Royal Yacht Squadron. Первый. Королевский!

Двести лет назад, в таверне Thatched House в центре Лондона 42 английских джентльмена собрались отобедать и поговорить об их общей страсти - парусном спорте. Встреча имела такой успех, что было решено проводить подобные собрания дважды в год, один раз – в Лондоне, один раз – в Каусе на острове Уайт, где у многих были загородные дома. Так зародился один из самых знаменитых яхт-клубов планеты – Royal Yacht Squadron.

Royal Yacht Squadron На герб – смирно!Royal Yacht SquadronRoyal Yacht SquadronRoyal Yacht SquadronЧленство в клубе всегда нужно было заслужитьКоролева Елизавета больше, чем член клуба, она его патронессаГонки в Royal Yacht Squadron традиционно начинаются с пушечного залпаПобеда шухны «Америка» в гонке за «Кубок ста соверенов». Картина Фитца Лэйна,1851 г.Swan European RegattaОдна из популярных шуток: главное в столовой клуба – не запутаться в вилкахВся посуда в клубе помечена… понятным образомШтурвал яхты королевы Виктории Victoria & AlbertБиблиотека Royal Yacht Squadron гордится своим книжным «парусным» собранием не меньше, чем…каминами, картинами и старинными креслами, в которых так удобно эти книги читатьRYS… Расшифровка не требуется. Даже аббревиатура эта стала легендарной

Текст Никиты Шибаева

Первое время, впрочем, он был известен под куда более скромным названием – The Yacht Club. Гордый эпитет «королевский» он получил в 1820 году после коронации принца-регента Георга IV, который был торжественно принят в ряды членов клуба несколькими годами ранее. С тех пор Royal Yacht Squadron и королевская семья неразрывно связаны между собой: сегодня королева Елизавета II является покровительницей клуба, а ее муж принц Филипп – его адмиралом.

Развитие парусного спорта в Каусе вызвало особый интерес со стороны Королевского флота, и яхт-клуб не раз отдавал свои суда и помещения в распоряжение британских военно-морских сил. Одним из первых почетных членов клуба стал адмирал Томас Харди, участвовавший в знаменитом Трафальгарском сражении, в последующие годы RYS принял в свои ряды многих других выдающихся военных моряков. Тесное сотрудничество клуба и флота было символически закреплено в 1829 году, когда Британское Адмиралтейство официально обязало всех членов клуба носить белый кормовой флаг английского флота, знаменитый White Ensign**. RYS – это единственное гражданское учреждение, удостоенное такой привилегии.

Развевается White Ensign и над клубным домом RYS – «Замком» – в Каусе, на северном берегу острова Уайт. Здание это было заложено еще при Генрихе VIII в первой половине XVI века, но сегодня от оборонной башни времен Тюдоров осталось совсем немного: «Замок» неоднократно перестраивался, постепенно теряя свой неприступный вид и приобретая вид настоящего английского загородного поместья.

В распоряжении RYS «Замок» оказался в 1855 году, и члены клуба сразу же взялись за очередную реконструкцию – архитектору Энтони Селвину было поручено спланировать роскошный и комфортный дом, который соответствовал бы репутации клуба, на тот момент известного уже по обе стороны океана.

Royal Yacht Squadron – место аристократическое. К разного рода новациям здесь относятся с осторожностью и скепсисом. Куда дороже членам клуба здоровый консерватизм, и все в клубе свидетельствует об этом – и сам вид «Замка», и его интерьеры, и медь пушек, и золоченый штурвал, слепящий изысканной роскошью гостей клуба. Так этот клуб и был задуман, как заведение в высшей степени элитарное, доступное лишь избранным – тем, кто ценит истинные ценности, которые имеют замечательную особенность – не меняться со временем.

На этом метаморфозы многовековой постройки не закончились – каждое новое поколение яхтсменов привносило в интерьер и планировку что-то свое. При этом для реконструкции/перестройки/расширения используется не абы какой материал из нынешних карьеров, а камни из кладки разрушенного замка-близнеца с противоположного берега реки – забота об исторической аутентичности тут на первом месте.

Последним крупным «обновлением» стало открытие в 2000 году так называемого павильона на лужайке перед «Замком». Это элегантное сооружение, спроектированное сэром Томасом Крофтом, позволило значительно расширить доступное яхтсменам и их семьям место для отдыха и общения, сохраняя при этом аристократическую эстетику основных помещений «Замка». Здесь члены клуба могут отобедать в непринужденной обстановке или просто насладиться фантастическим видом на Солент – пролив, отделяющий остров Уайт от южного берега Великобритании.

