TALL SHIP RACE BLACK SEA 2014: на старт!

30 апреля 2014 года в «морской столице» Болгарии – Варне состоялось открытие регаты учебных парусников. В гостеприимную гавань прибыл пусть не самый многочисленный, зато исключительно представительный флот. Сразу 18 парусных судов длиной от 17 до 122 м собрались вместе, чтобы познакомиться друг с другом, с новыми странами, померяться мастерством в гонке по Черному морю.

Красота в море Президент за штурваломТянем-потянем...

Текст Златы Бредовой и Анастасии Кравец

Впервые в одном флоте собрались четыре из пяти российских парусных гигантов, представляющих главные морские порты России: «Седов» из Мурманска, «Крузенштерн» из Калининграда, «Мир» из Санкт-Петербурга, «Надежда» из Владивостока. Также в классе больших судов представлены еще четыре вымпела: болгарские баркентины «Калиакра» и «Ройял Хелена», учебные парусники военно-морских академий Румынии – барк «Мирча», Пакистана – бриг «РахНавард», судно обеспечения «Бегущая по волнам».

Портовая программа регаты TSR традиционно включает в себя спортивные состязания, экскурсии, парад, награждение –это для команд, а для зрителей – посещение парусников и фейерверк. Варна, Новороссийск, Сочи и Констанца – порты черноморской регаты – выполнили эту программу полностью. Российские курсанты, особенно из экипажей «Мира» и «Надежды», отличились в спортивных состязаниях в Варне, румынские кадеты с барка «Мирча» лучше всех выступили в Новороссийске.

Практикант барка «Седов» Анастасия Кравец поделилась с нами путевыми заметками.

«А не пойти ли мне в море?» – задумалась я, узнав про планы «Седова» на 2014 год. Думала я долго и когда решилась, оказалось, что мест больше нет.

«Ну и не очень-то и хотелось», – пыталась не расстроиться я, как вдруг прекрасным апрельским воскресеньем пришло письмо:

«Анастасия, вчера были аннулированы три бронирования на этап Варна–Новороссийск. Если у Вас не изменились планы, я могу зарезервировать одно место для Вас».

Меня еще и спрашивали!
 

Из дневника. 2 мая. За день до регаты

И вот ты едешь куда-то поездами, самолетами, автобусами, и не успеваешь на пять минут на предыдущий, и час ждешь следующий, и добираешься до места уже вечером, и кажется, что – уф! – на сегодня все.Ты бредешь, а слева выстроились невозможно прекрасные парусники, и ты чувствуешь совершеннейшую нереальность происходящего и в то же время понимаешь, что вот только это и реально…

На «Седове» я не первый раз. В прошлом году был жаркий переход по Южно-Китайскому морю из Гонконга в Сингапур – с парусами, диковинными рыбами и купанием в океане. Еще был холодный, полный встречного ветра переход Тенерифе–Бремерхафен. Так что «Седов» – мой хороший знакомый, и здесь я знаю если не все, то многое, и если не всех, то очень многих. Меня тоже узнают и радуются. Но все равно взойти на палубу – это каждый раз как чудо. Он такой настоящий, такой живой этот корабль, он откуда-то из книг детства, из снов, из мечты. А что может быть красивее старта гонки больших парусников? Мы шли к стартовой линии, а вокруг нас клубились облака парусов «Мира», «Надежды», «Крузенштерна», баркентин из Болгарии…

Знание порядков и традиций на корабле очень облегчает жизнь. Хорошо, что я не новичок: успела расписаться за технику безопасности еще до выхода из Варны, поэтому в первый же аврал по постановке парусов пошла наверх на бом-брамсель, на самую верхотуру. На такой высоте сердце замирает от восторга, корабль кажется маленьким, а ветер – в два раза сильней. Я вдохнула полной грудью этот соленый ветер, увидела под собой тугие паруса и поняла: началось!
 

Из дневника. 3 мая. Начало гонки

Опять аврал! Сначала в 23:17, теперь в 04:19. Идем галсами. Дать поспать не обещали, раздеваться не рекомендовано. Счастье – это такая странная штука...

Если в детстве, читая книги про пиратов, ты мечтал тоже бороздить моря и океаны, если эти мечты с возрастом не растворились совсем, у тебя есть шанс сделать их реальностью. И этот шанс – пойти юнгой на «Седове», то есть практикантом, или как еще говорят – трейнизом. Тогда ты узнаешь, что такое приборки, рулевые вахты и, конечно же, парусные авралы.

Во время регаты мало их быть не может. Три-четыре раза в сутки мы подрывались на палубу, иногда разлепляя глаза уже на бегу. Убрать бом-брамсели, поставить бом-брамсели, опять убрать. Поворот через фордевинд, еще поворот… Даже когда сменяешься, то слышишь сквозь сон, как на палубе звенит: динь-динь, динь. Стало быть, три склянки, половина шестого. Баковая рында отвечает:  динь-динь, динь. Значит, впередсмотрящий не дремлет, бдит где-то у кливер-шкотов. А в 8:19 следующий аврал, потому что ветер решил, что мы как-то слишком резво летим, и стал встречным.

Аврал за авралом, поворот за поворотом. По курсу то Крым, то Турция, а Новороссийск по-прежнему где-то далеко и практически не приближается.

Мы отстояли рулевую вахту с полуночи до четырех. У огромного рулевого колеса нас четверо – и еще матрос у компаса, который следит за курсом и отдает нам команды.

Скорость упала до двух узлов. А днем шли все 10! Ветра почти нет. Последние полчаса вахты тянутся особенно медленно, даже если на часы не смотреть. Зато потом пьешь сладкий чай, добредаешь до кубрика, раздеваешься, залезаешь под одеяло, касаешься головой подушки и... правильно, опять аврал. Приказано реи брасопить, косые паруса спускать и укладывать. Но в целом все «гуманно», заснуть-то мы не успели.

