Пульс Прованса
Потрясающие бухты в национальном парке Каланк, виноградная долина Кассиса, мечтательный Кот-Бле – все это образует вокруг Марселя особенную парусную ривьеру. Поистине южный берег Франции таит в себе немало открытий
Яхты на якоре в Пьер-Томб Уединенная бухта с настоящей яхтенной мариной Каланк-Порт-де-МиоС веранды ресторана Le Château открывается панорама на Каланк-де-СормиоCalanque d'En-Vau насчитывает 26 впечатляющих бухт среди скалСтарый порт - это более 3000 стояночных местА вы бывали в Марселе?

Текст Кристины Мюллер

Откуда все-таки берется этот ветер? Только что наш Dufour томился в полном безветрии, как вдруг анемометр показывает 21 узел, и, похоже, это только начало.

– Берем первый риф! – отдает команду шкипер, стараясь перекричать ветер.

Площадь парусов уменьшена, однако скорость яхты все возрастает. Она мчится в сторону скалистых островов, еще недавно окруженных гладкой водой, которую сейчас сменили темно-синее волны с белоснежными барашками.

27 узлов, и…

– Второй риф! – командует шкипер.

Спокойный переход до Фриульских островов должен был стать завершающим перед прибытием в Марсель, но теперь необходимо срочно менять тактику. Вместо того чтобы встать на якоре в одной из бухт, мы решаем отправиться в марину на острове. Начальник гавани работает сверхурочно на рибе, помогая укрывающимся от ветра яхтам встать на муринги.

– Часто ли здесь так внезапно усиливается ветер? – спрашиваем мы.

– Это Средиземное море! C'est la Meditérranée! – говорит он и смеется.

Мы планируем за неделю исследовать небольшой участок побережья в 45 миль от Тулона до Марселя, а также посетить Кот-Бле и Лазурный Берег к западу от Марселя. С первого взгляда маршрут может показаться небольшим, и времени на него не понадобится много, но на пути нам встретятся Каланк – самый молодой национальный парк Франции, а между Кассисом и Марселем – побережье из известняка длиной в добрых 10 морских миль с двумя дюжинами бухт, отвесные скалы которых окружены лазурной водой. Это излюбленные места местных жителей, которые отдыхают здесь в выходные, но побывать здесь мечтают и десятки чартерных экипажей, для чего надо правильно спланировать свой маршрут.

Уже в начале путешествия оказывается, что ветер для нас – своенравный попутчик. Едва Тулон скрылся за первом мысом, как исчез и слабый 3-балльный юго-восточный бриз. Приходится отдать якорь. Мы оказались напротив острова Иль-де-Эмбис, который так же, как и его меньший собрат Иль-де-Бендор, прославился в 50-х годах прошлого века производством пастиса от Поля Рикардо.

В марину острова может зайти каждый, и это прекрасное место для остановки – можно искупаться и посетить соседние острова. Но нас манят таинственные бухты, и во время следующего бриза мы поднимаем якорь.

В гавани Кассиса, городка, расположенного у подножия самой высокой скалы во Франции, громоздятся друг на друга маленькие разноцветные домики. Почти на 400 метров возвышается над нами окрашенный бордовыми лучами заката мыс Канай. И город, и порт Кассис, служащий воротами в парк Каланк с его похожими на фьорды заливами, перед началом французских летних каникул переполнен.

– Вы бронировали? Нет? Тогда, к сожалению, мы вам ничем не можем помочь, – сообщает нам джентльмен из тузика, курсирующего вдоль фарватера.

Ни единого шанса. Марина переполнена. Но удача не оставляет нас! Оказывается, в Кассисе есть вторая марина – Каланк-де-Порт-Миу, затерявшаяся между скалами.

Сразу у входа в бухту есть несколько муринговых буев, к которым гостевая яхта может пришвартоваться носом, после чего кормовые концы заводятся на один из вбитых в скалу рымов. Только после этого можно оглядеться и восхититься окружающими декорациями. Лунный свет льется через край скалы прямо в кокпит, аромат сосен веет с утесов, и, хотя соседняя яхта стоит лишь в нескольких метрах от нас, кажется, что ты один во всем мире.

К сожалению, идиллия быстро заканчивается. Утром сильная качка встряхивает наш Dufour 460 GL. Это в бухту одна за другой стремительно влетают экскурсионные лодки. Десятки фотокамер оказываются направленными на нас. Но… объявления по громкой связи, разворот. Туристам уже не до нас. Лодки из Кассиса уносятся. Мы вздыхаем облегченно.

