Заглянуть за горизонт

Они собираются каждый год перед Рождеством. Они – это прославленные гонщики, организаторы соревнований, руководители команд, владельцы туров, директора верфей, чиновники ISAF, спонсоры, журналисты… Словом, те, кто составляет основу «гоночной парусной индустрии». В отличие от ISAF, которая занимается администрированием спорта и имеет сложную, но четко прописанную структуру, YACHT Racing Forum–площадка для обмена мнениями и разработки новых, часто революционных идей.

Заглянуть за горизонт На сцене......и в кулуарахВыступает Франсуа Габар

Текст Василия Сенаторова, Бориса Сенаторова

В этом году в Женеве на ней разместились 260 человек, которые, по сути, придумывают и воплощают в жизнь новые модели и форматы парусных соревнований. В основном здесь, как положено, англичане. Как Ян Уолкер, победитель прошедшей Volvo Ocean Race, Марк Тернер, совладелец агентства спортивного маркетинга OC Sport, придумавший Extreme Sailing Series, главы ключевых комитетов ISAF Алистер Фокс, который отвечает за проведение регаты Игр в Рио, и Джейсон Смитвик, заведующий техническим комитетом и офшорными гонками, известные журналисты: Мэтью Шенон из Yachting World и Доббс Дэвис из Seahorse …Но не только. Норвежец Кнут Фростад, сперва гонщик, а затем директор проекта VOR, победитель последней Vendee Globe француз Франсуа Габар, новый владелец World Match Racing Tour швед Хокан Свенсон… Россию на Форуме представлял журнал YACHT Russia.

Интересно, что и в рекламной рассылке, и на протяжении всего Форума организаторы и участники говорили об «индустрии парусных гонок». Согласитесь, необычный подход для спортивного симпозиума. Но оправданный – ведь в профессиональном парусе, действительно, крутятся немалые деньги.

Поэтому первое, что мы захотели выяснить, столкнувшись с бизнес-подходом, каков же размер этого рынка? Оказалось, что дело это непростое. Из десятка человек, которым был задан этот вопрос, дать ответ смог только Кнут Фростад. Его оценка – примерно миллиард долларов, в зависимости от того, проходят ли в конкретный год такие регаты как Кубок «Америки» и VOR, бюджет которой в нынешнем году, например, составил 280 млн. евро. Это, конечно, существенно меньше, чем капитализация самого дорогого спорта в мире – американского футбола (более пяти миллиардов долларов), но все же величина внушительная.

Второе, чем мы интересовались, сколько яхтсменов вовлечены в профессиональный цирк? Сколько из них могут существовать на доходы от паруса? По оценке Яна Уолкера, жить только за счет участия в гонках могут не более тысячи человек в мире.

Дальше мы не стали копать эту тему, поняв, что разговоры об «индустрии» пока не подкреплены аналитикой, и вопрос этот ждет своего исследователя.

Что же обсуждали на Форуме?

Конечно, мини-сенсацией стала новость о добровольной отставке после всего пяти месяцев пребывания в должности Питера Соурея, исполнительного директора ISAF. Всего за несколько недель до Форума в Женеве я наблюдал его на годовой конференции Федерации в китайском городе Санья. Ничто не предвещало такой развязки. Какова причина?

Ответ на этот вопрос не смогли дать даже высокопоставленные чиновники «Мирового паруса».

Именно так звучит теперь официальное название Международной федерации парусного спорта – World Sailing. Кстати, блестящий по форме и содержанию доклад о важности работы спортивных журналистов в парусном спорте сделал легендарный телеведущий и - попутно - вице-президент ISAF Гэри Джобсон. Парус слишком сложен для понимания обывателями, говорил он. От качества интерпретации, комментария, истории, которую доносят зрителю или читателю журналисты, зависит его восприятие. Парусный журналист – редкая, но чрезвычайно востребованная профессия. Помимо обычных профессиональных навыков такой человек должен прекрасно разбираться в истории и технике, тактике и психологии этого вида спорта. Для нас, кстати, была очень лестной его высокая оценка YACHT Russia, который мы представили г-ну Джобсону.