Сам «Замок» славится своим роскошным интерьером и множеством исторических артефактов, достойных экспозиции любого музея. Однако полюбоваться  на интерьер можно только при соблюдении строгого дресс-кода: костюм и галстук обязательны, обут каждый уважающий себя яхтсмен должен быть в кожаную палубную обувь, желательно поношенную – это считается отличительно чертой настоящего морского волка. Здесь же, в этих стенах, родилась традиция надевать на клубные мероприятия вместе с синим блейзером красные брюки, которые теперь во всем мире так и называются – сowes trousers***.

Сразу за входом в клуб расположен главный холл (прихожая), украшенный живописью маслом, изображающей короля Вильгельма IV, первого адмирала клуба, и британские корабли времен Первой мировой войны. Здесь же в латунной рамке выставлено письмо британского флотоводца лорда Горацио Нельсона, написанное за два месяца до его смерти во время Трафальгарского сражения. К слову, для гостей и новичков в каждом помещении клуба лежит небольшой справочник, подробно описывающий все исторические предметы, находящиеся в комнате – при этом каждая из комнат имеет свое имя.

Отдыхать члены клуба предпочитают в библиотеке, устроившись в мягких креслах рядом с камином. По стенам в окружении полотен с изображениями знаменитых яхт и их не менее знаменитых владельцев расположены полки со всевозможными книгами о парусном спорте… и не только: на отдельной полке стоят произведения именитого нобелевского лауреата – сэра Уинстона Черчилля. Но расслабиться можно и в выдержанной в мягком розовом цвете Утренней комнате, которая очень подходит для размеренных бесед и обсуждения результатов последней гонки. И опять же, разумеется, в креслах у камина.

Начиная с Георга IV, королевская семья не оставляет своим вниманием яхт-клуб в Соленте. Его первым адмиралом стал король Вильгельм IV. Большой участие в судьбе клуба приняла королева Виктория, ткак же внимательны были короли Георг V и Эдуард VII.  Ныне покровительницей клуба является королева Елизавета II, а ее муж принц Филипп – его адмиралом.

Особой популярностью в клубе пользуется просторная клубная столовая, оформленная золотом. В центре комнаты находится круглый стол из красного дерева, оборудованный специальным механизмом, позволяющим увеличить его почти в два раза.

Со стены за пиршеством наблюдают два короля: Георг V и Эдуард VII. Сервис тут, разумеется, на высочайшем уровне: шеф-повара готовят только самые изысканные блюда, скатерти отпарены горячим утюгом, а посуда и столовые приборы выложены по линейке с точностью до миллиметра.

Файф-о-клоком или джином с тоником можно насладиться на веранде (в клубе ее называют балконом) с прекрасным видом на Солент или в более интимном помещении, известном как Дамская гостиная, по соседству.

Члены клуба и их гости, которые хотят задержаться в «Замке» на несколько дней, могут воспользоваться одним из 15 номеров, в том числе престижной Комнатой коммодора****.

Если пройти по главному холлу до конца, то вы окажетесь на «платформе» – полуоткрытой веранде под полосатой маркизой, где во время регат, которые проводит клуб, работает гоночный комитет. Здесь же находится батарея из 23 сигнальных орудий, которые дают старт участникам гонок. Каменная стена платформы украшена моделями знаменитых яхт клуба, табличкой с именами победителей известных регат, начертанными золотом, и бело-золотым штурвалом яхты королевы Виктории Victoria & Albert.

Над верандой возвышается главный флагшток клуба – бывшая мачта королевской яхты Bloodhound, снятая с нее в 1928 году. Никто из посторонних не имеет права стоять рядом или прикасаться к ней!

Первые гонки в Соленте члены яхт-клуба начали проводить сразу после его основания, но это было главным образом личное соперничество некоторых особенно азартных яхтсменов. Основной программной деятельностью будущего Royal Yacht Squadron, в которой принимали участие все члены клуба, были совместные парусные походы под предводительством выбранного на день коммодора. Со временем, впрочем, жажда адреналина и желание померяться силами с соперниками охватили большинство членов клуба, и начиная с 1826 года гонки стали неотъемлемой частью программы мероприятий RYS. Наградой за победу в гонке обычно служил золотой кубок.

Первое время самым популярным и престижным кубком был Королевский кубок, которым победителя одаривала монаршая персона. Традицию эту, которая продолжалась вплоть до Второй мировой войны, завел известный энтузиаст парусного спорта и активный член Royal Yacht Squadron Георг IV. Тем не менее Королевский кубок недолго пользовался славой самой известной награды клуба – с этого почетного места его сместил Кубок «Америки» –  America's Cup.

В 1851 году Royal Yacht Squadron объявил, что в ежегодной гонке вокруг острова Уайт, наградой за победу в которой будет Кубок ста соверенов (в США его ошибочно называют Кубок ста гиней), впервые могут принять участие яхты из других стран. На приглашение среди прочих откликнулась американская шхуна America, которая пересекла Атлантику для участия во Всемирной выставке, проходившей в Лондоне.