Норма и Кристиан Блюм в компании троих своих детей остановились в нескольких милях дальше, в Каланк-де-Сормиу. Уже семь лет они ходят на яхте в окрестностях Марселя. Свой Swan они приобрели вместе с местом стоянки, еще будучи новичками в парусе.

Они хорошо изучили и высоко ценят эти места. Когда мы встретились и познакомились, Кристиан рассказал нам об обломках разбившегося самолета Антуана де Сент-Экзюпери, найденного недалеко от Каланка, а еще о подводных пещерах, которые дайверы обнаружили глубоко под скалами. Правда, из-за скандала, связанного с промышленной деятельностью на побережье, пещеры находятся под строгой природоохранной защитой.

– Сам Каланк мы открыли для себя, как ни странно, всего лишь пару лет назад, – продолжает Кристиан. – Прежде мы часто проходили мимо и направлялись прямиком к Йерским островам, что восточнее Тулона. Однако с недавних пор волшебство прованских фьордов нас покорило.

– Здесь можно просто болтаться на протяжении целой недели, – добавляет Норма.

Сейчас она занимается тем, что крепит кранцы на релинге. В Каланк-де-Сормио семнадцать яхт стоят довольно плотно. Появившийся из ниоткуда ветер начинает вращать лодки, две из них опасно сближаются. Мы вешаем побольше кранцев и слегка подбираем якорь. И продолжаем расслабляться. C'est la Meditérranée!

Над танцующими яхтами возвышается Le Château – единственный ресторан в крохотном селении Сормио. Внешне это заведение напоминает замок, незнамо как заброшенный в этот уголок. Во всем поселении нет электричества, генератор работает только для того, чтобы Лаурент Моретти, хозяин «замка», смог приготовить вечером своим гостям рыбные блюда.

– К нам приезжают даже из Марселя, – с гордость говорит он. – Но основные гости, конечно, яхтсмены, которые встали здесь на якорь.

То, что до «замка» доносится шум машин, проезжающих по автобану, до которого всего несколько километров, и стук колес поездов, проходящих два раза в день по небольшой «ветке», никого не смущает.

Марсельские рейды растянулись на 15 миль от Каланка с одной стороны до Кот-Бле с другой. Вроде бы небольшое расстояние, но это два разных мира на разных побережьях.

Легкий ветер – 3 балла по Бофорту – наполняет паруса нашей яхты, направляющейся на восток, к Лазурному Берегу. На лаге 7 узлов. Потрясающее летнее путешествие под парусом! Вскоре мы начинаем различать очертания камней мола, который защищает вход в порт Соссе-ле-Пин.

Большинство яхт пришвартованы у гостевого причала. Он полная противоположность ослепительным маринам Лазурного Берега: спокойный, непримечательный и ненавязчиво милый.

– Здесь можно почувствовать настоящий Прованс. Кот-Бле аутентичен, – уверяет нас Кэй Радемахер, с которым мы встретились в портовом бистро.

На заднем плане телематч Германия – Южная Корея. Однако здесь мало кому интересно, как играют соседи из Германии. И вообще…

– Здесь не так спортивно ходят под парусом, как в Бретани, – объясняет Радемахер.

Немецкий писатель, хотя он урожденный француз, ходит в одиночку на своей яхте вдоль побережья.

– Это так расслабляет, что хочется как можно больше времени проводить на воде.

Пять лет назад Кэй переехал из Гамбурга в пригород Кот-Бле. 53-летний яхтсмен знает много мест, где можно встать на якорь перед небольшими городскими гаванями, а также все «подводные камни» этой акватории.

– Мистраль может быть довольно сильным в Марсельской бухте, – предупреждает он. – Это феномен с последствиями: ветер сдувает поверхностный слой воды от берега в сторону Африки, а нижние слои, очень холодные и чистые, поднимаются наверх. Поэтому если захотелось искупаться, нужно не прыгать, а осторожно входить в воду, чтобы кровеносная система заработала как надо.

К слову, есть освященные временем приметы, касающиеся мистраля. Одна из них говорит, что если мистраль не ослабнет в тот день, в который появился, то он будет дуть 3, 6 или 9 дней.

Сильный северо-западный ветер в сочетании со средиземноморской летней жарой опасен не только для яхтсменов. Достаточно небольшой искры, случайно брошенной сигареты, и вся округа будет в огне. Вот почему доступ к некоторым местам на побережье и к туристическим тропам здесь регламентирован и нередко серьезно ограничен.

Пока мы разговариваем, два мяча влетают в ворота сборной Германии. Посетители кафе наконец-то обращают внимание на экран. Они удивлены:

– Смотри-ка, немцы проиграли.

Однако в отличие от сборной Германии наше путешествие еще не закончилось.