В рамках Форума работали панели: по бизнесу и маркетингу, дизайну и технологиям, а также безопасности и управлению рисками.

Подводные крылья и их влияние на парусный мир стали основной темой технологической дискуссии. Всего три года назад никто и представить не мог, как резко и глубоко изменится яхтинг с их внедрением. И, конечно, непрестанное развитие композитных материалов влияет на дизайн и безопасность лодок. Они становятся все легче и прочнее.

А отсюда вытекали и темы для дискуссий по безопасности. Скорость. Как управлять связанными с ней рисками, как обеспечить безопасность яхтсменов? Как поведал Том Тоубер из VOR, компания VOLVO поставила цель исключить к 2020 году возможность фатальных катастроф с участием машин своей марки. «А можем ли мы реализовать ту же задачу в парусе? - спросил он. - Ведь формат наших соревнований часто предусматривает присутствие на высокоскоростных лодках рядом с профи неподготовленных гостей».

Основные доклады и дискуссии были, конечно,
посвящены парусному бизнесу.

Из потока идей, вылившегося на участников, самое сильное впечатление произвело на меня предложение сменить формат олимпийских регат, вставив в них длинную гонку на океанских яхтах. Это единственное многодневное событие в рамках Игр при правильной медийной подаче могло бы вызвать интерес большой аудитории и сэкономило бы немало средств организаторам.

Судя по тому, как быстро становятся былью сказки предыдущих встреч, эта идея не лишена шансов на жизнь, особенно в свете трансформаций ISAF/ World Sailing. Одно обидно. Российская федерация, призванная активно влиять на развитие паруса, сконцентрировалась на решении сиюминутных задач и не может даже претендовать на формирование мировых трендов. Где наши Кулибины и Поповы в парусе?

Бернахард Шопфер, Компания Maxcomm
С этого года организатором Форума является моя компания Maxcomm. В 2008 году я стоял у истоков этого мероприятия, но у меня и у инициаторов было разное видение будущего. Они ушли, и я сам занялся конференцией. Теперь мы будем заниматься организацией Yacht Racing Forum до тех пор, пока это приносит нам удовольствие. То есть всегда. Цель состоит в том, чтобы свести вместе всех ньюсмейкеров парусного мира, чтобы они налаживали связи, занимались бизнесом и совместно создавали будущее парусного спорта. Важно проводить Форум каждый год в новом месте и в разных странах. Так, в 2017 году Форум пройдет в датском городе Аархус. А вот место 2016 года пока не определено. Может быть, Россия? Не хотите пригласить к себе Форум?

Ян Уокер, шкипер команды Абу-Даби, победитель Volvo Ocean Race 2014/2015
Взглянув назад, понимаешь, насколько другим стал парусный спорт всего за одно поколение. Лодки стали легче и энерговооруженнее – это привело к тому, что гонки изменились до неузнаваемости.
Большинство канувших в небытие регат были профессиональными. Неужели вся проблема в профессионализме? Нет.
Основная причина – постоянный рост издержек. Не нужно быть гением, чтобы понять, что с растущими затратами снижается количество участников. От регаты «Оптимистов» через Олимпийские игры к VOR или Кубку «Америки» стандарты гонок растут и этот вызывает астрономический рост бюджетов.
Во-вторых – растущая конкуренция с другими видами спорта. 35 лет назад большинство экстремальных видов спорта еще не существовали, не было и моего любимого кайтбординга.
В-третьих, меняется образ жизни людей. Людям приходится больше работать и становится трудно выкраивать время для такого затратного занятия, как парус. Он все больше становится спортом для молодежи, которая возвращается к нему, когда достигает материального успеха и получает большего свободного времени, когда работа и семья перестают быть приоритетом. Надо попробовать развернуть этот тренд.
Наконец, большинство согласится, что в мире избыток классов яхт и регат, а в нашем спорте отсутствует понятная структура.
 Я никогда не стремился стать профессиональным яхтсменом. Я был простым парнем, который ходил под парусом и стремился попасть на Олимпиаду. Все, что зарабатывал, я тратил на парус. Чтобы оплатить подготовку к Играм, мне пришлось заняться профессиональным парусом. И только через 15 лет после Сиднея я понял, что давно уже профи.
Точно не скажу, но думаю, что в мире меньше 1000 человек, которые могут жить только за счет паруса.
Парус совмещает в себе как физический, так и умственный компоненты. Это здоровый спорт, поскольку надо быть сообразительным, уметь принимать решения, оценивать риски. К примеру, в гимнастике детей учат слепо следовать командам тренера, как маленьких шимпанзе. А парус учит независимости.
Парусом можно заниматься очень долго. Мне 45, а я все еще отношусь к верхушке парусного мира. Не так много видов спорта, где такое вообще возможно. Разве что в биллиарде.

