Текст Василия Алексеева
Первоначально старт был назначен на 22 сентября. Однако уже за несколько дней до назначенного времени стало ясно, что он вовремя не состоится: над северной Атлантикой один за другим шли мощные циклоны, разгонявшие в Бискайском заливе штормовой встречный ветер и 3–5-метровую волну. Поэтому в назначенный день был проведен только торжественный парад – проводы участников, после чего спортсмены прошли гонку-пролог длиной 36 миль и вернулись в порт.
Для наших участников этот перерыв оказался очень кстати. Дело в том, что во время пролога яхта Федора Дружинина получила повреждения в результате столкновения, и эти дни удалось использовать для ремонта. А Ирина Грачева просто использовала эти неожиданные каникулы для полноценного отдыха перед длинной гонкой.
Наконец 2 октября было объявлено, что старт назначен на пятое число. Накануне прошел последний брифинг для шкиперов, и рано утром, еще в сумерках, яхты одна за другой потянулись в море.
С самого старта яхты пошли против слабого, постепенно усиливающегося юго-западного ветра. Практически все гонщики, в том числе оба наших спортсмена, потянули длинный галс в океан в расчете захватить хвост уходящего на север циклона и получить свежий северо-западный ветер. Лишь немногие спортсмены решились еще днем повернуть на юг, кратчайшим путем в сторону Испании. Очень ненадолго им удалось захватить лидерство, однако ночной разворот ветра на NW поставил все на свои места.
Ирина Грачева очень хорошо, в первой десятке, ушла со старта, но потом начала отставать. После суток гонки, когда яхты прошли первую сотню миль, она опустилась в пятый десяток и отставала от лидера приметно на 20 миль. До сих пор слабый ветер был сильной стороной Иры, и такое быстрое отставание вызвало тревогу – не случилось ли чего? После финиша Ирина рассказала, что первые два дня были очень тяжелыми физически из-за резкой качки и постоянных ударов лодки о волну на скорости 6 узлов на встречном волнении, и, возможно, это отразилось на скорости. Однако это не сказалось на боевом настроении – после поворота на правый галс она снова начала нагонять соперников несмотря на то, что вокруг нее были новые и более быстроходные яхты.
На начальном участке гонки в дивизионе Proto лидерство захватил Аксель Треан (945), за ним вплотную шел Франсуа Жамбо (865). Федор Дружинин шел в начале второй десятки, проигрывая лидеру около 30 миль.
В серийном флоте лидировал хорошо знакомый всем «министам» Амброджио Беккариа на «Геомаге» (943), но флот шел очень плотно – 15 яхт отставали от Беккариа меньше чем на 10 миль и весь флот растянулся меньше чем на 50 миль. Ира Грачева устойчиво держалась в середине флота, отставая от лидера примерно на 25 миль к вечеру 7 октября.
Ночью или утром 8 октября к Бискайскому заливу должен был подойти небольшой фронт с вытянутой с SW на NE ложбиной низкого давления, после прохождения которой ветер должен был резко развернуться с юго-восточного на северо-западный и стать попутным. Вдоль берегов Испании должен был образоваться сильный поток попутного северного ветра. Яхты, которые первыми поймали бы это усиление, неизбежно должны были уйти в отрыв, и догнать их стало бы почти невозможно. Поэтому ночь с понедельника на вторник и утро вторника должны были стать решающими для первого этапа гонки, и спортсмены прекрасно понимали это.
Как и ожидалось, этот фронт накрыл лидеров в конце ночи и аутсайдеров – утром 8 октября. Ветер резко развернулся на NW, и яхты, ушедшие дальше всех на северо-запад, сразу получили преимущество. Весь флот сделал поворот на правый галс и направился на юг при постоянно усиливающемся попутном ветре и трехметровой волне. Перед гонщиками стоял выбор: как обходить зону разделения движения (DST) – с запада или между DST и берегом? В прибрежной зоне дорога короче, и прогноз давал более сильный ветер именно близи берега, но неровный ветер и интенсивное движение судов в прибрежной зоне требовали постоянного внимания.
Федор Дружинин прошел мыс Финистерре 13-м, Ирина Грачева – 27-й. Оба отставали от лидеров своих групп на 60 миль.
Появились и первые потери. В понедельник днем около 14:00 организаторы сообщили, что Джо Ласи (868) временно выходит из гонки и направляется в порт Хихон на севере Испании для ремонта энергетической системы. Правила Mini-Transat разрешают временный выход из гонки, но продолжительность остановки должна быть не менее 12 и не более 72 часов.
Вечером 8 октября возникли проблемы у Джонатана Ходкевича (958), который тоже вышел из гонки из-за проблем энергетикой и закруткой генуи и ушел в Ла-Корунью. Как стало ясно позже, Ходкевичу так и не удалось справиться с неполадками, и он окончательно вышел из гонки.
9 октября утром вышли из гонки Жан-Баптист Тернон (880) и Давид Кремер (260), у которого оторвался транец, из-за чего он вынужден был уйти на ремонт в Байону. Кремеру позже удалось благодаря помощи друзей поднять лодку на берег, отремонтировать транец и снова выйти в море. А вот Тернон был вынужден покинуть гонку окончательно. Небольшие проблемы возникли у многих яхт, но в большинстве случаев гонщики самостоятельно справлялись с ними.
