Текст Артура Гроховского
История этой лодки началась с того, что Дмитрий Жайворонок задумал создать яхт-клуб нового для Санкт-Петербурга стиля – с собственным флотом парусных яхт. И если с тем, как делать клуб, ему было понятно все (или почти все), то с флотом были проблемы. Нужен был монотип с совершенно определенными параметрами, удобный для перевозки, недорогой в обслуживании, простой в управлении (для новичков), быстрый и азартный на ходу (для спортсменов). Наконец, яхта должна была быть «неубиваемой» и сравнительно доступной по цене. На тот момент ничего подобного в стране не было. И вот же удача – тогда же Александр Филиппов задумался об усовершенствовании выпускаемого его верфью швертбота «эМ-Ка» и позвонил Дмитрию, чтобы посоветоваться – были кое-какие неясности и нюансы. Оказалось, что есть идея лучше! Так в спорах и сотрудничестве стал вырисовываться проект mX 700. Это было лето 2018 года.
Mobile Group сразу стала ориентироваться на отечественные материалы и комплектующие.
Алюминиевую мачту (от угля решили отказаться сразу – дорого плюс полная технологическая зависимость от импорта) делает российская фирма Windbrothers, которая экструдирует специальный профиль конкретно под проект mX 700.
Дельные вещи заказали фирме «Барракуда», и они тоже удовлетворяют качеством. Здесь работает принцип синергии – серийный заказ на дельные вещи позволяет и фирме-изготовителю расширять каталог своих изделий.
Однако создатели лодки не ставили себе задачу разбить голову о стену ради стопроцентного импортозамещения: раз пока не удается сделать закрутку стакселя, по качеству аналогичную Selden, значит, пусть будет Selden. Причем поскольку закрутка планировалась утопленной в палубу, был сделан картонный макет носовой части для того, чтобы на нем отработать аэродинамически правильное, но в то же время доступное для обслуживания расположение закрутки «в палубе».
И все же в целом лодку можно назвать почти полностью российской: мультиаксильная ткань отечественная, эпоксивинилэфирная смола тоже российская, варится в Ярославле, правда, по сербской технологии. С чем пока серьезный затык, так это с пенопластами наполнителя – секция корпуса лодки выклеивается с использованием инфузионной технологии, абы какой пенопласт тут не применишь. Выручает пока что «параллельный импорт». Нет также и отечественных качественных стекломатов, в работу идут китайские и белорусские материалы. Гелькауты турецкие и корейские.
Отдельно стоит сказать о производстве корпуса яхты. (Кстати, в тот момент, когда мы были на производстве, корпус № 99 был уже готов, на наших глазах выклеивалась секция сотого корпуса, а также секция палубы корпуса № 101, так что вот-вот, буквально на днях, флот mX 700 обгонит по численности «эМ-Ку», между тем фирма располагает портфелем предварительных заказов уже и на начало следующего года.) Матрица из абаки – специального модельного дерева – была вырезана пятиосевым станком в Крыловском государственном научном центре, затем с нее был снят болван (мастер-модель), с которого вновь была снята матрица, уже производственная. Такой подход позволил сократить затраты на пребывание оригинальной матрицы «под станком», а при необходимости с существующего болвана можно будет вновь снять новую производственную матрицу по мере износа первой. Матрицы для небольших деталей были изготовлены при помощи печати на 3D-принтере.
Проектирование яхты сразу осуществлялось «в цифре», что тоже позволило сэкономить время и снизить расходы. Сам проект прошел все обычные для парусных судов этапы разработки: были рассмотрены несколько вариантов эскизов, создана теоретическая модель корпуса, проведено детальное моделирование (смачиваемость, крен/дифферент), определены весовые нагрузки, выполнен расчет остойчивости и окончательно выглажены поверхности.