Яхту эту, которая была задумана как доказательство превосходство американского судостроения над британским, называли одной из самых интересных, красивых и быстрых яхт своего времени. Тем не менее 22 августа, когда на старт вышли самые опытные и талантливые яхтсмены клуба, а возможно и всего мира, в победу американской шхуны не верил никто. Все изменилось вскоре после старта, когда сильный ветер наполнил паруса «американки» и она вырвалась вперед, оставив своих соперников далеко позади.

Поражение английских яхт в «битве» со шхуной «Америка» в 1851 году до сих поря является не просто досадным эпизодом в истории Royal Yacht Squadron, но по выражению одной из его адмиралов «незаживающей раной». И слова королевы Виктории, наблюдавшей за гонкой из своей резиденции на острове Уайт и увидевшей лишь яхту американцев: «А где же остальные?» по-прежнему болезненны для членов клуба - так же, как давний ответ первого лорда Адмиралтейства: «А остальных нет». Попытки вернуть Кубок «Америки» на родину предпринимались неоднократно, и всякий раз заканчивались неудачей. Может, сэру Бену Эйнсли удастся сделать это? Члены Royal Yacht Squadron очень на это надеются. Тогда они будут счастливы.

После этой победы Кубок ста соверенов отправился за океан и в 1857 году был подарен создателями шхуны America Нью-Йоркскому яхт-клубу с тем, чтобы он стал переходящим призом. Тогда же он получил свое новое название – America's Cup – в честь легендарной яхты.

Начиная с 1870 года America's Cup служит наградой за победу в одноименной серии матчевых гонок между представителем страны, победившим в предыдущем цикле, и претендентом, который выбирается по результатам отборочных соревнований. Royal Yacht Squadron много раз пытался отвоевать родной кубок, но все безуспешно.

Дружеские соревнования членов клуба в Соленте в конце концов вылились в одну из самых популярных и масштабных регат мира – знаменитую Парусную неделю, которая традиционно проходит в начале августа в Каусе. Сегодня в соревнованиях регаты принимают участие яхтсмены со всего мира, любители и профессионалы, дизайнерские гоночные яхты и простые чартеры, каждое лето здесь собирается до 8000 человек на почти тысяче лодок.

Родившись за высокими стенами «Замка», Парусная неделя вышла далеко за его пределы, но в этом году не она станет звездой Солента. В этом году Royal Yacht Squadron исполняется двести лет, и знаменитый яхт-клуб не собирается упускать такую возможность подтвердить свою репутацию. Главным событием празднеств, которые, разумеется, продлятся не один день, будет серия гонок, участвовать в которых приглашены 25 клубов со всего мира, и среди них New York Yacht Club, Royal Ocean Racing Club и Storm Trysail Club. Гостей клуба ждет роскошный прием в «Замке» и настоящая феерия на воде – о своем участии в регате уже объявили несколько суперъяхт J-класса.

Royal Yacht Squadron славится своей богатой историей и давними традициями, но его члены прекрасно понимают, что нельзя жить лишь прошлым. Клуб заботится о подрастающем поколении яхтсменов и специально для молодежи содержит флот яхт J/80 на Queen Mary, искусственном озере в Лондоне. Несмотря на консерватизм в том, что касается интерьера «Замка» и внешнего вида его посетителей, RYS старается идти в ногу со временем и не боится перемен. В 2014 году, например, было разрешено вступать в клуб женщинам, до этого клуб был сугубо мужским. Правда, первая дама станет членом клуба не ранее 2016 года…

За двести лет мир вокруг изменился до неузнаваемости, яхты стали быстрее и доступнее, новые технологии облегчили навигацию и жизнь на воде, неизменным осталось лишь одно чувство, объединившее 42 джентльмена в 1815 году и объединяющее миллионы людей по всему миру сегодня, – любовь к парусу.

