Беседовал Артур Гроховский
Yacht Russia: Вы пришли в сноукайтинг самостоятельно или под давлением отца?
Артем Гаращенко: На зимнем кайте меня действительно научил кататься отец, но никакого давления не было, был пример и мое собственное желание.
Валерия Гаращенко: Папа фактически открыл кайтинг на Урале. Поэтому с раннего детства я постоянно видела в воздухе кайты. И само собой, захотела научиться ими управлять.
YR: И во сколько лет вы впервые встали под кайт?
А.Г.: В девять лет.
В.Г.: В январе 2013 года папа впервые дал кайт мне в руки, и я не расстаюсь с ним до сих пор.
YR: У вас сложилась парусная династия: отец, сын, дочь. Насколько «семейственность» поддерживает вас и насколько весом ее вклад в ваши победы?
А.Г.: Когда мы выступаем вместе, это, безусловно, дополнительно стимулирует, особенно если соревнования проходят в одной для всех нас дисциплине, например, в марафоне. Между нами тоже возникает конкуренция, что, в свою очередь, дает нам преимущество перед другими соперниками. Правда, обычно я выступаю во фристайле – это выполнение трюков при прыжках с трамплинов и на плоской поверхности, поэтому на соревнованиях вижу семью только на утреннем собрании участников и вечером после гонок, но это не мешает нам поддерживать друг друга и гордиться семейными результатами.
В.Г.: Семья всегда поддерживает меня, но в гонку я выхожу одна и поэтому рассчитываю только на себя и свои силы.
YR: Насколько трудно совмещать обычную жизнь, учебу, тренировки, соревнования и перелеты?
А.Г.: В школе и университете было непросто: приходилось брать задания у преподавателей, учиться удаленно, выполнять домашнюю работу прямо в самолете. Но это научило меня успевать сделать больше дел, чем обычно. Сейчас моя жизнь уже неразделима с кайтбордингом, поэтому стало легче.
В.Г.: Если честно, я так привыкла к такому графику, что всегда все успеваю. Иногда, конечно, приходится решать тесты ЕГЭ прямо в аэропорту или писать отчеты о соревнованиях на переменах между уроками, но мне это нравится!
YR: Хватает ли при этом времени на какое-то хобби, прочие увлечения, личную жизнь, наконец?
А.Г.: Не всегда, но хватает. Все-таки ветер дует не каждый день (улыбается). К тому же, моя вторая половинка тоже катается на кайте. Мы любим путешествовать, и у нас хорошо получается объединять спортивные поездки с активным туризмом.
В.Г.: На серьезные увлечения времени совсем нет, но раз в неделю я выкраиваю минуты, чтобы прочитать десяток страниц какой-нибудь интересной книги.
YR: Как проходят ваши тренировки? Сколько времени вы уделяете атлетической подготовке, тактике борьбы, технике и теории?
А.Г.: В зимний период в Москве я стараюсь использовать для тренировок каждый ветреный день. Летом и в осеннее-весеннее межсезонье уезжаю на сборы на юг России и в другие страны. Теорией, тактикой и общей физической подготовкой занимаюсь в безветренные дни и обычно, когда нахожусь дома.
В.Г.: У меня есть команда, которая разрабатывает для меня программу тренировок, и эта программа включает в себя подготовку по всем направлениям. Зимой я тренируюсь примерно по два часа каждый день, летом – по четыре.
YR: Считаете ли вы сноукайтинг экстремальным видом спорта или он все же близок к обычному парусу, к тому же виндсерфингу?
А.Г.: Экстрима и свободы в кайте больше, чем «просто» парусного спорта. В первую очередь за счет прыжков и зимней вариации кайтбординга – сноукайтинга. Оторваться с кайтом от снега можно, допустив всего одну ошибку в управлении куполом, поэтому экстрима можно нахвататься буквально с первых секунд обучения. Поэтому учиться кататься на кайте нужно именно в проверенной кайт-школе и у опытного инструктора. Если же сравнивать кайтбординг с виндсерфингом… Да, научиться кататься на кайте, сделать свои первые галсы сложнее, это правда. Зато после базовой подготовки перед тобой открывается масса возможностей для прогресса в любой из дисциплин.
В.Г.: А вот на мой взгляд, кайтинг близок к обычным парусным гонкам.
YR: Что самое важное и трудное в сноукайтинге именно для вас?
А.Г.: Как это ни странно прозвучит, доехать по пробкам до подходящего спота в Подмосковье. Очень важно найти максимально подходящие условия для катания, где хорошо продувается ветер и есть нужное состояние снега, где можно выбрать оптимальный рельеф и построить правильный трамплин.
В.Г.: Не только в спорте, но и в жизни важно упорство и позитивное мышление.
YR: Сила, выносливость, техника, тактика, оборудование – какая из этих составляющих вносит наибольший вклад в победу?
А.Г.: В первую очередь, конечно, техника. Это основа всего кайтбординга и особенно фристайла. Далее идет правильно подобранное и настроенное оборудование. Выносливость тоже важна, как и во всех других видах спорта, а вот сила имеет не такое решающее значение.
В.Г.: На тренировках я не упускаю ни одной из этих составляющих, а соревнования показывают результат моей работы. Выступить максимально хорошо мне помогают сила воли и характер.
YR: Нужно ли вам специально «настраиваться» на те или иные климатические условия? Как отходите от «джет-лага» после длинных перелетов?
