Место встречи изменить нельзя

Кризисные явления в экономике Росси не могли не обойти стороной индустрию отдыха на воде и ее главное «зеркало» – Московскую яхтенную выставку.  А что же будет дальше? На что надеются основные экспоненты московского бот-шоу? Какие планы у них на нынешний год? Эти вопросы мы держали в уме, осматривая залы выставки. Их было всего два…

Картинки с выставки Картинки с выставкиКартинки с выставкиКартинки с выставкиКартинки с выставкиВиктор ЯзыковВасилий Елагин и Николай ЛитауСтенд журнала Yacht Russia

Текст Артура Гроховского

Первое и самое заметное – из экспозиции полностью исчезли огромные моторные яхты, теперь они практически полностью «переехали» на Сочинскую выставку катеров и яхт. Трудно сказать, хорошо это или плохо, но планку московской выставки это понизило ощутимо. Второй заметный момент – в этом году, как и в прошлом, ВФПС вновь не имеет собственного стенда (правда, его в каком-то смысле замещало весьма активное участие Федерации парусного спорта Московской области). Третья деталь была вообще удивительна: российский дилер польской верфи Northman выставил целую шеренгу малых крейсеров этой фирмы (бренд Maxus) – три парусных яхты и одну моторную. К сожалению, подобный широкий жест явился, скорее, следствием удачных совпадений, чем результатом роста перспектив на сегодняшнем рынке. Хотя, безусловно, малые и особо малые трейлерные крейсера ценны своей мобильностью и сравнительно невысокой ценой, поэтому находить своего покупателя они будут всегда.

Да, кризис заставляет покупателей экономить, а производителей – искать новые, в том числе и более дешевые, ниши. Откровением стало появление сверхмини-крейсера под названием «Пикофолькбот» – полноценной парусной яхты длиной всего 3,60 метра и водоизмещением порядка 200 килограммов. Созданная около года назад конструкция уже потихоньку строится в Петербурге, в настоящий момент заказчикам поставлены три лодки.

Обратила на себя внимание и еще одна премьера выставки – четырехметровый катамаран TwinRazor, очень аккуратно и стильно исполненная лодка, за прототип которой были взяты знаменитые «Хоббикэты». Качество ее, насколько можно судить по внешнему виду, находится на высоком уровне, цена же сильно различается в зависимости от исполнения – от 465 до 700 тысяч рублей. Правда, открытым остается вопрос о нише на рынке для этого судна.

Компания «Спортботрус», ярко сверкнувшая в прошлом году оригинальным «волнопронзающим» швертботом mxNext конструкции Владислава Мурникова, выставила в этом году другую новинку – легкий разборный тримаран Weta, пригодный как для гонок флота, так и для пляжного отдыха, и очень популярный на зарубежных рынках (уже сделано более тысячи корпусов). Несмотря на неброский стенд новой лодки, посетители его не пропустили, так что этот стенд стал одним из самых популярных на выставке. Немаловажное значение имела и сравнительно невысокая цена тримарана – один миллион двести тысяч рублей.

Не пропали с выставки и два российских изготовителя, отметившиеся на ней в прошлом году.

Ладожский транспортный завод развернул производство прогулочных парусных катамаранов «Котлин» по оригинальному отечественному проекту. Это довольно своеобразная лодка, занимающая редкую нишу: гибрид пляжного катамаранчика с более серьезным судном, рассчитанным на длительные прогулки или походы вдоль берега. Наиболее близкий ее аналог – популярные в свое время у нас разборные надувные туристские катамараны. По мнению создателей судна, лодка вполне пригодна для одно-двухнедельного путешествия по внутренним водам и вдоль морских побережий. Как и обещали год назад производители, сейчас они представили заметно доработанную модель.

Большим стендом вновь отметилась компания «Румаран», выпускающая складные тримараны под маркой «Ветер», которые производятся по подобию австралийской лодки Scarab 22 на основе лицензионного соглашения с ее создателями. Лодка предлагается в разных вариантах комплектации – от аскетичной до комфортабельной, возможна поставка «голого» корпуса для рукастых яхтсменов, способных дооснастить судно своими силами.

Строго говоря, на этом парусные яхты как таковые на выставке практически закончились – если не принимать в расчет еще несколько дилерских стендов «больших» верфей, «живых» лодок не представивших. Конечно, было и определенное количество парусных школ и чартерных агентств, несколько издательств, но в целом выставка сильно «сдулась» даже в сравнении с прошлогодней.