Словно из-за случайно порвавшегося мешка с камнями, Фриульские острова рассыпаны у побережья напротив Марселя. Если вы идете между ними, то за каждой скалой прячется новый залив, в котором стоят парусные и моторные лодки горожан, выбравшихся на уикенд. Но сейчас все пустынно – порывы сильного ветра «зачистили» бухты.

Нам тоже самое время остановиться. В 1822 году между островами Иль-Помеж и Иль-Ратонно была построена дамба, образовавшая искусственную гавань. Тут можно пришвартоваться и укрыться от ветра. Панорамный вид, открывающийся на базилику Нотр-Дам-де-ла-Гард, возвышающуюся над Марселем, идет в качестве бонуса.

До появления здесь марины яхты должны были идти в бухту на Южном острове, где в ту пору располагался Старый порт. Сегодня здесь находится первая на Средиземном море ферма по выращиванию рыбы, а в прошлом… Во время эпидемии оспы в XVIII веке порт служил карантинным пунктом перед прибытием в Марсель, и случайная находка опиумной трубки из глины, с помощью которой больные хотели облегчить боль, все еще напоминает о прежнем назначении бухты.

Наконец мы приближаемся к Марселю. Один только заход в городской порт Vieux Port заставляет кровь бежать быстрее. Что за чувство – идти через этот лес мачт!

Пассажирские паромы прибывают с Фриульских островов, экипажи яхт выходят в море на выходные, между ними снуют рыбаки-любители на маленьких классических деревянных лодках. По правому борту возвышаются мощные стены Музея цивилизаций Европы и Средиземноморья, по левому, над портом, высится базилика, которую все называют La Bonne Mère («хорошая мать»).

Может, она и нам поможет во время швартовки? Поскольку у нашего шкипера есть большие сомнения, что наша яхта шириной 4,5 метра поместится на указанное место стоянки. Но все удается, и счастье переполняет нас – мы в сердце старейшего города Франции.

Посетителей из заспанного Кот-Бле и национального парка Каланк, таких милых и почти провинциальных, Марсель ошеломляет шумом, запахами, толпами людей. C'est la Meditérranée! Почти 3000 лодок имеют здесь постоянную стоянку. Если вы хотите быть среди них, но не желаете оказаться в многолетнем списке ожидания стоянки, лучше купите лодку, у которой уже есть место, и стойте на здоровье.

Репутация портового города при этом не так хороша: наркотики, криминал, нелегалы чаще ассоциируются с Марселем, нежели привлекательные стороны Европейской культурной столицы – 2013. И все же… Ни с чем не сравнимое настроение вечера задает окаймленный барами и ресторанами Старый порт Марселя, набережная Корниш, по которой можно прокатиться на автобусе или на арендованном велосипеде, квартал Старого города Панир и фантастический вид от подножия Хорошей Мамы. Но автобусы привозят местных жителей и туристов не только сюда, но и в пригороды, например, в Экс-ан-Прованс, идут они и в Каланк, а по извилистой улице La Gineste вдоль побережья добираются до Кассиса.

В 2024 году в Марселе пройдут парусные соревнования летних Олимпийских игр. Спортивные объекты уже строятся. Увеличивается количество регат и морских фестивалей. Предпринимаются попытки вернуть регион в центр общественного внимания. Хотя, на наш взгляд, он вовсе не нуждается в дополнительной рекламе.

Природа и мультикультура

На этой ривьере вы найдете и укромные бухты, и небольшие марины, но она также наполнена суматохой большого города, готового поделиться богатой культурной программой. Советы и полезная информация для путешествия.

Иль-дез-Эмбье
На острове можно остановиться при переходе из Тулона до Бандоля или дальше на восток. При подходе к месту якорной стоянки, отмеченной на карте, будьте осторожны: не пропустите два западных больших кардинальных буя, несмотря на то что местные их игнорируют. В яхтенном порту Сен-Пьер-Дез-Эмбье на северной стороне есть много гостевых мест. Пристань, где можно встать за дополнительную плату, расположена по левую сторону сразу за входом в порт. На острове есть места для проведения досуга для детей и взрослых.

Фриульские острова
Фриульский архипелаг расположен напротив Марселя и состоит из четырех островов. Два больших, остров Pomègues и остров Ratonneau, соединены друг с другом дамбой. Гостевой причал яхтенного порта Port-du-Frioul предлагает много мест, и если вы не смогли встать в Старом порте Марселя, то найти место здесь шансов намного больше. До Марселя можно добраться паромом, здесь есть также небольшие магазины и рестораны, а кроме того, пешеходных тропы и бухты для постановки на якорь. Вот только в выходные все забито битком. До острова Иф, на котором расположен замок-тюрьма, знакомый всем по роману Александра Дюма «Граф Монте Кристо», можно добраться на пароме.