Обращение коммодора Royal Yacht Squadron Кристофер Шэрплса к читателям журнала Yacht Russia
Двухсотлетие клуба – прекрасный повод вспомнить историю нашего клуба и имена его членов, идущих в авангарде парусного мира с самого начала XIX века. Такими выдающимися яхтсменами были лорд Брэсси, первым обошедший вокруг света на яхте в 1876/77, сэр Филип Ханлок (шкипер королевской яхты Britannia), И. Дж. Мартин (первый победитель гонки Fastnet), сэр Томас Сопвич (пионер авиации, не раз участвовавший в гонках America's Cup), Джон Иллингворт, снискавший славу отца британских океанских гонок, сэр Френсис Чичестер и сэр Алек Роуз, сэр Робин Нокс-Джонстон, Роберт Миллер, дважды пересекший Атлантику в рекордное время, сэр Чарльз Данстоун, победитель Fastnet 2003, и Ник Ликиардопуло, занявший первое место в гонке Sydney–Hobart в 2004 году. Многие члены клуба всех возрастов принимают активное участие в регатах по всему миру, открывают еще незнакомые парусу уголки земного шара, играют важную роль в гоночных комитетах как соревнований самого клуба, так и других организаций.
Впереди команду нашего клуба под руководством Бена Эйнсли ждет захватывающая схватка за America’s Cup, и на этот раз шансы вернуть кубок к берегам Великобритании, которые он покинул в 1851 году, велики как никогда. Но это спорт больших величин, мы же стремимся и к тому, чтобы прививать молодому поколению яхтсменов страсть к парусным гонкам. Вот почему члены клуба активно содействуют развитию новой благотворительной организации The RYS Isle of Wight Foundation, целью которой является финансовая поддержка обучения молодых жителей острова Уайт, решивших связать свою карьеру с морем. Мы считаем необходимым оставить после себя прочное наследие.

Как стать членом клуба?
Основное требование к потенциальному члену клуба было установлено еще во время самой первой встречи его отцов-основателей в 1815 году: каждый, кто хотел присоединиться к яхт-клубу, должен владеть яхтой водоизмещением не меньше 10 тонн. С тех пор появились дополнения, так что сегодня членом клуба может стать человек не моложе 21 года, активно интересующийся парусным спортом, и только по рекомендации минимум трех действующих членов RYS. При этом число членов клуба постоянно и равно 535. Также в состав клуба входят 20 почетных членов, 70 членов Королевского военно-морского флота, 35 человек, которые являются членам клуба благодаря их особому статусу (по должности), и 500 так называемых ассоциированных членов. Процедура вступления обычно затягивается на два года.

* Сегодня это помещение занимает HSBC Private Bank, и именно здесь состоится юбилейное собрание членов Royal Yacht Squadron.

** White Ensign стал единым официальным британским военно-морским флагом только в 1864 году. До этого традиционно существовали три флага – Blue, White и Red Ensign – по числу эскадр в Королевском военно-морском флоте. В своем последнем бою адмирал Нельсон командовал эскадрой, сражавшейся как раз под белым знаменем, им же его друг адмирал Томас Харди (впоследствии почетный член Royal Squadron) укрыл тело покойного моряка. Именно этот факт и стал, как утверждается, основанием для решения даровать членам клуба право поднимать White Ensign на своих судах. А чтобы еще более подчеркнуть неразрывную связь яхтсменов и военных моряков, в название клуба появилось слово Squadron (эскадра).

***Доподлинная история проникновения красного цвета в мир парусной моды остается неизвестной, но большинство исследователей связывают этот цвет с так называемыми «траулерами Бриксхэма» – рыболовецкими судами, в изобилии строившимися в Девоншире в XIX веке, отличавшимися, с одной стороны, своей ходкостью (что сделало их образцом для подражания для многих яхтенных конструкторов той эпохи), а с другой – своими ярко-красными парусами.

**** В британском флоте тех лет словом «коммодор» обозначался старший офицер, назначенный командовать небольшой эскадрой на время кампании или похода, при этом звание его оставалось прежним.

Опубликовано в Yacht Russia №5 (74), 2015 г.

Популярное
Мотылек с острова Дьявола
Он был преступником. Арестантом. Заключенным. И бежал снова и снова. Его ловили, а он опять бежал. Потому что... Жить, жить, жить! Каждый раз, находясь на грани отчаяния, Анри Шарьер повторял: «Пока есть жизнь, есть надежда».
Снежные паруса. Секреты зимнего виндсерфинга

Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...

Очень опасный кораблик
Что такое физалия, и почему ее надо бояться
Борода - краса и гордость моряка

Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.

Мурены: потенциально опасны
Предрассудки, связанные с ложными представлениями о муренах, стали причиной повсеместного истребления их в Средиземноморье. Но так ли уж они опасны?
Навигация на пальцах
Звездные ночи в море не только невероятно красивы – яхтсмены могут (и должны) использовать ночное небо для навигации. Чтобы точно знать свое положение, порой можно обойтись без компаса или секстанта
Мотосейлер. Нестареющая концепция

Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?

Мыс Горн. 400 лет испытаний

«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк

Блуждающие огни

Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.

Питер Блейк. Легенда на все времена

Питер Блейк… Он вошел в историю не только как талантливый яхтсмен, но и как признанный лидер, ставший «лицом» целой страны Новой Зеландии, показавший, что значит истинная забота и настоящая ответственность: на самом пике спортивной он оставил гонки и поднял парус во имя защиты Мирового океана – того океана, который он так сильно любил