Однако нельзя не сказать вот что: любой кризис, как обычно, усиливает материальное расслоение общества. Кому-то пляжный швертбот дорог, кому-то «Ойстер» размером мал. Сократившись в размерах, московская выставка стала теперь малобюджетной. Но интерес россиян к отдыху на воде не исчез, просто теперь он стал более сегментированным: большие яхты приобретаются согражданами, как и прежде, но теперь уже точно не в Москве, а в Дюссельдорфе и в Каннах.

Но MIBSпо-прежнему остается традиционным местом встречи для всех любителей отдыха на воде, открывающим новый сезон. Которое, как известно, изменить нельзя…

Человеческий фактор

Большим мероприятием московской экспозиции стала организованная YR встреча с яхтенными капитанами: Виктором Языковым и Николаем Литау, в которой принял участие и арктический путешественник Василий Елагин.
Виктор Языков, редко бывающий на публике, поделился с собравшимися своим проектом «Золотой век России» (YR № 83), ответил на многочисленные вопросы, касающиеся жизни на борту яхты яхтсмена-одиночки. В России сегодня нет яхтсменов, имеющих сравнимый с Виктором опыт одиночных плаваний, поэтому многие его слова стали откровением для собравшихся, вопросов было немало. Немалый интерес вызвал и его рассказ о технологиях, разработанных им для строительства яхт «Ветер перемен» и «Дочь ветра».
Николай Литау – один из пионеров российских арктических и антарктических плаваний под парусами – рассказал о своих уже совершенных плаваниях, в том числе кругосветных, на борту яхты «Апостол Андрей». Поделился он и планами намеченного путешествия на Шпицберген.
Василий Елагин – путешественник и замечательный конструктор – удивил собравшихся гостей рассказом о пересечении Северного ледовитого океана (от России через Северный полюс до американского континента ) на самодельных автомобилях-ледоходах «Емеля».
К сожалению, содержательная часть выставки на этом была почти исчерпана. Однако, значительно сократившись в размерах как выставка, она осталась все тем же традиционным местом встречи тех любителей отдыха под парусом, для кого весенняя экспозиция в «Крокусе» фактически означает начало парусного сезона. Что думают сами ее участники о перспективах бот-шоу, о ситуации на рынке – об этом мы спросили тех, кто выставил в этом году в Москве свои парусные суда и стенды.