Интересно, будет ли еще один внеурочный подъем до десяти утра или мы успеем ну хоть чуть-чуть поспать?

Из дневника. 7 мая

Ночью прошли контрольную точку. Слева светилась Балаклава.

С учетом гандикапа мы были чуть ли не первыми в гонке. «Еще бы полдня ветер продержался, – говорили мы.–  Вот тогда…» Сглазили – не продержался.

Утром аврал: укатали бом-брамсели и грот. Днем аврал: поворот через фордевинд; новый курс – 320°. Для тех, кто не вчитывается: 320° – это северо-запад, а Новороссийск на востоке. Так что хорошо идем, только не туда.

Вечером разминулись с «Ройял Хелена», которую обогнали сутки назад. На этот раз сказать «обогнали» нельзя:  баркентина шла в противоположном направлении.

Утром 7 мая на горизонте снова показался Крым, Форос.

Кстати, вот из случайно (конечно, случайно) подслушанного.

С берега запрашивают:

– Кто такие? Маршрут?»

Отвечаем:

– «Седов», идем Варна–Новороссийск.

– Принято, – говорят. Потом опять выходят в эфир: – На «Седове», у нас записано,что вы вчера тут уже проходили. И тоже шли Варна–Новороссийск. Он слева вообще-то, Новороссийск-то.

– Это, – отвечаем, – у вас он слева, а у нас справа.

– А, ну, то есть вы в курсе, где он. Тогда все в порядке.

В ночь на 8 мая контрольное время ожидания попутного ветра истекло, в четыре утра объявили о финише регаты. Мы укатали паруса и пошли в Новороссийск под двигателем, чтобы успеть к 9 мая.

Так закончилась первая часть регаты. Так закончился мой отпуск. И пора вновь расставаться с «Седовым».

Черное море во время первой гонки показало свой норов – погода менялась каждые пять-шесть часов. Парусники на 430-мильной дистанции за четверо суток побывали и в полном штиле, и в полосе штормового ветра. Ближе всех к генеральному курсу прошла яхта «Акела», именно она первой и пересекла финишную линию.

Алексей Чегуров, капитан яхты «Акела» (С.-Петербург, ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова):
«Было интересно, экипаж вкалывал «по полной», на каждой вахте поднимали всю команду по авралу, меняли паруса, использовали почти весь парусный гардероб. Впервые у нашей яхты сразу три первых приза: и за пересечение финишной линии, и в своем классе, и в общем зачете. Два приза – такое у нас бывало, а вот все три – в первый раз, и это классно, конечно».

В первой гонке флот разделился на две группы, выбирая «северную» или «южную» стратегию. Два российских систершипа «Мир» и «Надежда» устроили настоящий матч-рейс, пройдя всю дистанцию «бушприт к бушприту». Все решил финишный рывок.

Андрей Орлов, капитан парусника «Мир» (С.-Петербург, ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова):
«Все было штатно, хотя в конце дистанции были сильные ветра - до 30 метров в секунду. Но и мы, и «Надежда» постоянно шли с полными парусами – как поставили на старте, так и не убирали, причем крен порой был до 30°. Почему шли рядом? Так по погоде и не могло быть иначе.  Только в самом конце «Надежда» ушла вперед на семь миль и раньше повернула к финишному знаку. К сожалению, наш корпус сильно оброс, ниже ватерлинии появилась «борода», а «Надежда» два месяца назад прошла докование. Но выложились мы на 100 процентов».

Важные события регаты произошли в Сочи, куда приехал российский патрон мероприятия – президент Владимир Путин. Он обратился к морякам с приветственной речью , подчеркнув, что в России и Сочи им всегда рады, после чего вручил победителям награды. Первым кубок получил капитан «Акелы», экипаж которой вышел на торжественную церемонию с лицами, раскрашенными в цвета российского флага. Затем приз был вручен капитану «Надежды», после чего президент России проследовал на борт парусника «Мир» для знакомства с кораблем и экипажем.

***

Закончилась регата 27 мая в Констанце. После этого российские парусники планируют посетить вновь обретенный Россией Севастополь.

Результаты второй гонки и имена победителей регаты опубликованы на сайте yachtrussia.ru

Опубликовано в Yacht Russia №6 (64), 2014 г.

Популярное
Мотылек с острова Дьявола
Он был преступником. Арестантом. Заключенным. И бежал снова и снова. Его ловили, а он опять бежал. Потому что... Жить, жить, жить! Каждый раз, находясь на грани отчаяния, Анри Шарьер повторял: «Пока есть жизнь, есть надежда».
Снежные паруса. Секреты зимнего виндсерфинга

Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...

Очень опасный кораблик
Что такое физалия, и почему ее надо бояться
Борода - краса и гордость моряка

Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.

Мурены: потенциально опасны
Предрассудки, связанные с ложными представлениями о муренах, стали причиной повсеместного истребления их в Средиземноморье. Но так ли уж они опасны?
Навигация на пальцах
Звездные ночи в море не только невероятно красивы – яхтсмены могут (и должны) использовать ночное небо для навигации. Чтобы точно знать свое положение, порой можно обойтись без компаса или секстанта
Мотосейлер. Нестареющая концепция

Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?

Мыс Горн. 400 лет испытаний

«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк

Блуждающие огни

Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.

Питер Блейк. Легенда на все времена

Питер Блейк… Он вошел в историю не только как талантливый яхтсмен, но и как признанный лидер, ставший «лицом» целой страны Новой Зеландии, показавший, что значит истинная забота и настоящая ответственность: на самом пике спортивной он оставил гонки и поднял парус во имя защиты Мирового океана – того океана, который он так сильно любил