Энди Турел, директор Extreme 40 Sailing Series
Не берусь оценивать рынок парусных гонок, который включает в себя бюджеты команд, стоимость организации соревнований, видео-продукции и т.д. Не удивлюсь, если он превысит миллиард долларов.
В парусные гонки в мире вовлечены сотни тысяч человек.
Чтобы привлечь молодежь, надо создавать своих героев. Во время наших регат мы стараемся привлечь местных детей, дать им возможность погоняться прямо перед нами. Рядом с ними находятся чемпионы мира и Олимпийских игр. Тогда у них появляется возможность задать вопросы: кто ты, откуда, как начинал гоняться? И услышать главный ответ: я тоже начинал с «Оптимиста», как и ты. И ты можешь многого добиться.
Кнут Фростад, директор трех регат Volvo Ocean Race
Размер рынка гоночной парусной индустрии +/- один миллиард долларов. Зависит от конкретного года и наличия в нем VOR или АС. Бюджет нашей регаты в 2014-2015 годах был 280 млн евро.
Знаете, чем парус и шахматы похожи? Оба – это спорт принятия решений. А знаете, что в шахматах отличает чемпиона от остальных игроков? У него самый медленный пульс в момент принятия решение и самое низкое давление.
О поисках спонсоров. Когда к ним приходят за бюджетом в диапазоне 6-10 миллионов, их трудно получить. В больших международных компаниях очень сложная процедура принятия решений, личные пристрастия топ-менеджеров не считаются. Другое дело, когда планка спускается до 1–3 миллионов. Количество потенциальных спонсоров резко увеличивается.

Опубликовано в Yacht Russia № 1-2 (82), 2016 г.

Популярное
Мотылек с острова Дьявола
Он был преступником. Арестантом. Заключенным. И бежал снова и снова. Его ловили, а он опять бежал. Потому что... Жить, жить, жить! Каждый раз, находясь на грани отчаяния, Анри Шарьер повторял: «Пока есть жизнь, есть надежда».
Очень опасный кораблик
Что такое физалия, и почему ее надо бояться
Снежные паруса. Секреты зимнего виндсерфинга

Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...

Борода - краса и гордость моряка

Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.

Мурены: потенциально опасны
Предрассудки, связанные с ложными представлениями о муренах, стали причиной повсеместного истребления их в Средиземноморье. Но так ли уж они опасны?
Навигация на пальцах
Звездные ночи в море не только невероятно красивы – яхтсмены могут (и должны) использовать ночное небо для навигации. Чтобы точно знать свое положение, порой можно обойтись без компаса или секстанта
Мотосейлер. Нестареющая концепция

Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?

Мыс Горн. 400 лет испытаний

«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк

Блуждающие огни

Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.

Питер Блейк. Легенда на все времена

Питер Блейк… Он вошел в историю не только как талантливый яхтсмен, но и как признанный лидер, ставший «лицом» целой страны Новой Зеландии, показавший, что значит истинная забота и настоящая ответственность: на самом пике спортивной он оставил гонки и поднял парус во имя защиты Мирового океана – того океана, который он так сильно любил