Говорят участники выставки

Роман Игошин, яхтенный конструктор, яхтенная верфь «ТойботКастом»:
– Модель «Пикофолькбот» я спроектировал прошлым летом, сразу же построил опытный образец, на основании его испытаний чуть-чуть доработал яхту. Сейчас строится уже третья лодка, цена в базовой комплектации триста шестьдесят тысяч рублей. Идея этой лодки – сделать крейсерский яхтинг вновь доступным. Подобный класс лодок – он называется overnight, то есть яхта, позволяющая паре человек переночевать на борту, – вполне имеет право на жизнь, особенно в периоды ослабления экономики. Я считаю, что у такого направления – сверхмалые крейсерские яхты – есть будущее в России. Комплектующие у нас импортные, фанера и смола – отечественные, мачту делаем сами.
Сергей Ананьин, российский дилер верфи Northman (торговая марка Maxus):
– Выставка оказалась катастрофически маленькой и скучной. Смысл присутствия на ней для таких фирм, как мы, то есть для «малышей», сегодня только один: показать всем, что ты еще жив, что ты еще не умер. И все. Планов производства парусных яхт в России у меня теперь уже нет, хотя один из моих компаньонов их пока еще вынашивает.
Павел Савченко, компания «Спортботрус»:
– Тримаран Weta был встречен очень тепло, гораздо лучше, чем швертбот mxNext год назад. Я бы даже сказал, что тримаран был принят на ура, люди разобрали все проспекты до единого, скачивали видео, брали телефоны, интересовались нашими публикациями, собирались приехать на тест-драйв. В Москве у нас нет дилера, но в клубе Конаково уже заинтересовались этой лодкой, правда, демо-образца у них пока нет. Лодка очень перспективная – это общемировой монотип с огромным флотом, его ассоциации существуют почти во всех странах мира (кроме России). Яхта очень быстрая, дешевая, позволяющая легко войти в парусный спорт. Она стоит меньше, чем 29er! Можно сказать, что это своего рода прорыв на рынке, я же готов говорить про «Вету» часами. Если же вспомнить об озвученных годом ранее планах производства швертбота mxNext в России, то они пока планами и остаются. Пока нет того объема заказов (при всем интересе к этой яхте), который бы давал нам основания для развертывания ее локального производства в России.
Вячеслав Бороденко, катамаран TwinRazor:
– Наш продукт рассчитан на людей, попавших, условно говоря, в кризис. Этот катамаран решает сразу несколько проблем – и с перевозкой, и особенно с хранением. Эту лодку можно просто хранить в квартире в разобранном виде. Комплектующие – частично наши, частично зарубежные, паруса наши. Смолы тоже наши, качество их за последнее время заметно подросло. За аналог мы брали «Хоббикэт», от которого взята идея обводов, но наш катамаран не является точной копией, многое изменено и переразмерено, это все же самостоятельная модель. Спрос нам пока не очень понятен. Собственно, цель нашего участия в выставке – оценка перспектив этой модели на рынке. К сожалению, выставка очень сильно «похудела», народу много меньше, чем мы ожидали.
Виктор Акацевич, генеральный директор компании «Ветер» (производство тримаранов под маркой Rumaran):
– Мы развиваемся достаточно успешно. На прошлой выставке у нас был выставлен фактически предсерийный прототип, а не живой образец. С тех пор многое изменилось, мы уже строим серийные образцы, на настоящий момент построено девять лодок. А кризис нам, скорее, помогает. Когда мы начинали думать о производстве – это было в начале 2014 года, – мы понимали, что невозможно конкурировать с зарубежными производителями ценой или качеством. Можно только идеями. Но сейчас на нас стал работать и ценовой фактор – многие затраты у нас не изменились, так как мы живем «в рублях». Поэтому себестоимость снизилась, что позволяет нам чувствовать себя неплохо. Смолы и ткани у нас пока импортные, но для матриц уже начинаем применять отечественные материалы. Понемногу начинаем производить собственные дельные вещи. Как я говорил вам и год назад, кризис не повод опускать руки.
Егор Кононенко, технический директор компании «Котлин»:
– Кризис сказался очень заметно, денег у граждан стало ощутимо меньше. Но интерес к парусу не ослабевает, много людей как-то пытаются выкроить средства, чтобы не расставаться с мечтой. На склад мы не работаем! Импортозамещения никакого не произошло, смолы, материалы пока все импортные. Не знаю, сколько еще должно пройти лет, чтобы наша промышленность ожила и начала производить нужные материалы. Спрос на яхты невелик, так что вряд ли все же в обозримом будущем наша индустрия раскачается и станет выпускать именно судостроительные конструкционные материалы.
Святослав Детинкин, сотрудник чартерного агентства FairySail:
– Рынок чартера за последний год сократился очень заметно, спрос упал процентов на тридцать-сорок. Но заказы есть, мы держимся на плаву за счет постоянных клиентов, которые, несмотря ни на что, продолжают ходить в море. На этот сезон из направлений наиболее востребованы Греция, Хорватия и Испания. В Турцию заказов нет вообще, вернее, есть ровно один на весь сезон, но он не от русских заказчиков. Туда и европейцы сейчас не едут. Российский же чартер пока не развивается. Чартерного флота почти нет, инфраструктура тоже пока не развита. К сожалению, на рынке внутреннего чартера серьезно предложить пока просто нечего.

Опубликовано в Yacht Russia №4 (84), 2016 г.

Популярное
Мотылек с острова Дьявола
Он был преступником. Арестантом. Заключенным. И бежал снова и снова. Его ловили, а он опять бежал. Потому что... Жить, жить, жить! Каждый раз, находясь на грани отчаяния, Анри Шарьер повторял: «Пока есть жизнь, есть надежда».
Очень опасный кораблик
Что такое физалия, и почему ее надо бояться
Снежные паруса. Секреты зимнего виндсерфинга

Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...

Борода - краса и гордость моряка

Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.

Мурены: потенциально опасны
Предрассудки, связанные с ложными представлениями о муренах, стали причиной повсеместного истребления их в Средиземноморье. Но так ли уж они опасны?
Навигация на пальцах
Звездные ночи в море не только невероятно красивы – яхтсмены могут (и должны) использовать ночное небо для навигации. Чтобы точно знать свое положение, порой можно обойтись без компаса или секстанта
Мотосейлер. Нестареющая концепция

Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?

Мыс Горн. 400 лет испытаний

«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк

Блуждающие огни

Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.

Питер Блейк. Легенда на все времена

Питер Блейк… Он вошел в историю не только как талантливый яхтсмен, но и как признанный лидер, ставший «лицом» целой страны Новой Зеландии, показавший, что значит истинная забота и настоящая ответственность: на самом пике спортивной он оставил гонки и поднял парус во имя защиты Мирового океана – того океана, который он так сильно любил