9–10 октября все яхты шли с большой скоростью под спинакерами, постепенно уходя в океан. Лишь несколько яхт пошли вдоль испанского берега; среди них – чех Павел Рубал (908), который заставил поволноваться организаторов; ночью с 9 на 10 октября он на большой скорости налетел на что-то, в результате транец яхты был вырван. Справиться с поступлением воды не удалось, Павел был вынужден дать сигнал бедствия. Через два часа он был снят с яхты вертолетом, яхту пришлось бросить.
Бешеная скачка продолжалась около двух суток; в четверг ветер начал ослабевать и в пятницу 11 октября упал до «нормальных» 10–15 узлов. Утром 12 октября лидеры гонки подошли к «порогу» Канарских островов. Однако гребень повышенного давления, расположившийся как раз над архипелагом, и образовавший обширную зону слабых неустойчивых ветров, тянущуюся вдоль африканского побережья практически от Гибралтара до Канар, сделал преодоление этого порога нелегким делом.
К вечеру 12 октября почти весь флот выстроился плотным строем в направлении на юг вдоль генерального курса. Учитывая, что к вечеру воскресенья должен был подойти небольшой фронт со свежим северным ветром, на финише спортсменов ожидала «спрессовка», и результаты в основной массе флота могли поменяться существенно. Если в «прото» Франсуа Жамбо (865) имел приличную «прокладку» в 30 миль до идущего вторым Танги Буруйе, то в «серии» Амброзио Беккария и Феликс де Навасель шли практически вплотную. Наши спортсмены на подходе к Канарам немного улучшили свои позиции: Федор Дружинин шел 10-м с отставанием от лидера чуть меньше 200 миль; Ира Грачева – на 27-м месте в основной группе, но держалась чуть западнее флота, рассчитывая, по-видимому, на усиление ветра с запада (по прогнозу ветер сначала должен был прийти именно оттуда).
К сожалению, продолжились потери. 12 октября организаторы сообщили, что выбыл из гонки Ян Блондель, который накануне зашел в Лейшёэс (Португалия), чтобы устранить многочисленные технические неисправности (поломанный румпель, неисправность автопилота и энергетики). Оказалось, что решить все проблемы в отведенное время не удается, и Блондель принял решение выйти из гонки. Он стал четвертым спортсменом, вышедшим из гонки, после Павла Рубала, Джонатана Ходкевича и Жана-Батиста Тернона.
За 300 миль до финиша возникли проблемы и у Ирины Грачевой. На большой скорости под нагрузкой подкрепление транца под верхней оковкой левого руля отслоилось, и руль продавил транец. Ира сумела, не останавливаясь, сделать распорки из подручного материала, но ей пришлось несколько часов пролежать в корме под кокпитом, удерживая эти распорки на месте, пока яхта шла 10-узловым ходом под Code Zero.
Последние сутки, как и ожидалось, стали борьбой нервов. Попутный ветер сменился слабым ветром, постоянно менявшим направление от попутного до встречного и обратно. Жамбо потратил на последние 16 миль почти 8 часов и полностью растерял свое преимущество. Удача повернулась лицом к Акселю Треан, который подошел к финишу, отставая от Жамбо почти на 30 миль. В своем первом интервью после финиша Аксель сказал, что не надеялся на победу, считая, что Жамбо и Буруйе финишировали раньше, чем ветер умер. Однако, подходя к финишу, он поймал радиопереговоры, из которых понял, что его соперники все еще стоят рядом друг с другом около финиша. Аксель в этот момент находился правее, западнее генерального курса, и, на его счастье, как раз отсюда пришел порыв ветра, на котором Аксель обошел соперников и финишировал первым в 4:36 парижского времени первым с отрывом всего в шесть с половиной минут от Жамбо. Еще через 20 минут финишировал Танги Буруйе.
Вскоре после этого пришел устойчивый северный ветер, и дальше неожиданностей не произошло. Первым в серийном флоте финишировал Амброзио Беккариа в 6:30, через два часа после победителя в «прото». Феликс де Навасель пришел через 1 час 40 минут после Беккария, и еще через час – Матью Винсент. Федор Дружинин финишировал 10-м в «прото» в 21:00 14 октября, Ирина Грачева – 25-й в «серии» в 8:18 15 октября, затратив на гонку 9 дней 21 час 39 минут 54 секунды.
Интересно, что из первой десятки серийных яхт девять – это Pogo-3. Единственный «скоу» в этой компании – Флориан Кено (946) – пришел только 10-м. Из гонщиков, выступающих на старых яхтах, первым пришел Кевин Блох (Pogo-2, 17-е место на финише), второй – Ирина Грачева (TipTop, 25-е место).
А тем временем спортсменов, пришедших на Канары, ожидала большая культурная программа, включающая встречи с местными спортсменами и студентами. На 26 октября была назначена гонка-пролог, в которую «министы» пойдут в паре с местными яхтсменами.
Опубликовано в журнале Yacht Russia №11 (124), 2019 г.
Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...
Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.
В гости к Табарли - один день из жизни Брижит Бардо и Алена Делона
Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?
«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк
Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.