А.Г.: У меня практически нет «джет-лагов», но когда они все же случаются, стараюсь продержаться до ночи, и на следующий день все встает на свои места. Плюс в последнее время я стараюсь выбирать оптимальные по времени перелеты, без слишком длительных и ночных пересадок. В общем, куда важнее подогнать под конкретные условия технику – поменять некоторые настройки кайта, креплений на сноуборде, фильтр на маске…
В.Г.: Я постоянно тренируюсь в разных условиях и спокойно отношусь к любой погоде, и не важно, снег это или вода.
YR: Есть ли у вас специальная «гоночная» диета или тонизирующие напитки? Что помогает собраться и прийти в форму перед стартом?
А.Г.: Специальной диеты нет, просто предпочитаю здоровую еду, например, уже несколько лет не пью колу. А перед стартом мне помогают музыка и изотоники.
В.Г.: У меня специальной диеты тоже нет. Я просто не ем сладкое, мучное и пью много воды.
YR: Чьими советами пользуетесь при подборе снаряжение? Еесть ли у вас персональный спонсор? Или все за счет семьи?
А.Г.: Я работаю с различными брендами спорт-индустрии, благодаря которым получается посещать много соревнований и путешествовать. Все кайт-оборудование предоставляет Duotone, одежда, гидрокостюмы и аксессуары – от Quiksilver. Приложение WINDY.APP показывает, где лучше дует ветер и куда ехать кататься. Также с этого года я начал выступать за автомобильный бренд Toyota.
В.Г.: С этого года меня полностью поддерживает спортивная школа «Крестовский остров».
YR: Артем, сегодня вы фактически являетесь профессиональным спортсменом?
А.Г.: Да,уже.
YR: Не жалеете ли о том, что променяли «обычную» офисную карьеру на профессиональный спорт?
А.Г.: Нисколько! Занятие кайтбордингом открывает огромные перспективы для путешествий, саморазвития, знакомств. А множество направлений и дисциплин в кайтинге позволяют заниматься им на протяжении всей жизни.
YR: А вы, Валерия, не планируете стать профессиональной спортсменкой?
В.Г.: В последнее время я тренируюсь все больше и серьезнее, и считаю, что мой путь профессиональной спортсменки уже начался.
YR: Кто сегодня из ваших соперников является наиболее серьезным конкурентом?
Д.Г. Когда я выступаю на соревнованиях, то стараюсь максимально круто откатать свою программу, показать свой лучший результат и. За последние годы во фристайле изменилась система судейства, непосредственной и тем более контактной борьбы с соперником нет, поэтому главный соперник – ты сам.
В.Г.: Сейчас я еще не могу объективно оценить свой уровень, поэтому поживем – увидим..
YR: Какая дисциплина в сноукайтинге вам импонирует?
А.Г.: Помимо фристайла, очень нравится джиббинг – скольжение по перилам и фигурам.
В.Г.: Я выступаю в самой интересной для меня дисциплине – курс-рейс. Также мне нравится наблюдать за соревнованиями во фристайле, особенно когда выступает мой брат.
YR: Каков ваш взгляд на будущее сноукайтинга? Может ли он стать олимпийским видом спорта?
А.Г.: Не уверен насчет Олимпийских игр, но и в России, и за рубежом интерес к сноукайтингу растет с каждым годом. Многие мои иностранные друзья убеждены, что у сноукайтинга большое будущее. Надеюсь, что в ближайшие годы мы увидим много новых райдеров во всех дисциплинах.
В.Г.: Все стремительно меняется, и я не исключаю, что через несколько лет Международный олимпийский комитет обратит внимание и на гоночный сноукайтинг.
YR: Нет ли желания попробовать себя в «обычном» водном кайтинге, ведь с 2024 года он становится олимпийским видом спорта?
А.Г.: В программу-2024 пока включен только курс-рейс, то есть гонки, мне же больше по душе фристайл, поэтому с нетерпением жду, когда он тоже станет частью Олимпийских игр. А так для меня катание по воде – такая же неотъемлемая часть кайтбординга, как и сноукайтинг. Я ведь и люблю кайтинг потому, что можно кататься круглый год, меняя сноуборд на кайтборд. К слову, летом я принимаю участие в мировом туре по кайт-джиббингу.
В.Г.: Уже пять месяцев я тренируюсь на воде вместе с сильной российской командой по гидрофойлу. Последние две недели я провела в Мексике, где в середине марта состоится мой дебют на международных соревнованиях в летних гонках.
YR: Какие еще разновидности парусного, а может, и не только парусного спорта вас привлекают?
А.Г.: В свободное от кайта время я катаюсь практически на всех досочных видах спорта: сноуборд, вейкборд, скейт, серфинг. Все это развивает координацию и в конечном итоге помогает в кайте.
В.Г.: Семь лет назад я познакомилась с парусным спортом благодаря виндсерфингу, и сейчас внимательно слежу за развитием этого класса.
YR: А какова вообще ваша цель, ваша невзятая вершина в мире кайтинга?
А.Г.: Моя основная цель – развивать наш вид спорта и продвигать его в массы. Также планирую летом войти в топ-5 на мировом туре по кайт-джиббингу, Еще хочу снять полнометражный фильм о сноукайтинге и продолжать искать новые необычные места для съемок моего видео-проекта Kiteable.
В.Г.: Все мои спортивные успехи были достигнуты в сноукайтинге. Я выиграла все возможные зимние соревнования и теперь хочу попробовать свои силы в олимпийском гоночном кайтбординге.
YR: Что ж, планы серьезные… Удачи вам!
Опубликовано в Yacht Russia №4/117, 2019 г.
Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...
Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.
В гости к Табарли - один день из жизни Брижит Бардо и Алена Делона
«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк
Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?
Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.