствам» помните? С Галиной Польских, Евгением Евстигнеевым и Владимиром Басовым?). В южной – зал ожидания. Центральную часть вокзала занимал вестибюль, где располагались душевая, парикмахерская, библиотека, телеграф, медпункт…
В 1987 году вокзалу присвоили статус памятника архитектуры, что не помешало ему за последующие двадцать лет превратиться фактически в руины.
В 2009 году вокзал закрылся на реконструкцию, однако работы начались лишь 8 лет спустя с целью превратить речной вокзал в современный комплекс. И похоже, цель достигнута: здание отреставрировано, интерьеры восстановлены – милости просим!
Сейчас обновленный Северный речной вокзал может отправлять четыре судна одновременно и до 24 в сутки, а на набережной появилась специальная зона для экскурсионно-прогулочных маршрутов. На крыше здания обустроена смотроваяую площадка, отсюда, как предполагается, удобно будет наблюдать за парусными баталиями, разворачивающимися на Химкинском водохранилище. Правда, как яхты будут уживаться с многопалубными теплоходами, пока не ясно, но надежда на компромисс есть.
Опубликовано в Yacht Russia №11-12 (131), 2020 г.
Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...
Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.
В гости к Табарли - один день из жизни Брижит Бардо и Алена Делона
«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк
Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?
Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.