Тайна «солнечного камня»
Как викинги ориентировались в море
Куда пойдем? Киноверсия...Фрагмент навигационного диска (Уунаторк, Uunartoq) эпохи викинговПоморский ветромет

Подготовил Сергей Борисов

Викинги были бесстрашными мореходами – это бесспорно. Недоумение и споры вызывает другое: как они ориентировались в море? Понятно, что обычно на своих дракарах они шли вдоль берегов с оглядкой на приметные места: устья рек, фьорды, острова, мысы, горы – подсказок хватало. При этом на ночь они предпочитали приставать к берегу, чтобы, оставшись в море, не потерять его из виду во тьме. Все это верно, но как же викинги совершали многодневные переходы вдали от суши? В конце концов, это они открыли Гренландию и Америку, для чего им приходилось преодолевать огромные водные пространства. Но как, если о компасе и магнитной навигации они и слыхом не слыхали? Конечно, они полагались на волю неба: солнце встает на востоке («Austuratt), падает за горизонт на западе (Westuratt), а Полярная звезда на небе укажет путь ночью. Но что делать, если день за днем северное небо затянуто непроглядными тучами, если льет дождь, валит снег?

Этот вопрос оставался без ответа долгие столетия. Свет истины забрезжил лишь в 1948 году, когда на берегу гренландского фьорда Уунарток был найден «солнечный диск» древних викингов, вернее, его фрагмент. По сути, это были своеобразные солнечные часы с часовыми насечками (те, что побольше, обозначали стороны света) и гномоном – «солнечным бруском», вставлявшемся в отверстие в центре диска, такой «брусок» тоже был найден.

Согласно экспериментальным данным, полученным исследователем этого артефакта венгерским ученым Габором Хорватом, точность «часов» была достаточно велика: если расположить диск в солнечную погоду так, чтобы тень от гномона совпала с соответствующей насечкой, можно сориентироваться по сторонам света с погрешностью ±4°. Однако подобная точность возможна лишь в период с мая по сентябрь и только на широте 61°. Чуть раньше, чуть позже, чуть в сторону – и погрешность начинает резко расти. Но ведь свои трансатлантические переходы викинги совершали в летнее время и как раз в районе данной широты, так что компас-часы служили им верой и правдой.

Да, но как же дождь, туман и спрятавшееся за тучами солнце? Одолеть эти трудности помогал solstenen - «солнечный камень». Об этом свидетельствовали скандинавские саги, в частности «Сага об Олафе Святом». В ней есть такие строки: «Погода была облачная, шел снег. Святой Олаф, король, послал человека посмотреть, нет ли где-нибудь хоть клочка чистого небе. Но облака застелили весь небосвод. Тогда он призвал Сигурда с солнечным камнем. Тот посмотрел сквозь него на небо и понял, где находится невидимое солнце».

Существовал этот магический кристалл или это выдумка скальдов, сродни рассказам о шестируких людях и страшных морских чудовищах? Ученые склонялись ко второму, хотя еще в 1969 году предположение о том, что «солнечный камень» следует искать среди кристаллов, обладающих поляризующими свойствами, выдвинул датский археолог Торкильд Рамскоу, предложив на роль solstenen три минерала - турмалин, иолит и исландский шпат. Ответ дала находка, сделанная в 2003 году после обнаружения места крушения корабля елизаветинской эпохи, затонувшего в 1592 году близ острова Олдерни в проливе Ла-Манш. В каюте капитана был обнаружен полупрозрачный камень, который оказался не чем иным, как исландским шпатом. После этого два французских физика из Реннского университета, Ги Ропар и Альбер ле Флох, провели серию экспериментов с исландским шпатом и высказали свое авторитетное мнение. Вот оно. Исландский шпат – это кристалл, расщепляющий проникающий в него свет на две составляющие (двойная рефракция). Так как лучи имеют разную поляризацию, яркость изображений на обратной стороне камня зависит от поляризации исходного света. Изменяя положение кристалла так, чтобы изображения приобрели максимальную яркость, можно вычислить положение солнца в пасмурную погоду и даже в течении четверти часа после того, как оно опустилось за горизонт.

Невзирая на сомнения скептиков, можно считать почти 100-процентно доказанным, что викинги могли ориентироваться в море с помощью «солнечного диска» и «солнечного камня», и более того, о пользе этого «камня» знали даже в годы английской королевы Елизаветы.

Впрочем, у викингов были и другие «навигационные приборы». Например, горизонтная доска. На ней отверстиями были помечены месяцы походов. С одной стороны — положения солнца на восходе, с другой — на закате. Колышком помечался текущий месяц. Сделав один замер колышком (на закате или рассвете), можно было определить север, отметив середину расстояния между соответствующим противоположным отверстием для текущего месяца.

После этого стоит удивляться не тому, что викинги открыли Исладию, Гренландию и Америку, а что они не остановились на этом. Могли бы идти дальше. Видимо, просто не успели, кончалось их время…

Поморский ветромет
В своей книге «По студеным морям» известный капитан и не менее известный автор исторических романов Константин Бадигин, рассказывая о навигационном искусстве поморов, писал: «Прибор этот, поморский ветромет, представлял собой большой деревянный диск диаметром 60-70 см и толщиной 5 см. По краю диска просверливали отверстия и в них вставляли стержни толщиной в карандаш, но разной длины, всего 32 (по числу румбов). В центр диска вставлялась палочка побольше, служившая для определения север-юг по солнцу в полдень. Восемь палочек было больших, они назывались «ветрами», восемь средних – «межников», и шестнадцать малых, называемых «стриками». С такими ветрометами поморы смело выходи в море».
Судя по описанию Бадигина, поморский ветромет – это потомок «солнечного диска» викингов, но при этом еще и своеобразный пеленгатор, позволявший составлять знаменитые поморские лоции, с которыми можно было смело идти хоть на Грумант, хоть на Новую Землю. И без компаса.

Опубликовано в Yacht Russia №9-10 (136), 2021 г.

Популярное
Мотылек с острова Дьявола
Он был преступником. Арестантом. Заключенным. И бежал снова и снова. Его ловили, а он опять бежал. Потому что... Жить, жить, жить! Каждый раз, находясь на грани отчаяния, Анри Шарьер повторял: «Пока есть жизнь, есть надежда».
Снежные паруса. Секреты зимнего виндсерфинга

Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...

Очень опасный кораблик
Что такое физалия, и почему ее надо бояться
Борода - краса и гордость моряка

Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.

Мурены: потенциально опасны
Предрассудки, связанные с ложными представлениями о муренах, стали причиной повсеместного истребления их в Средиземноморье. Но так ли уж они опасны?
Навигация на пальцах
Звездные ночи в море не только невероятно красивы – яхтсмены могут (и должны) использовать ночное небо для навигации. Чтобы точно знать свое положение, порой можно обойтись без компаса или секстанта
Мотосейлер. Нестареющая концепция

Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?

Мыс Горн. 400 лет испытаний

«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк

Блуждающие огни

Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.

Питер Блейк. Легенда на все времена

Питер Блейк… Он вошел в историю не только как талантливый яхтсмен, но и как признанный лидер, ставший «лицом» целой страны Новой Зеландии, показавший, что значит истинная забота и настоящая ответственность: на самом пике спортивной он оставил гонки и поднял парус во имя защиты Мирового океана – того океана, который он так сильно любил