Но самое главное – вакуумная инфузия. В нашем яхтостроении такой процесс при серийном (а речь идет именно о серийном – 35–45 корпусов в год) производстве яхт доселе не применялся. На сегодняшний день это технологически самый сложный, но и самый эффективный техпроцесс, позволяющий закачать в выклеиваемый корпус ровно столько смолы, сколько надо, и с высокой точностью. А использование угольных усилений (опять же, из отечественного угля) дало возможность делать очень жесткие корпуса. Например, при предельном набивании вант-путенсов корпус mX 700 деформируется всего в пределах двух миллиметров, в то время как корпуса той же «эМ-Ки», строившейся здесь же, деформация была до семи миллиметров. Естественно, что более жесткая яхта лучше идет (энергия паруса не затрачивается на упругую деформацию корпуса) и дольше живет.
При всем при этом mX 700 не является «неоригинальной копией» J/70. Это абсолютно другая разработка, не имеющая с J/70 ничего общего ни по обмерным характеристикам, ни по обводам, ни по плавнику или перу руля. Свое положение вант-путенсов, своя алюминиевая мачта, своя эргономика кокпита. Кроме того, J/70 выклеивается вручную с бальзовым наполнителем, а mX 700 – инфузионная с пенопластовым наполнителем. Единственная общая черта – размеры парусов, и все.
Сроки были довольно жесткие – в 2019 году должны были быть сданы первые десять яхт, но их удалось выдержать. К 2020 году на воде было уже 30 вымпелов.
Побывав на производстве, мы отправились в яхт-клуб для проведения собственно теста. На воду мы вышли по окончании фестиваля «Паруса Кронштадта». Ветер был неровным и по скорости, и по направлению – 6–9 узлов, на порывах 13–16. Волнение было незначительным.
В этих условиях нам удалось получить скорость 6,8 узла на курсе гоночный бейдевинд, около 11 узлов – на курсе галфвинд, на бакштаге под геннакером яхта разогналась до 13,5 узла. «Неплохой результат, но можно было бы и лучше», – самокритично заметил Ярослав Мартынов, шкипер лодки.
На руле mX 700 очень послушна и понятлива. Чтобы отправить ее в брочинг, похоже, надо очень постараться – при имеющихся погодных условиях она шла как по рельсам. Давление на руле присутствует, но в разумных пределах и не способно напугать новичка. Напротив, представляется, что начинающие яхтсмены научатся быстро понимать яхту и будут перекладывать руль на привод или увал, ориентируясь на давление на пере руля. Еще приятный момент: быстро пересаживаться с борта на борт, пролезая под гиком, не составляет ни малейшего труда. Вообще, эргономика яхты хорошо продумана – удобно и рулевому, и экипажу.
Как уже сказано выше, лодка оказалась довольно бодрой скаковой лошадкой, способной не просто выступать тренировочной яхтой для «профи» из класса J/70 (она используется и так), но и быть интересной для опытных и азартных яхтсменов. Похоже, специалистам Mobile Group удалось нащупать если не идеальный, то близкий к этому компромисс между «учебными» и «гоночными» свойствами лодки: она вполне безопасна даже при не очень умелом управлении и в то же время способна подарить немало адреналина парням с гоночным опытом.
В общем, как ни посмотри, проделана отличная работа. Теперь главное не терять темпа. Эта яхта вполне достойна статуса производственного монотипа общенационального масштаба. Однако делать судно национальным классом не планируется, поскольку это означает передачу управления классом в ВФПС.
Характеристики
Длина….6.93 м
Ширина….2.28 м
Осадка….1.5 м
Расчетный вес (без экипажа)….805 кг
Вес киля….300 кг
Площадь парусности: грот….16 кв.м; стаксель….10.11 кв. м.;геннакер….46.3 кв.м
Экипаж….4-5 чел.
Редакция выражает благодарность яхт-клубу ZigZag и лично Дмитрию Жайворонку за предоставленную на тест яхту
Опубликовано в YACHT Russia № 9-10 (142), 2022 г.
Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...
Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.
В гости к Табарли - один день из жизни Брижит Бардо и Алена Делона
Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?
«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк
Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.