Национальный парк Каланк
Только в Каланк-де-Порт-Миу есть муринги для гостевых яхт, в других бухтах в зависимости от направления ветра можно закрепиться на якоре, но имейте в виду – дно песчаное. Непростой пешеходный маршрут требует туристических ботинок! Местные жители предлагают экскурсии с гидом: www.marseilleprovencegreeters.com/en/.

Марсель
Средиземноморский мегаполис имеет несколько марин с тысячами причалов, почти все лодки остаются на воде круглый год. В центре Марселя находится Старый порт, в котором, по официальным данным, 40 гостевых мест (офис справа от входа в порт). Сам Vieux Port всего лишь в нескольких минутах ходьбы от основных достопримечательностей города. Паромами отсюда можно добраться до Иль-дю-Фриуля, района Л'Эстак и парка Каланк. В гавани напряженный трафик, поэтому при маневрировании следует проявлять осторожность. Другие порты, где можно встать, это Порт-де-ла-Пуэнт-Руж на востоке и Порт-де-л'Эстак к западу от Старого порта.

Соссе-ле-Пен
В обоих портах, находящихся западнее Кот-Бле, не так много гостевых мест даже для небольших яхт, поэтому необходимо заранее позвонить и справиться об их наличии. Глубина у гостевого пирса перед капитанерией около 2,5–3 м. Купив дневной билет Bermuda-Pass, можно проехать на региональном поезде из Соссет-ле-Пен вдоль побережья. Самые красивые места – это Мартиг, Ансюэс-де-Редонн и Нилон. Путешествие можно совместить с пешеходной прогулкой по берегу. Самый красивый участок находится между Карри-ле-Руэ и Нилоном.

Полезная информация

Чартер
Базы Dream Yacht Charter находятся в Марине Pin Rolland и в Старом порте Марселя. Флот включает яхты Bavaria, Dufour, Sun Odyssey и катамараны от 32 до 51 фута. Dufour 460 GL стоит от 2520 до 4638 евро в неделю.

Ветер и погода
В летние месяцы преобладают слабые ветра, после обеда часто начинает дуть морской бриз с юго-востока. Северо-западный мистраль обычно задувает весной и осенью.

Транспорт
Из Москвы в Марсель или Тулон проще всего добраться рейсами компании Air France. Цена билета – от 10 тыс. руб. Оттуда на автобусе, на такси, поездом можно доехать до Сен-Мандье-сюр-Мер и чартерной базы в Port Pin Rolland.

Навигация
Прибрежная навигация довольно проста. Необходимо соблюдать правила нахождения на территории национального парка Каланк. Желтые буи ограждают зоны купания, швартоваться к ним нельзя, это контролируется. Подробная информация в путеводителях и сайте национального парка на французском языке по адресу: www.calanquesparcnational.fr

Литература и морские карты
Лоция Bloc Marine Méditerranée с информацией о маринах на английском языке есть на всех чартерных лодках, так же как и бумажные морские карты. Также можно порекомендовать лоцию издательства Imray «Mediterranean France & Corsica Pilot» Рода и Люсинды Хейкель. Главное правило: знание французского языка помогает, но оно не обязательно.

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №11/113, 2018 г.

Популярное
Мотылек с острова Дьявола
Он был преступником. Арестантом. Заключенным. И бежал снова и снова. Его ловили, а он опять бежал. Потому что... Жить, жить, жить! Каждый раз, находясь на грани отчаяния, Анри Шарьер повторял: «Пока есть жизнь, есть надежда».
Очень опасный кораблик
Что такое физалия, и почему ее надо бояться
Снежные паруса. Секреты зимнего виндсерфинга

Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...

Борода - краса и гордость моряка

Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.

Мурены: потенциально опасны
Предрассудки, связанные с ложными представлениями о муренах, стали причиной повсеместного истребления их в Средиземноморье. Но так ли уж они опасны?
Навигация на пальцах
Звездные ночи в море не только невероятно красивы – яхтсмены могут (и должны) использовать ночное небо для навигации. Чтобы точно знать свое положение, порой можно обойтись без компаса или секстанта
Мотосейлер. Нестареющая концепция

Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?

Мыс Горн. 400 лет испытаний

«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк

Блуждающие огни

Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.

Питер Блейк. Легенда на все времена

Питер Блейк… Он вошел в историю не только как талантливый яхтсмен, но и как признанный лидер, ставший «лицом» целой страны Новой Зеландии, показавший, что значит истинная забота и настоящая ответственность: на самом пике спортивной он оставил гонки и поднял парус во имя защиты Мирового океана – того океана, который он так сильно любил