


Текст Игоря Логинова
Имя собственное
Название шняка, судя по всему, пришло к нам из Скандинавии, где похожим словом обозначали малые морские лодки. В средине XIX столетия слово даже попало в «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля: «Шня́ка – ж. арх. рыбопромышленая, морская лодка, поменьше ло́дьи; длиною 4-5 саж., шириною в сажень с лишком; одна мачта, с прямым парусом, и три пары вёсел; в корме и в носу черд(т?)аки (ящики, лари), для клажи; грузу 500 и бол. пуд., шняка ходит даже в океан; на ней 4 человека – корщик (кормщик), вёсельщик, тяглец и наживотчик».
Дела минувшие
Особенно хороша была шняка при ловле трески. Рыбу ловили ярусом –длинную веревку через определенные промежутки «украшали» крючками. Длина шняки доходила до 14 м, ширина составляла чуть более 2 м. С попутным ветром лодка легко двигалась под парусом прямоугольной формы на единственной мачте. Если морякам не везло с попутным ветром, за весла брались гребцы… вернее, гребец, ведь на одну шняку, как правило, полагался один вёсельщик. Остальные – кормщик, тяглец и наживотчик – редко приходили ему на помощь, у каждого свое дело. Кормщик правит судном; тяглец готовит ярусы, общая длина которых могла достигать нескольких километров; наживотчик тем временем насаживает наживку на тысячи крючков. Грузоподъемность лодки позволяла доставить на берег несколько тонн трески.
О комфорте в те времена особенно не думали. Спали в заборницах или чердаках. Это отсеки под палубой, которая служила подобием крыши, которая обеспечивала какую-никакую защиту от брызг и ветра. В корме на отдых размещались кормщик и тяглец, в носовой части – вёсельщик и наживотчик. В центральной части шняки разводили огонь для согрева и приготовления обеда. Место под костровищем обкладывали камнями, песком, обмазывали глиной, назывался такой походный очаг алажма.
Освоение Мурманского берега исторически происходило с моря, сюда на лодках приходили поморы из Архангельска и Карелии. Лодок было много. Только в поселении Гаврилово (населенный пункт на берегу губы Гавриловская, в 5 километрах к востоку от устья р. Воронья) по учету 1896 года было 114 станов, 154 шняки, 45 ёл, 57 карбасов при 150 судовладельцах. Однако сегодня здесь лишь море, ветер и голые сопки.
Единственная сохранившаяся шняка с Мурманского берега, построенная в начале XX века близ города Колы, хранится в морском музее Осло, Норвегия. Есть ее детальное описание и чертежи. Что важно, ведь лодки раньше не строили, а сшивали вицей – еловыми и можжевеловыми веточками, также использовались деревянные гвозди – нагели. Роль «позвоночника» в шняке исполнял киль-матица со штевнями в носу и на корме. Еловым шпангоутам, или по-русски – опругам, доставалась роль второстепенная. «Кожа» шняки – набои – из сосны. Дельные вещи – березовые. В финале шняку смолили и спускали на воду.
День сегодняшний
В России Михаил Наймарк в 2001–2003 гг. реконструировал шитую кольскую шняку с применением технологии традиционного деревянного судостроения. Сейчас она хранится в Соловецком морском музее.
Мы же в Арктическом музее лодки https://vk.com/murmlodka?w=wall-210670084_896 воссоздаем традиционные парусные лодки Мурмана в реальных масштабах с использованием современных материалов. Сейчас при поддержке Фонда президентских грантов строим шняку из фанеры по технологии «СиС» (сшей и склей). Для этого была создана 3D модель лодки (http://lodka.xyz/), которая раскладывается на отдельные элементы выкройки. Эти элементы вырезаются из листов фанеры, а затем собираются на стапелях с помощью реек и металлического крепежа. Данная технология была апробирована при строительстве карбаса «Пёхтарь» по чертежам Соломбальской верфи, адаптированным Товариществом поморского судостроения из г. Архангельска и переработанным для строительства из фанеры. Карбас был спущен на воду в мае 2023 года, отработал летний сезон и прекрасно показал себя на Кижской регате. Сейчас он представлен в Арктическом музее лодки.
30 мая наша шняка покинула уютный ангар с тем, чтобы совершить переворот вокруг собственной оси. Было страшно, сердце уходило в пятки, 3-тонная шняка скрипела и дрожала. Погрузочный манипулятор, команда из крановщиков и мастеров-корабелов, страховка, скрежет стальных шарниров, но все получилось https://vk.com/clip-210670084_456239064
День завтрашний
На построенной шняке будет совершен поход из Мурманска в Беломорск, и далее «из варяг в персы». Мы пересечем три моря: Баренцево, Белое, Каспийское и 18 регионов Российской Федерации. Надеемся, что сможем дойти до иранского порта Энзели, «нулевого километра» так называемой Русской Персии. Так как путь предстоит не близкий, то добавим чуть больше удобств в виде закрытой палубы и небольшой каюты.
В перспективе построим ёлу, касатку, спасательный бот «Великая княгиня Ксения Александровна». Деятельность нашего музея держится на инициативе членов одной семьи и наших друзей. Мы остро нуждаемся в помощи, благодаря которой сумеем ускорить реализацию наших проектов, вовлечь больше людей, украсить берега Баренцева моря парусами традиционных лодок Мурмана.
Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...
Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.
В гости к Табарли - один день из жизни Брижит Бардо и Алена Делона
«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк
Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?
Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.